Практическое занятие 6. Египет Древнего царства по жизнеописаниям вельмож (4 ч.)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Практические занятия по курсу «История древнего мира» Практическое занятие 2. Мифология в первобытных и древневосточных обществах (2 ч.). Вопросы для обсуждения 1. Понятие мифа и мифологии. 2. Виды мифов. 3. Мифы о происхождении мира, богов и человека: 1) Австралия; 2) Полинезия; 3) папуасы; 4) Египет; 5) Индия. Сравните мифы о происхождении мира, богов, человека у разных народов. 4. Значение мифологии для древних обществ. Сравните отношение к мифологии в древности и в современном мире. Литература 1. Мифологический словарь. – М., 1992; Смоленск, 2000 и др. издания. 2. Мифология: Большой энциклопедический словарь. – М., 1998. 3. Мифы народов мира: Энциклопедия. – В 2 т. – М., 1997 и др. издания. 4. Мифы и легенды Австралии. – М., 1976. 5. Мифы Древней Индии. – М., 1975. 6. Мифы и предания папуасов маринд-аним. – М., 1981. 7. Мифы, предания и сказки Западной Полинезии: острова Самоа, Тонга, Ниуэ и Ротума. – М., 1986. 8. Мифы и сказки Австралии. – М., 1965. 9. Мюллер М. Египетская мифология. – М., 2007. Гл. 4. 10. Немировский А.И. Мифы древности. Ближний Восток. – М., 2001. 11. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. – М., 1982. Интернет-ресурсы 1. Мифологический словарь // http://myths.kulichki/ru/ 2. Мифы и легенды народов мира // http://www.ckazka.com/myth/myth/html 3. Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А. Токарева. – М., 1980 // http://philologos.narod.ru/myth/mnmindex.htm Практическое занятие 3. Историография первобытного общества (4 ч.). Вопросы для обсуждения 1. Представления о первобытных народах с древних времен до эпохи Великих географических открытий. 2. Изучение первобытной истории в XVI–XVIII вв. (оформить таблицу 1). Использовать текст в учебнике по истории первобытности, с. 45-48, начать конспект на 1 абзац выше пункта «Первые обобщения».
3. Изучение первобытной истории в XIX в. (оформить таблицу 2): а) на основе археологических источников; б) на основе этнологических источников; в) на основе достижений естествознания; г) другие работы.
Таблица 1 Изучение первобытной истории в XVI–XVIII вв.
Таблица 2 Изучение первобытной истории в XIX в.
Учебная литература Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – Любое издание. – Глава 1.2. С. 39-62.
Задание для самостоятельной работы (проверяется в Рейтинге № 1 и на экзамене). Тема: Изучение первобытной истории в XX в. Задание: составить конспект по теме по аналогии с Вопросом 3.
Изучение первобытной истории в XX в.
Учебная литература Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – Любое издание. – Глава 1.2. С. 63-79.
Практическое занятие 4. Эпоха праобщины (2 ч.). Понятия для усвоения: праобщина (первобытное человеческое стадо), палеолит, промискуитет, гаремная семья, питекантроп, синантроп, палеоантроп (неандерталец), культ. Вопросы для обсуждения 1. Хронологические рамки эпохи праобщины. 2. Численность праобщины. Основные занятия людей. 3. Отношения людей внутри праобщины. 4. Характеристика архантропов: а) питекантроп; б) синантроп. 5. Характеристика палеоантропов (неандертальцев): а) морфологические признаки; б) дискуссия о роли неандертальцев в антропогенезе; в) погребения неандертальцев. Примечание. Вопросы 1-3 готовить по учебной литературе, вопросы 4-5 – по учебной и научной литературе. Учебная литература Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – Любое издание. – Глава 2.1, 2, 4. Научная литература 1. Алексеев В.П. В поисках предков. Антропология и история. – М., 1972. 2. Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984. 3. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. – Л., 1979. 4. Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества. – СПб., 2010. 5. Дробышевский С.В. Предшественники. Предки? Часть III: Архантропы. Часть IV: Гоминиды, переходные от архантропов к палеоантропам. М.: Едиториал УРСС, 2004; М., 2014. 6. Матюшин Г.Н. Археологический словарь. – М., 1996. 7. Матюшин Г.Н. У истоков человечества. – М., 1982. 8. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. – М., 1970. 9. Окладников А.П., Окладникова Е.И. Заселение Земли человеком. – М., 1984. 10. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. – М., 2002 (Гл. 2.1; 8.3; 9.4; 13). 11. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. – М., 1989.
