Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лес – наше богатство (ягоды, грибы, деревья)

1. Сходите на прогулку в лес. Что такое лес? Что растет в лесу? Рассмотрите деревья, кусты, грибы, ягоды….
2. Рассмотрите деревья, назовите части дерева. (Ствол, ветви, сучья, листья, корни, крона…). Сравните стволы деревьев, отличаются ли они?
3. Найдите и назовите ребенку ягоды: малину, бруснику, рябину, чернику, клюкву. Расскажите, где они растут, какие они на вкус, как можно их использовать?
4. Найдите грибы, или покажите картинки в книге. Назовите их, обсудите, почему их так назвали(белый, масленок, мухомор, моховик, подберезовик, сыроежка, поганка, опята, лисички).
5. Рассмотрите и назовите части гриба: ножка, шляпка, грибница.
6. Объясните разницу между съедобными и несъедобными грибами.
7. Учите подбирать определения:Какая клюква? (красная, кислая, блестящая, полезная) Какая береза? (стройная, белоствольная, тонкая, зеленая, кудрявая…)
8. Назови варенье, пирог, начинку
Из клюквы – клюквенное, клюквенный, клюквенная
Из брусники –
Из черники –
Из малины –
Из грибов –
9. Игра «С какой ветки эта детка»
Лист березы – березовый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый ….
10. Игра «Чего в лесу много?» (родительный падеж существительных)
Много грибов, ягод, веток, шишек, деревьев…
11. Прочитайте стихи про осенний лес. Вспомните, в каких сказках действие разворачивается в лесу?
12. Вместе с ребенком ответьте на вопрос, почему лес — это наше богатство?

13. Составить рассказ — описание по теме Деревья

Человек. Части тела.

1. Спросите у ребенка, как называются части тела. Попросите показать, что есть на лице, на голове, на руке, на ноге (волосы, лоб, затылок, виски, брови, глаза, ресницы, нос, щеки, губы, уши, локоть, кисть, пальцы, ладонь, ногти, коленка, стопа, пятка).

2. Спросите, где у ребенка правая (левая) рука (нога), попросите показать левой рукой правое ухо, правой рукой левую щеку и т.д.

3. Поиграйте в игру: «Скажи правильно».

Ноги вверху или внизу? Нос спереди или сзади? Эта рука правая или левая? Этот пальчик на руке или на ноге?

4. «Расскажи для чего что нужно?»

Глаза нам нужны для того, чтобы видеть. Уши — …. Зубы — …. Язык — …. Колени — ….. Губы — ….. Пальцы — …..

5. «Скажи наоборот»

Молчать – говорить смеяться – плакать работать – бездельничать (лениться) ссориться – мириться   садиться – вставать огорчать – радовать бежать – стоять   заснуть – проснуться

6. «Составь слово»

Черные глаза – черноглазый Красные щеки – краснощекий Ясные глаза – ясноглазый Пышное тело – пышнотелый Светлые волосы – светловолосый Длинные ноги – длинноногий Круглое лицо –   круглолицый Белые зубы – белозубый

7. «Расскажи про маленького и большого брата»

Рука — ручка — ручища.

Нога — ножка — ножища.

Глаз — … нос — … усы — …

голос — … нога — … руки — …

лоб -… зуб -… губы -…

8. Подберите слова, которые характеризуют состояние человека. Например, хмурый, грустный, радостный, веселый, удивленный, испуганный, смелый, трусливый, сильный, слабый.

9. Поговорите с ребенком о том, для чего мы чистим зубы, едим овощи, моем руки, стрижем ногти, делаем зарядку.

10. Объясните значение выражений:

· Обвести вокруг пальца;

· Задирать нос;

· Держать себя в руках;

· Голову повесить;

· Когда голова думает, язык отдыхает.

Одежда. Ателье.Ткани

1. Попросите ребенка назвать по нескольку предметов спортивной, рабочей, домашней, праздничной, мужской, женской одежды, обуви.

2. Расскажите, что предметы одежды, обуви можно купить в магазине, сшить по индивидуальному заказу в ателье.

3. Объясните детям, зачем люди шьют одежду и обувь по индивидуальному заказу в ателье.

4. Расскажите ребенку о труде портнихи, сапожника. Какими инструментами они пользуются, какие действия выполняют? (Кроит, шьет, пришивает, отпарывает, подшивает, гладит, обметывает; кроит, шьет, пришивает, подшивает, клеит, прибивает, меняет…).

5. Обратите внимание ребенка на ткань или материал, из которого изготовлены одежда, обувь, головные уборы. Предложите ребенку пощупать ткань, материал, попросите назвать, какие они на ощупь. (Мягкие, ворсистые, гладкие, легкие, пушистые, плотные, непромокаемые, ворсистые….)

