Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие 7. Древняя Месопотамия: общая характеристика (2 ч.)




Понятия для усвоения: Месопотамия, энси, лугаль.

Вопросы для обсуждения

1. Географическое положение и природные условия Древней Месопотамии. Сравнить с Древним Египтом. Изучить карту Древней Месопотамии. Делать по учебной и научной литературе.

2. Население Древней Месопотамии (оформить таблицу 5). Делать по учебной литературе.

Таблица 5

Население Древней Месопотамии

Название народа. Время жизни. Территория расселения. Язык, языковая семья.
       

 

3. Периодизация истории Древней Месопотамии (оформить таблицу 6). Делать по учебной литературе.

Таблица 6

Периодизация истории Древней Месопотамии

Название периода. Датировка. Краткая характеристика периода.
     

4. Раннединастический период в истории Древней Месопотамии: политическое устройство государств, основные группы населения, владение землей. Делать по учебной и научной литературе.

 

Учебная литература

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. – Любое издание. – Раздел II.

Научная литература

1. Бардески К.Д. Месопотамия. Колыбель человечества. – М., 2008.

2. Гласснер Ж.Ж. Месопотамия. – М., 2012.

3. Дандамаева М.М. Древняя Месопотамия. – СПб., 2004.

4. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. – М., 1989.

5. История Древнего Востока. – М., 1983. – Ч. 1: Месопотамия.

6. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова. – Кн. 1: Ранняя древность. – М., 1989 (и др. изд.).

7. Ковалев А.А. Месопотамия до Саргона Аккадского. Древнейшие этапы истории. – Вып. II. – М., 2002. – Часть 1.

8. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. – М., 1990.

 

 

Задание для самостоятельной работы. (Проверяется в рейтинг-контроле № 2 и на экзамене). Древняя Месопотамия: Аккадское и Шумеро-Аккадское царства.

При подготовке задания письменно ответить на вопросы (конспект):

1. Создание Аккадского царства. Достижения Саргона и его преемников во внутренней и внешней политике.

2. Падение Аккадского царства от нашествия кутиев.

3. Правление III династии Ура в Шумеро-Аккадском царстве. Восстановление и развитие хозяйства. Усиление роли государства.

4. Падение Шумеро-Аккадского царства.

Учебная литература

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. – Любое издание. – Раздел II. Гл. 10.

 

Практическое занятие 8. Старовавилонское общество по законам царя Хаммурапи (4 ч.)

Понятия для усвоения: авилум, мушкенум, тамкар, вардум.

Даты для усвоения: датировка Старовавилонского периода, время правления Хаммурапи.

Вопросы для обсуждения

Внимание! По вопросам 2, 3, 5, 6: выписать из текста Законов Хаммурапи номера подходящих параграфов, проанализировать их и сделать общий вывод по вопросу.

(Первое занятие)

1. Законы Хаммурапи как исторический источник:

1) тип и вид источника; место и время находки Законов Хаммурапи;

2) автор и время создания Законов Хаммурапи; краткая характеристика внешней и внутренней политики Хаммурапи; (при подготовке вопроса изучить карту Древнего Вавилона);

3) структура Законов Хаммурапи;

4) цель создания Законов Хаммурапи (найти соответствующие цитаты в введении и заключении к Законам).

2. Брак и семья авилумов по Законам Хаммурапи:

1) условия заключения и расторжения брака;

2) права и обязанности мужа;

3) права и обязанности жены.

Примечание. «Авилум» в тексте Законов переводится на русский язык как «человек».

3. Имущественные права и обязанности авилумов по Законам Хаммурапи.

 

(Второе занятие)

4. Ролевая игра «Общинники в суде Хаммурапи».

Подготовка к ролевой игре «Общинники в суде Хаммурапи».