Интернет-ресурсы Архантропы (Homo erectus) // http://antropogenez.ru/zveno-single/60/ Homo erectus // http://antropogenez.ru/species/22/ Питекантроп – творец // http://antropogenez.ru/single-news/article/444/ Чжоукоудянь / Zhoukoudian //http://antropogenez.ru/location/118/ Так жгли ли синантропы костры? // http://antropogenez.ru/quote/113/ Палеоантропы (неандертальцы и синхронные им) // http://antropogenez.ru/zveno-single/63/ Культура палеоантропов // http://antropogenez.ru/zveno-single/64/ Homo neanderthalensis // http://antropogenez.ru/species/4/
Практическое занятие 5. Древний Египет: общая характеристика (2 ч.) Понятия для усвоения: дельта (Нила), ирригация, семито-хамитская языковая семья, папирус, ном, номовое государство, Верхний Египет, Нижний Египет.
Вопросы для обсуждения 1. Географическое положение и природные условия Древнего Египта. При подготовке к занятию использовать атлас по истории Древнего Мира, изучить карту Древнего Египта. 2. Население Древнего Египта, его занятия. 3. Периодизация истории Древнего Египта (оформить таблицу 4). Таблица 4 Периодизация истории Древнего Египта
Учебная литература История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. – Любое издание. – Введение (п. Основные группы населения), Раздел I. Научная литература 1. Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. – М., 2007. 2. История Древнего Востока. – М., 1988. – Ч. 2: Передняя Азия. Египет. 3. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова. – Кн. 1: Ранняя древность. – М., 1989 (и др. изд.). 4. Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. – СПб., 2000; СПб., 2001. 5. Тураев Б.А. Древний Египет. – СПб., 2000. Примечание. Вопросы 1-2 готовить по учебной и научной литературе, вопрос 3 – по учебной литературе.
Практическое занятие 6. Египет Древнего царства по жизнеописаниям вельмож (4 ч.) Вопросы для обсуждения 1. Жизнеописания вельмож как исторический источник: 1) тип и вид источника; 2) место находки, датировка, авторы; 3) краткая характеристика текстов: их характер, содержание (очень кратко – о чем говорится в тексте), информативность (какие сферы жизни Египта Древнего царства отражены в тексте); 4) цель создания источников. 2. Вельможи в Египте периода Древнего царства: 1) служба фараону (должности, сфера компетенции, отношения с другими чиновниками, отношение к службе); 2) имущественное положение; при подготовке данного вопроса подсчитайте по биографии Мечена, каким количеством земли владел этот вельможа. Переведите египетские меры площади в современные; 3) взаимоотношения с семьей. 3. Положение фараона в Древнем царстве по жизнеописаниям вельмож. 4. Внешняя политика Египта периода Древнего царства по жизнеописаниям вельмож. При подготовке вопроса использовать атлас.
Вопросы 1-4 делать по источникам, дополнительно читать научную литературу. По вопросам 2-4 оформить конспект в виде таблицы: Название вопроса
Общий вывод по вопросу Источники Жизнеописания Мечена, Уны, Хуфхора, Пиопинахта // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. – М., 1980. – Ч. 1. – С. 17–19, 21–28. Литература 1. История Древнего Востока. – М., 1988. – Ч. 2: Передняя Азия. Египет. 2. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова. – Кн. 1: Ранняя древность. – М., 1989 (и др. изд.). 3. Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. – СПб., 2000; СПб., 2001. 4. Перепелкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. – М., 1988. 5. Савельева Т.Н. Аграрный строй Египта в эпоху Древнего царства. – М., 1962. 6. Тураев Б.А. Древний Египет. – СПб., 2000. 7. Тураев Б.А. Египетская литература: исторический очерк развития древнеегипетской литературы. – М., 1920. – Т. 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|