6. Попросите объяснить, почему именно ткань подойдет к этому предмету одежды, обуви.

7. Из каких тканей шьют одежду, делают обувь? Как назвать одежду, сшитую из различных материалов, предназначенную для различных целей:

из шерсти – шерстяная из меха – меховая из шелка-из бархата –из вельвета-   Из кожи –Из хлопка –Из сатина –Для спорта –Для праздника -

8. Рассмотрите детали одежды, обуви, головных уборов. Назовите их (полочка, спинка, рукав, манжет, воротник, подол, оборка, пояс, пряжка, каблук, голенище, подошва, набойка, козырек, поля, отворот и т.п.)

9. Опишите свое любимое платье (пальто, брюки) Почему они тебе нравится?

10. Прочитайте сказку Г.Х. Андерсена «Новое платье короля».

Посуда. Продукты питания.

1. Спросите у ребенка, какие продукты он знает?

2. Назовите молочные продукты, мясные, мучные.

3. Какие продукты являются полезными, а какие могут быть вредны для здоровья?

4. Какое бывает молоко? (коровье, козье, овечье…)

5. Какое бывает мясо? (свинина, говядина, баранина..)

6. Спросите ребенка, какое блюдо он любит? Как оно называется, из каких оно продуктов?

7. Знает ли ребенок, из каких продуктов готовят пирожки, котлеты, суп?

8. Попросите ребенка подобрать слова-действия: пирожки – пекут, суп — …, котлеты — …, салат — …

9. Перечислите все действия, которые выполняет повар. (Режет, трет, чистит, моет, взбивает…)

10. Назовите посуду. Из каких материалов ее делают.

11. Назовите правильно: посуда из фарфора – фарфоровая, из стекла — …, из дерева — …, из стекла — …, из металла — …, из чугуна — …, из стали — …, из пластмассы- …, из глины — …, из фаянса — ….

12. Назовите фарфоровую посуду (чашка, блюдце, сервиз, блюдо…), стальную, глиняную, деревянную…

13. Назовите назначение посуды: на сковороде жарят мясо, рыбу; ножом режут, чистят; в кастрюле варят компот, суп…

 

