Практическое занятие 7. Древняя Месопотамия: общая характеристика (2 ч.)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Понятия для усвоения: Месопотамия, энси, лугаль. Вопросы для обсуждения 1. Географическое положение и природные условия Древней Месопотамии. Сравнить с Древним Египтом. Изучить карту Древней Месопотамии. Делать по учебной и научной литературе. 2. Население Древней Месопотамии (оформить таблицу 5). Делать по учебной литературе. Таблица 5 Население Древней Месопотамии
3. Периодизация истории Древней Месопотамии (оформить таблицу 6). Делать по учебной литературе. Таблица 6 Периодизация истории Древней Месопотамии
4. Раннединастический период в истории Древней Месопотамии: политическое устройство государств, основные группы населения, владение землей. Делать по учебной и научной литературе.
Учебная литература История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. – Любое издание. – Раздел II. Научная литература 1. Бардески К.Д. Месопотамия. Колыбель человечества. – М., 2008. 2. Гласснер Ж.Ж. Месопотамия. – М., 2012. 3. Дандамаева М.М. Древняя Месопотамия. – СПб., 2004. 4. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. – М., 1989. 5. История Древнего Востока. – М., 1983. – Ч. 1: Месопотамия. 6. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова. – Кн. 1: Ранняя древность. – М., 1989 (и др. изд.). 7. Ковалев А.А. Месопотамия до Саргона Аккадского. Древнейшие этапы истории. – Вып. II. – М., 2002. – Часть 1. 8. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. – М., 1990.
Задание для самостоятельной работы. (Проверяется в рейтинг-контроле № 2 и на экзамене). Древняя Месопотамия: Аккадское и Шумеро-Аккадское царства.
При подготовке задания письменно ответить на вопросы (конспект): 1. Создание Аккадского царства. Достижения Саргона и его преемников во внутренней и внешней политике. 2. Падение Аккадского царства от нашествия кутиев. 3. Правление III династии Ура в Шумеро-Аккадском царстве. Восстановление и развитие хозяйства. Усиление роли государства. 4. Падение Шумеро-Аккадского царства. Учебная литература История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. – Любое издание. – Раздел II. Гл. 10.
Практическое занятие 8. Старовавилонское общество по законам царя Хаммурапи (4 ч.) Понятия для усвоения: авилум, мушкенум, тамкар, вардум. Даты для усвоения: датировка Старовавилонского периода, время правления Хаммурапи. Вопросы для обсуждения Внимание! По вопросам 2, 3, 5, 6: выписать из текста Законов Хаммурапи номера подходящих параграфов, проанализировать их и сделать общий вывод по вопросу. (Первое занятие) 1. Законы Хаммурапи как исторический источник: 1) тип и вид источника; место и время находки Законов Хаммурапи; 2) автор и время создания Законов Хаммурапи; краткая характеристика внешней и внутренней политики Хаммурапи; (при подготовке вопроса изучить карту Древнего Вавилона); 3) структура Законов Хаммурапи; 4) цель создания Законов Хаммурапи (найти соответствующие цитаты в введении и заключении к Законам). 2. Брак и семья авилумов по Законам Хаммурапи: 1) условия заключения и расторжения брака; 2) права и обязанности мужа; 3) права и обязанности жены. Примечание. «Авилум» в тексте Законов переводится на русский язык как «человек». 3. Имущественные права и обязанности авилумов по Законам Хаммурапи.
(Второе занятие) 4. Ролевая игра «Общинники в суде Хаммурапи». Подготовка к ролевой игре «Общинники в суде Хаммурапи». Во время игры предполагается деление студентов на следующие группы: 1) судьи – две группы по три человека; 2) истцы, ответчики, свидетели – четыре группы по два-три человека (по ситуации); 3) зрители – все остальные студенты. Студенты, выступающие в роли истцов, ответчиков и свидетелей, должны изучить текст Законов Хаммурапи, научную литературу и подготовить на их основании ситуации (жалобы), с которыми могли бы обратиться в суд общинники времен Хаммурапи. Студенты, выступающие в роли судей, должны тщательно изучить текст Законов Хаммурапи. На занятии одна группа судей изучает жалобу, разбирает ее и выносит свое решение, а другая группа судей контролирует этот процесс и высказывает свое мнению по поводу того, насколько обоснованным было судебное решение. Затем группы судей меняются ролями. Студенты, выступающие в роли зрителей, оценивают работу всех тех, кто был задействован в ролевой игре.
5. Мушкенумы по Законам Хаммурапи: 1) права и обязанности; 2) отношения с другими сословиями. 6. Рабы по законам Хаммурапи: 1) источники рабства; 2) долговое рабство; 3) экономическое и юридическое положение рабов. Источники 1. Законы царя Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. – М., 1980. – Ч. 1. С. 151–178. 2. Законы Хаммурапи // Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. – Вып. 1. – М., 1989. – С. 36–63. 3. Законы вавилонского царя Хаммурапи // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm Литература 1. Дьяконов И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // Вестник древней истории (далее – ВДИ). – 1973. – № 4. 2. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. – М., 1989. 3. История Древнего Востока. – М., 1983. – Ч. 1: Месопотамия. 4. История Древнего Востока: Материалы историографии. – М., 1991. 5. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова. – Кн. 1: Ранняя древность. – М., 1989 (и др. изд.). 6. Шарпен Д. Хаммурапи, царь Вавилона. – М., 2013. 7. Якобсон В.А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // ВДИ. – 1981. – № 4.
Практическое занятие 9. Политический строй хеттского общества эпохи Древнего царства. (2 ч.) Понятия для усвоения: Тавананна, панкус. Даты для усвоения: датировка Древнехеттского царства, время правления Хаттусилиса I, время правления Мурсилиса. Вопросы для обсуждения
Внимание! Все вопросы делать и по источникам (подобрать соответствующие цитаты), и по научной литературе. Изучите карту древней Малой Азии. 1. Характеристика источников по теме (Летопись и Завещание Хаттусилиса I): 1) тип и вид источника; 2) автор, время создания; 3) цель создания; 4) структура и краткое содержание источника (о чем он); 5) степень информативности и достоверности источника. 2. Система престолонаследия и ее особенности. Составьте генеалогическую схему хеттских царей, включая ближайших предшественников и последователей Хаттусилиса I. 3. Внутриполитическая деятельность царя. 4. Внешнеполитическая деятельность царя. При подготовке данного вопроса изучите карту. 5. Центральные и местные органы управления. Источники 1. Летопись Хаттусилиса I // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. – М., 1980. – Ч. 1. – С. 263–266. 2. Завещание Хаттусилиса I // Там же. – С. 266–271. Литература 1. Волков А.В., Непомнящий Н.Н. Хетты. Неизвестная империя Малой Азии. – М., 2004. 2. Гарни О.Р. Хетты. Разрушители Вавилона. – М., 2002; М., 2009. 3. Герни О.Р. Хетты. – М., 1987. 4. Гиоргадзе Г.Г. О престолонаследии в Древнехеттском царстве // ВДИ. – 1969. – № 4. 5. Довгяло Г.И. О характере наследования царской власти у хеттов в эпоху Древнего царства // ВДИ. – 1964. – № 1. 6. Иванов В.В. Происхождение и история хеттского термина panku – «собрание» // ВДИ. – 1957. – № 4; 1958. – № 1. 7. История Древнего Востока. – М., 1988. Ч. 2: Передняя Азия. Египет. 8. Маккуин Дж. Хетты и их современники в Малой Азии. – М., 1983.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|