Во время игры предполагается деление студентов на следующие группы: 1) судьи – две группы по три человека; 2) истцы, ответчики, свидетели – четыре группы по два-три человека (по ситуации); 3) зрители – все остальные студенты. Студенты, выступающие в роли истцов, ответчиков и свидетелей, должны изучить текст Законов Хаммурапи, научную литературу и подготовить на их основании ситуации (жалобы), с которыми могли бы обратиться в суд общинники времен Хаммурапи. Студенты, выступающие в роли судей, должны тщательно изучить текст Законов Хаммурапи. На занятии одна группа судей изучает жалобу, разбирает ее и выносит свое решение, а другая группа судей контролирует этот процесс и высказывает свое мнению по поводу того, насколько обоснованным было судебное решение. Затем группы судей меняются ролями. Студенты, выступающие в роли зрителей, оценивают работу всех тех, кто был задействован в ролевой игре.

5. Мушкенумы по Законам Хаммурапи:

1) права и обязанности;

2) отношения с другими сословиями.

6. Рабы по законам Хаммурапи:

1) источники рабства;

2) долговое рабство;

3) экономическое и юридическое положение рабов.

Источники

1. Законы царя Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. – М., 1980. – Ч. 1. С. 151–178.

2. Законы Хаммурапи // Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. – Вып. 1. – М., 1989. – С. 36–63.

3. Законы вавилонского царя Хаммурапи // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm

Литература

1. Дьяконов И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // Вестник древней истории (далее – ВДИ). – 1973. – № 4.

2. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. – М., 1989.

3. История Древнего Востока. – М., 1983. – Ч. 1: Месопотамия.

4. История Древнего Востока: Материалы историографии. – М., 1991.

5. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова. – Кн. 1: Ранняя древность. – М., 1989 (и др. изд.).

6. Шарпен Д. Хаммурапи, царь Вавилона. – М., 2013.

7. Якобсон В.А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // ВДИ. – 1981. – № 4.

 

Практическое занятие 9. Политический строй хеттского общества эпохи Древнего царства. (2 ч.)

Понятия для усвоения: Тавананна, панкус.

Даты для усвоения: датировка Древнехеттского царства, время правления Хаттусилиса I, время правления Мурсилиса.

Вопросы для обсуждения

Внимание! Все вопросы делать и по источникам (подобрать соответствующие цитаты), и по научной литературе. Изучите карту древней Малой Азии.

1. Характеристика источников по теме (Летопись и Завещание Хаттусилиса I):

1) тип и вид источника;

2) автор, время создания;

3) цель создания;

4) структура и краткое содержание источника (о чем он);

5) степень информативности и достоверности источника.

2. Система престолонаследия и ее особенности. Составьте генеалогическую схему хеттских царей, включая ближайших предшественников и последователей Хаттусилиса I.

3. Внутриполитическая деятельность царя.

4. Внешнеполитическая деятельность царя. При подготовке данного вопроса изучите карту.

5. Центральные и местные органы управления.

Источники

1. Летопись Хаттусилиса I // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. – М., 1980. – Ч. 1. – С. 263–266.

2. Завещание Хаттусилиса I // Там же. – С. 266–271.

Литература

1. Волков А.В., Непомнящий Н.Н. Хетты. Неизвестная империя Малой Азии. – М., 2004.

2. Гарни О.Р. Хетты. Разрушители Вавилона. – М., 2002; М., 2009.

3. Герни О.Р. Хетты. – М., 1987.

4. Гиоргадзе Г.Г. О престолонаследии в Древнехеттском царстве // ВДИ. – 1969. – № 4.

5. Довгяло Г.И. О характере наследования царской власти у хеттов в эпоху Древнего царства // ВДИ. – 1964. – № 1.

6. Иванов В.В. Происхождение и история хеттского термина panku – «собрание» // ВДИ. – 1957. – № 4; 1958. – № 1.

7. История Древнего Востока. – М., 1988. Ч. 2: Передняя Азия. Египет.

8. Маккуин Дж. Хетты и их современники в Малой Азии. – М., 1983.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...