   
    Средства связи
  1.Расскажите ребенку о том, что люди могут общаться, даже если они находятся далеко друг от друга. Для этого существует много способов (телефон, почта, интернет). 2. Расскажите о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста, телефониста), о важности их труда, вместе с ребенком сходите на почту.3. Покажите ребенку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, открытки, покажите ребенку посылку. 4. Рассмотрите конверт, почтовую марку на нем, телеграмму, прочитайте, откуда пришло письмо, телеграмма; расскажите, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города; расскажите, для чего на конверте пишут адрес, спросите у ребенка, знает ли он домашний адрес. 5. Расскажите ребенку, как еще можно связаться с другим человеком (по телефону или через интернет) и сообщить информацию. Расскажите о правилах общения по телефону (необходимо поздороваться, представиться, задать вопрос или сообщить какую либо информацию).Разыграйте с ребенком разговор по телефону. 6. Закончи предложение. Почтальон принес письма и открытки (кому?) (маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре…) В почтовом ящике лежат (что?) (газеты, журналы, письма…) В письме написали (о чем? о ком?) В посылке прислали много (чего? Для кого?) Разговаривал по телефону (с кем? о чем?) 7. Подбирать предметы к признакам. Почтовый – голубь, перевод, конверт… Почтовая – марка, открытка… Почтовое – извещение… Почтовые – марки, работники… 8. Образовывать новые слова. Почта – почтальон, почтовый, почтамт… Адрес – адресат, адресный, адресует, адресованный… 9. Подбери слова с частичкой теле, которая обозначает «далеко»: телефон, телеграф, телевизор, телефонист, телеграмма. 10. «Скажи, какой?» Открытка (какая?) – праздничная, поздравительная, …. Письмо (какое?) – заказное, срочное, …. Телефон (какой?) – домашний, городской, мобильный, …. 11. Прочитайте ребенку стихотворение С.Я.Маршака «Почта».
  Зимующие птицы
  1. Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими. Почему их называют зимующими? Где они живут всю зиму и чем питаются? 2. Назовите зимующих птиц: воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, клест, свиристель и т.д. 3. Из каких частей состоит их тело, чем покрыто? Выделите отличительные признаки птиц: воробей маленький, юркий, серенький; синица с желтой грудкой, синей шапочкой, поет «сии»; сорока с длинным хвостом, длинным клювом, белыми боками; снегирь…, ворона …., свиристель и т.д. 4. Расскажите, как люди могут помочь зимующим птицам? (делают кормушки, подкармливают) Чем человек может подкармливать птиц? (хлеб, семечки, пшено, сало, сушеные ягоды) 5. Расскажи о птице, какая она? Воробей (какой?) – быстрый, юркий, маленький, серый, веселый. Ворона (какая?) – большая, черная, громкая, грозная и т.д. Сорока (какая?) — …, снегирь (какой?) — ….. 6. «Скажи, что птица делает?» Летает, прыгает, клюет, приземляется, садится, высиживает, вьет, щебечет, чирикает, долбит, нахохливается… 7. Скажи по-другому: С красной грудкой – красногрудый, с черными крыльями – чернокрылый, с черными глазами — …, с кривым клювом — …, с желтой грудкой — …, с длинным клювом-… 8. «Посчитай птиц» На ветке один красногрудый снегирь, два-три-четыре красногрудых снегиря, пять красногрудых снегирей; одна чернокрылая ворона, две-три-четыре чернокрылые вороны, пять чернокрылых ворон; одна желтогрудая синица… 9. «Скажи, чей клюв? Чье крыло? Чья голова?» Клюв вороны – вороний, крыло вороны – воронье, голова вороны – воронья. Клюв сороки — …… клюв воробья — ….. клюв совы — …. 10. Поиграйте в игру «добавь словечко» (приставочные глаголы): Птичка из гнезда … вылетела. Птичка в клетку … влетела. Птичка с ветки … слетела. Птичка над деревом…. Птичка за дерево … Птичка к кормушке…. Птичка через поляну…11. Составьте загадку – описание одной из птиц.- Какая птица по величине, окраске? - Опишите части тела, расскажите об особенностях (желтая грудка, длинный хвост, пестрые крылья). - Скажите, чем питается птица, как и где проводит зиму. 12. Объясните смысл выражений «Сорока на хвосте принесла», «Считать ворон».
  Зимние забавы
  1. Попросите ребенка назвать признаки зимы (в живой и неживой природе). Учите ребенка видеть за окном по пути в детский сад и называть зимние признаки.2. Выучите названия зимних месяцев.3. Объясните или попросите ребенка объяснить своими словами значение слов: снегопад, гололед, метель, мороз, иней, поземка, сугробы, морозные узоры) 4. Поиграйте в игру: «Скажи другим словом» Метель – вьюга, Пурга – буран Мороз – холод, стужа. 5. Поговорите о том, как звери, птицы зимуют, как люди заботятся о домашних животных, птицах (помогают перезимовать) 6. Спросите, какие зимние развлечения нравятся ребенку, почему? 7. Попрактикуйтесь в подборе слов – признаков к словам: снежинка – легкая, прозрачная, нежная, искристая, серебристая… снег – мягкий, пушистый, скрипучий, легкий, хрустящий… лед – гладкий, прозрачный, скользкий, как стекло… 8. Подберите слова – действия: Снег – идет, порхает, кружится, сверкает, искрится, скрипит… Вьюга – воет, летает, злится, заметает… 9. Объясните словосочетания: деревья в белых шубах; ковром покрыта земля; реки скованы льдом. 10. Учите детей подбирать родственные слова Назови зиму ласково – зимушка Пережидать зиму – зимовать То, что бывает зимой – зимний; Птицы, остающиеся на зиму – зимующие; Зимняя дорога – зимник; Пора перед зимой – предзимье; Зимнее жилье – зимовье; Из снега – снежный; Падающий снег – снегопад; Комки из снега – снежки; Птица, прилетающая со снегом – снегирь; Белый, как снег – белоснежный Цветы, растущие под снегом — подснежники 11. Подберите «ласковые» слова. Снег – снежок, ветер — …, мороз — …, санки — …, шуба — …, ком — …, снеговик — … 12. В тетради нарисуйте снеговика и составьте его описание.
  Новый год
  1. Попросите ребенка назвать зимние праздники. Какой из праздников ему нравится, почему?2. Спросите, что делают люди в преддверии Нового Года: наряжают елку, готовят маски, костюмы, делают елочные игрушки, готовят подарки….3. Назовите и опишите персонажей: Дед Мороз – добрый, старый, белобородый, спешит к детям с подарками. 4. Попросите ребенка объяснить, что такое маскарад, хоровод, гирлянда, мишура, фейерверк, полночь… 5. Подберите родственные слова к слову елка (елочка, ель, еловый, ельник…); мороз(мороженое, морозить, морозильник); праздник (праздничный, праздновать, празднование) 6. Назовите другими словами (подберите синонимы) хоровод – общий танец в кругу, танцевать – плясать, смеяться – хохотать, радоваться — …, шуметь — …, сиять – …, гирлянда — … 7. Поучите ребенка образовывать новые слова: снег летит - летящий, скрипит – скрипящий, тает — …, сверкает — ….,блестит — …, поет — …, играет- …, кричит — … 8. Назовите как можно больше предметов, которыми можно украсить елку. (шары, гирлянды, флажки, хлопушки, бусы, свечи, шишки, мишура, «дождик», конфеты…) 9. Составьте рассказ о том, как ваша семья будет праздновать Новый Год. Что вы приготовите для праздничного стола? Какие костюмы вы наденете? Кого вы пригласите в гости? Что вы будете делать новогодней ночью (смотреть телевизор, играть, петь песни, пойдете гулять, пойдете в гости…) О каких подарках вымечтаете? 10.Прочитайте стихи, сказки про Новый Год (Г.Х.Андерсен «Щелкунчик», В.Сутеев «Снеговик – почтовик»)  

 

 

Ателье.Ткани
1. Попросите ребенка назвать по нескольку предметов спортивной, рабочей, домашней, праздничной, мужской, женской одежды, обуви. 2. Расскажите, что предметы одежды, обуви можно купить в магазине, сшить по индивидуальному заказу в ателье. 3. Объясните детям, зачем люди шьют одежду и обувь по индивидуальному заказу в ателье. 4. Расскажите ребенку о труде портнихи, сапожника. Какими инструментами они пользуются, какие действия выполняют? (Кроит, шьет, пришивает, отпарывает, подшивает, гладит, обметывает; кроит, шьет, пришивает, подшивает, клеит, прибивает, меняет…). 5. Обратите внимание ребенка на ткань или материал, из которого изготовлены одежда, обувь, головные уборы. Предложите ребенку пощупать ткань, материал, попросите назвать, какие они на ощупь. (Мягкие, ворсистые, гладкие, легкие, пушистые, плотные, непромокаемые, ворсистые….) 6. Попросите объяснить, почему именно ткань подойдет к этому предмету одежды, обуви. 7. Из каких тканей шьют одежду, делают обувь? Как назвать одежду, сшитую из различных материалов, предназначенную для различных целей:
из шерсти – шерстяная из меха – меховая из шелка- из бархата – из вельвета- Из кожи –Из хлопка – Из сатина – Для спорта – Для праздника -

8. Рассмотрите детали одежды, обуви, головных уборов. Назовите их (полочка, спинка, рукав, манжет, воротник, подол, оборка, пояс, пряжка, каблук, голенище, подошва, набойка, козырек, поля, отворот и т.п.)

9. Опишите свое любимое платье (пальто, брюки) Почему они тебе нравится?

10. Прочитайте сказку Г.Х. Андерсена «Новое платье короля».

    Человек. Части тела. Профессия медсестры.
. 1 Спросите у ребенка, как называются части тела. Попросите показать, что есть на лице, на голове, на руке, на ноге (волосы, лоб, затылок, виски, брови, глаза, ресницы, нос, щеки, губы, уши, локоть, кисть, пальцы, ладонь, ногти, коленка, стопа, пятка).2. Спросите, где у ребенка правая (левая) рука (нога), попросите показать левой рукой правое ухо, правой рукой левую щеку и т.д. 3. Поиграйте в игру: «Скажи правильно». Ноги вверху или внизу? Нос спереди или сзади? Эта рука правая или левая? Этот пальчик на руке или на ноге? 4. «Расскажи для чего что нужно?» Глаза нам нужны для того, чтобы видеть. Уши — …. Зубы — …. Язык — …. Колени — ….. Губы — ….. Пальцы — ….. 5. «Скажи наоборот»
Молчать – говорить смеяться – плакать работать – бездельничать (лениться) ссориться – мириться садиться – вставатьогорчать – радовать бежать – стоять заснуть – проснуться

6. «Составь слово»

Черные глаза – черноглазый Красные щеки краснощекий Ясные глаза – ясноглазый Пышное тело – пышнотелый Светлые волосы – светловолосый Длинные ноги – длинноногий Круглое лицо – круглолицый Белые зубы – белозубый

7. «Расскажи про маленького и большого брата»

Рука — ручка — ручища.

Нога — ножка — ножища.

Глаз — … нос — … усы — …

голос — … нога — … руки — …

лоб -… зуб -… губы -…

8. Подберите слова, которые характеризуют состояние человека. Например, хмурый, грустный, радостный, веселый, удивленный, испуганный, смелый, трусливый, сильный, слабый.

9. Поговорите с ребенком о том, для чего мы чистим зубы, едим овощи, моем руки, стрижем ногти, делаем зарядку.

10. Объясните значение выражений:

· Обвести вокруг пальца;

· Задирать нос;

· Держать себя в руках;

· Голову повесить;

· Когда голова думает, язык отдыхает.

Посуда. Продукты питания.
1. Спросите у ребенка, какие продукты он знает?2. Назовите молочные продукты, мясные, мучные. 3. Какие продукты являются полезными, а какие могут быть вредны для здоровья? 4. Какое бывает молоко? (коровье, козье, овечье…) 5. Какое бывает мясо? (свинина, говядина, баранина..) 6. Спросите ребенка, какое блюдо он любит? Как оно называется, из каких оно продуктов? 7. Знает ли ребенок, из каких продуктов готовят пирожки, котлеты, суп? 8. Попросите ребенка подобрать слова-действия: пирожки – пекут, суп — …, котлеты — …, салат — … 9. Перечислите все действия, которые выполняет повар. (Режет, трет, чистит, моет, взбивает…) 10. Назовите посуду. Из каких материалов ее делают. 11. Назовите правильно: посуда из фарфора – фарфоровая, из стекла — …, из дерева — …, из стекла — …, из металла — …, из чугуна — …, из стали — …, из пластмассы- …, из глины — …, из фаянса — …. 12. Назовите фарфоровую посуду (чашка, блюдце, сервиз, блюдо…), стальную, глиняную, деревянную… 13. Назовите назначение посуды: на сковороде жарят мясо, рыбу; ножом режут, чистят; в кастрюле варят компот, суп…
 
Мой город.
1. Спросите ребенка, как называется наш город 2. Покажите на карте наш город 3. Научите ребенка находить и показывать город Тюмень 4. Познакомьте с символикой города: гербом, флагом, гимном. Объясните, что они означают 5. Расскажите, какие растения встречаются в наших лесах 6. Расскажите о достопримечательностях города 7. Помогите составить рассказ о республике по плану: - В каком городе ты живешь? - Какие реки в нашем городе? - Достопримечательности?
Наша Родина-Россия
1. Расскажите детям, что наша страна называется Россия. Она очень большая, в ней много республик, городов, рек, озер, городов, деревень. 2. Столица России – Москва. Это самый главный город. В Москве работает президент страны, его правительство. 3. Объясните, что республика Коми, в которой мы живем – это часть России, которая находится на севере нашей страны. 4. Расскажите, что в России живут люди разных национальностей, которые отличаются друг от друга внешне, имеют разные обычаи, язык, но называются одним словом – россияне. 5. Расскажите ребенку чем богата наша страна, какие в России есть заводы, производства. 6. Расскажите, чем гордится страна. Расскажите о памятниках культуры, науке, искусстве. 7. У каждой страны есть свой гимн. Это торжественная песня, которую исполняют во время праздников, парадов. Есть государственный флаг. У России он трехцветный – белый, синий, красный. Есть герб – символ страны. Покажите ребенку российские флаг и герб, сравните с символикой других стран, научите находить свои флаг и герб. 8. Покажите ребенку карту России, укажите на ней города Москва, Ухта, Сыктывкар. Те города, в которых вы были, где живут ваши родственники. 9. Выучите пословицы о Москве, о родине. Объясните их смысл. Москва – сердце России. Человек без Родины – что соловей без песни. Всякому мила своя сторонушка.
День защитника Отечества
1. Поговорите с ребенком о приближающемся празднике – Дне Защитнике Отечества. 2. Какие качества необходимы защитнику? (любовь к Родине, смелость, сила, ловкость, отвага, мужество) Объясните, что это трудная, почетная, мужественная, опасная служба. 3. Расскажите ребенку, кто служит в армии? (солдаты, моряки, летчики, …) Какая техника используется в армии (танки, пушки, самолеты, корабли, подводные лодки, ракеты и др.)?Назовите воинские профессии: саперы, разведчики, парашютисты, артиллеристы, летчики, моряки, десантники, снайперы, танкисты, пограничники и д.р. 4. Поиграйте в игру «Кому это нужно» танк — танкисту, пушка - артиллеристу, самолет — летчику, корабль моряку, собака — пограничнику, оружие — солдату, ракета – космонавту… 5. Подберите слова-действия к различным военным профессиям: идет, охраняет, наблюдает, защищает, сражается, воюет, прицеливается, летает, приземляется, взлетает, разведывает, стреляет, прыгает, скачет, едет, высаживается, причаливает, швартуется, запускает и др. 6. «Скажи наоборот».
Храбрый – трусливый большой – маленький сильный – слабый защитник – нападающий защищать – нападать война – мир добро – зло смех – слезы радость – горе друг – враг мириться – ссориться взлетел – приземлился больной – здоровый трудно – легко плохо – хорошо трус – храбрец  

7. Объясните детям смысл пословиц.

Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

Солдатское дело воевать храбро и умело.

Трус таракана принимает за великана.

8. Почитайте детям книги о военных:

«На заставе» А.Барто, «Дозор» З.Александрова, «Твои защитники», «Главное войско» Л.Кассиль, «Мешок овсянки» А. Митяев и др.

Животные холодных и жарких стран
1. Спросите ребенка, каких животных жарких стран он знает (бегемот, крокодил, жираф, лев, кенгуру, коала, питон, кобра, страус, попугай, ящерицы…). Расскажите о том, какие животные живут на севере (белый медведь, северный олень, пингвин, полярная сова, морж, песец, тюлень). Спросите, для чего животным севера нужен густой, длинный мех; толстый слой жира; ласты; ветвистые и длинные рога, клыки и копыта.2. Расскажите, где обитают животные: какие животные плавают в море и охотятся на рыб, какие живут на суше (в тундре, тайге, джунглях или песках) 3. «Скажи что делает?» Попробуйте подобрать слова-действия, характеризующие повадки животных: Бросается, нападает, подстерегает, прячется, спасается, защищается, мчится, ныряет, плавает, ловит, крадется, стережет добычу… 4. «Скажи какой?» Пингвин, какой? – неуклюжий, черно-белый, толстый. Жираф, какой? — длинношеий, пятнистый, длинноногий. Бегемот, какой? – большой, толстокожий, коротконогий. Лев, какой? – гривастый, длиннохвостый, бесстрашный. Тюлень, какой? — …. 5. «Отгадай, кто это?» Высокий, тонкий, пятнистый (жираф). Низкий, толстый и серый (бегемот). Грозный, большой, с длинной гривой (лев). Горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд). 6. «Чей хвост? Чья голова? Чье ухо? Чьи глаза?» У оленя – олений хвост, оленья морда, оленьи рога. У медведя – медвежий нос, медвежья шкура, медвежьи уши. У тюленя – тюлений клык, тюленья морда, тюленьи глаза. У тигра — тигриный, тигриная, тигриные. У льва — львиный, львиная, львиные. 7. О ком расскажет путешественник по Африке? (о гривастых львах, о толстокожих слонах…) Кем он восхищался? (быстроногими антилопами, медлительными черепахами…) 8. «Составь одно слово».
Из двух слов составь одно, например, длинные ноги — длинноногий.Длинный, короткий, цепкий — хвост. Толстая, серая, с иглами – кожа. Большие, длинные, красные — уши. Один, два – горба.   Выпученные, большие, круглые — глаза.Длинная, короткая, толстая — шея. Пышная, длинная, черная — грива. Острые, длинные, большие — зубы. Толстые, тонкие, длинные, короткие — ноги.  

9. Прочитайте детям книги о животных жарких и холодных стран: «Доктор Айболит» К.Чуковского, «Слон» А.Куприн, «Акула» Л.Толстой, «Маугли» Р.Киплинг.

  Мамин день
1. Познакомьте детей с первым весенним праздником, днем 8-е марта. Напомните дату этого праздника, спросите, чей это праздник (всех женщин: и бабушек, и мам, и сестричек.) 2. Спросите, что сопровождает этот праздник: (утренник, праздничный концерт, который дети готовят для мам; подарки, цветы…) 3. Попросите подобрать определения к словам: мама — добрая, нежная, ласковая бабушка — родная, старенькая, милая…; цветы — душистые, весенние…; праздник — веселый, долгожданный, женский, весенний…; настроение весеннее праздничное, приподнятое… 4. Спросите, что можно делать в этот праздник (поздравлять, дарить, приготовить подарок; вышить, испечь, нарисовать, наклеить, смастерить, прочесть стихотворение, спеть песню…) 5. Проверьте, знает ли ребенок название маминой профессии, умеет ли рассказать, где мама работает (назвать место работы), чем занята (печатает, воспитывает детей, лечит зубы, продает косметику…) 6. Научите ребенка словам поздравления по плану: - обращение; (Дорогая бабушка, милая мама, любимая сестричка…) - поздравление с праздником; - пожелания. 7. Помогите ребенку понять смысл пословиц и поговорок, выучите несколько из них по выбору: - ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО. - НЕТ ЛУЧШЕ ДРУЖКА, ЧЕМ РОДНАЯ МАТУШКА. - МАТЕРИНСКАЯ ЛАСКА КОНЦА НЕ ЗНАЕТ. - БАБУШКЕ ОДИН ТОЛЬКО ДЕДУШКА НЕ ВНУК. - МАТУШКИН ГНЕВ, ЧТО ВЕСЕННИЙ СНЕГ: И МНОГО ЕГО ВЫПАДАЕТ ДА СКОРО РАСТАЕТ. - ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.
Водоемы и их обитатели
1. Расскажите детям о различных водоемах: океан, река, аквариум, озеро, пруд и их обитателях.2. Рассмотрите картинки с изображением обитателей морей, океанов, учите различать и называть кита, дельфина, акулу, тюленя, краба, морскую черепаху. 3. Назовите и покажите основные части тела рыб, животных: голова, жабры, плавники, листы, чешуя… 4. Учите ребенка различать по внешнему виду, называть некоторых речных рыб: щуку, сома, ерша, окуня… 5. Дайте детям простейшие представления о том, чем питаются, как размножаются обитатели различных водоемов: рыбы мечут икру, а из икринок появляются мальки; у некоторых рождаются детеныши: у кита — китеныши; черепахи откладывают яйца в песок, а из яиц вылупляются черепашата. 6. Расскажите, как люди заботятся о рыбах, зачем строят аквариумы, рыбопитомники, садки, очищают русла рек. 7. Подберите родственные слова: рыба - рыбак — рыбачка — рыболов — рыбный (суп) — рыбник (пирог) — рыболовный крючок — рыбачить — рыбка — рыбешка — рыбища, поясняя значение слов. 8. Учите правильно согласовывать слова при счете: одна акула, 2 (3,4) акулы, 5 (6,7,8) акул; один ёрш, 2 (3,4) ерша, 5 (6,7,8) ершей. Один кит, 2(3,4) кита, 5 (6,7,8) китов. 9. Составьте описательный рассказ по плану: - Как называется? - Где живет? - Какие по форме, величине, цвету части тела? - Что интересного ты о нем знаешь?
Транспорт. Правила дорожного движения
1. Назовите наземный, подземный, водный, воздушный, военный, пассажирский, грузовой транспорт. Назовите несколько механизмов каждого вида. Например: автомобиль, электричка, поезд, мотоцикл – наземные виды транспорта.2. Какие из видов транспорта имеют определенную узнаваемую окраску? (Скорая помощь, пожарная машина…) 3. Назовите транспорт, которым вы пользуетесь чаще всего. 4. Назовите части разных видов транспорта:фары, бампер, крылья, шасси, иллюминаторы, каюта, нос, палуба. 5. Назовите профессии людей работающих на транспорте. Объясните, что входит в обязанностипилота, капитана, машиниста, кондуктора, стюардессы, проводника… 6. Расскажите о правилах дорожного движения. Почему их нужно соблюдать? Кто следит за их исполнением? 7. Кто регулирует движение самолетов, поездов (диспетчер). 8. Образуйте сложные слова: Возит большие грузы – большегрузный С двумя колесами – С тремя колесами – Перевозит много тонн – многотонный Сам летает – Возит мусор – мусоровоз Возит воду- Возит с помощью пара- Возит с помощью электричества- 9. Подберите прилагательные для описания автомобиля, самолета, поезда. (Самолет – реактивный, серебристый, сверхзвуковой, пассажирский, стремительный…) 10. Подготовьте рассказ о дальней поездке на разных видах транспорта.
 
Школа. Школьные принадлежности. Библиотека.
1. Поговорите с ребенком об одежде и обуви. Какой должна быть зимняя (осенняя, летняя) одежда?2. Предложите ребенку назвать несколько предметов зимней (весенней, летней) одежды (шуба, комбинезон, куртка, пальто, свитер); обуви (валенки, пимы, ботинки, сапоги). 3. Рассмотрите и назовите предметы одежды, обуви и головных уборов, назовите их части: воротник, рукава, манжеты, пояс, пуговицы, петли, карманы, капюшон, голенище, подошва, носок, задник, каблук, козырек, помпоны поля и т.д. 4. Рассмотрите предметы одежды, обуви, определите материалы, из которых они сделаны. Попросите ребенка объяснить, почему зимнюю одежду делают из этих материалов (меха, пуха, шерсти, кожи). 5. Назовите одежду и ее части, в зависимости от материала, из которого они сделаны: шерстяной свитер, меховая шуба, кожаные сапоги… 6. Подберите прилагательные для описания одежды: шуба – теплая, мягкая, норковая, длинная, женская, красивая… 7. Подумайте, какая одежда нужна для занятий спортом, прогулок, праздников. 8. Выполните упражнение «Большой — маленький». Сапог – сапожок; шапка – шапочка; пальто – пальтишко; шуба – шубка; валенки — валеночки 9. Поиграйте в игру «Один — много» Одна шуба – много шуб, одна шапка – много шапок… 10. Расскажите ребенку, кто и где делает одежду, расскажите про труд портнихи. Какими инструментами она пользуется, какие действия выполняет? (Кроит, шьет, пришивает, отпарывает, подшивает, гладит, обметывает). 11. Попросите ребенка описать одежду, в которой он ходит в детский сад.
Космос
Расскажите ребенку, что Солнце – это огромный раскаленный шар. Вокруг наго вращаются шары поменьше — это планеты. Наша Земля – третья от Солнца планета. Земля шар – объясните это ребенку, покажите глобус. Земля вращается вокруг себя, поэтому часть ее находится в тени. А другая часть освещается Солнцем. Этим объясняется смена дня и ночи. Земля окружена атмосферой – воздухом, которой мы дышим.В нашей Солнечной системе много планет. Их названия — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Вокруг этих планет вращаются маленькие планеты. Вокруг Земли вращается Луна. Мы видим ее по ночам – она светит отраженным светом. В космосе множество раскаленных огромных шаров, подобных нашему Солнцу. Они находятся так далеко, что кажутся нам крошечными и видны только ночью. Мы называем их звездами. У каждой звезды свое имя. Есть звезды Денеб, Альтаир, Сириус. Чтобы запомнить расположение звезд на небе, человечество объединило их в группы, напоминающие фигуры и дало им названия. В звездную ночь посмотрите на небо, и найдите созвездия Кассиопея, Орион, Большая медведица, Лебедь. В древности люди по звездам ориентировались ночью, находили стороны света. Люди всегда интересовались космосом, звездами, планетами. Они создавали увеличительные приборы – телескопы, которые позволяли лучше рассмотреть планеты и звезды. В 1957 году в нашей стране создали и запустили в космос первый искусственный спутник, который вращался вокруг Земли. 12 апреля 1961 года, ровно 50 лет назад, ученые нашей страны запустили в космос первую ракету с человеком на борту. Первым космонавтом стал Юрий Гагарин. С тех пор 12 апреля отмечают как День Космонавтики. С тех пор человек много раз летал в космос. Американские астронавты даже высадились на поверхности Луны! Вокруг Земли вращается множество спутников, которые помогают передавать сигналы радио, телевидения, интернета, помогают изучать звезды и планеты. Исследовательские спутники достигали ближайших планет, Марса и Венеры. Поиграйте в игры: «Составь слово» Ходит по Луне – луноход Летит к звездам – звездолет Считает звезды – звездочет. «Сосчитай от одного до десяти» Одна планета, две планеты, три планеты, четыре планеты, пять планет, … Один космонавт, два космонавта, три космонавта, четыре космонавта, пять космонавтов, … Один звездочет, герой, ракета, станция, звезда, … «Скажи какая» Космонавт (какой?) – сильный, смелый, отважный, храбрый, геройский, бесстрашный, дисциплинированный…. Земля (какая?) – большая, круглая, красивая, родная, огромная, … Звезда – далекая, яркая, загадочная,… «Скажи, что делает?» Ракета – стартует, летит, облетает, приземляется, …   «Скажи наоборот». Храбрый – трусливый Сильный – слабый взлетел – приземлился Больной – здоровый Плохо – хорошо большой – маленький Защищать – нападать трудно – легко трус – храбрец Далеко — близко   Подбери слова-родственники. Как называется маленькая звезда? (звездочка) Назови корабль, летящий к звездам. (звездолет) это …. Падающие звезды. (звездопад) Кто считает звезды? (звездочет) Небо, усеянное звездами. (звездное)   «Хвастунишка» Моя ракета большая, а моя еще больше, а моя большущая. Моя ракета красивая, а моя еще …. Моя ракета надежная, а моя еще …. Моя ракета быстрая, а моя еще …. Моя ракета прочная, а моя еще …. Моя ракета современная, а моя еще ….
Весна
1. Уточните временные представления детей (за зимой наступит весна, а за весной — лето). Проверьте, знает ли ребенок названия зимних месяцев.2. Понаблюдайте с детьми за изменениями в природе, учите находить признаки ранней весны, называя их на основе личного наблюдения (день стал длиннее, а ночь короче; стало теплее; солнце ярко светит (слепит глаза), днем сильно припекает; вокруг стволов деревьев появились приствольные ямки; снег осел; дороги, тропинки стали черными; на крышах повисли сосульки, днем слышна звонкая капель, а ночью подмерзает; на дорогах — гололед; набухли на деревьях и кустах почки; на пригорках -проталины; кое-где начала пробиваться зелень. 3. Научите ребенка объяснять своими словами, что такое капель, оттепель, гололед, ледоход, проталины, таяние снега. 4. Учите ребенка подбирать эпитеты: солнце — ласковое, слепящее, лучистое; ветер — свежий, весенний, теплый; небо — ясное, высокое, чистое;облака — легкие, пушистые, белоснежные. 5. Учите образовывать наречия от прилагательных: день пасмурный и ветреный (днем пасмурно, ветрено); дождливый -, ненастный-, туманный-, ясный-, солнечный. 6. Подберите родственные слова. Объясните ребенку значение непонятных слов. Попытайтесь с помощью этих слов описать наблюдаемые объекты и явления. весна — весенний, веснушки, по-весеннему, веснянки; ветер — ветерок, ветрище, ветрено; солнце – солнышко, солнечный, солнцезащитный; Таять – тающий, таяние, подтаявший, растаявший; Лед – льдинки, льдистый,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...