Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История как наука, предмет истории как науки




История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека"

Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление". Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия "история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. "Теорематика" - "науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. "История" - "науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

3. "Каноника" - "наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

Мы будем изучать историю как науку в развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах" (В.О. Ключевский).

Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого - таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.
К конкретным методам относятся:
1) общенаучные;
2) собственно исторические;
3) специальные - заимствованные из других наук.
Общими методами для всех гуманитарных наук служат:
- логический;
- исторический.

Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии из развития. Именно в этот момент они преобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.
Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общ.закономерности.
Эти методы дополняют друг друга, так как если исчерпаны все познавательные возможности исторического метода, то можно сделать соответствующие выводы и обобщения с помощью логического метода.
Для изучения и исследования ист.России обычно используют такие методы:
1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - состоит в изложении явлений в строго хронолич.порядке;
2. ХРОНОЛОГИЧЕСКО-ПРОБЛЕМНЫЙ - заключается в изучении и исследовании истории по периодам (эпохам), внутри периодов - по проблемам;
3. ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - исследует какую-то одну сторону жизни и деятельности гос-ва в её постепенном развитии;
4. СИНХРОНИЧЕСКИЙ - применяется реже; с его помощью можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за её пределами.

Выделяют также и другие методы для изуч. и исслед. ист. страны:
- метод периодизации;
- сравнительно-исторический;
- ретроспективный;
- системно-структурный;
- статистический;
- метод социологич. исследований, кот.взят из социологии и используется для изучения и исслед.современных проблем.

История как наука основывается на точно установленных фактах. Эти факты извлекаются из исторических источников.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ - это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни.
Классификация ист.источников - это одна из основ вспомогательной ист.дисциплины - источниковедения. В наст.вр. выделяют 7 основных групп историч.источников:
1) письменные, 2) вещественные, 3) устные, 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фотокинодокументы, 7) фонодокументы.
Самыми важными источниками служат и служили летописи. Самая ранняя из дошедших до нас - ПВЛ (Нестор, Киев, 12 век). Также не забудьте на экзме упомянуть про всякие тоже супер-пупер значимые документы типа Соборного уложения, Судебника и т.п.

Предметом изучения истории являются закономерности развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Заметим, что главной задачей историка является воссоздание исторической картины, адекватной прошлой реальности во всей её сложности, в борьбе страстей и эмоций. Каждая историческая эпоха уникальна. Историк, изучая неповторимое, стремится познать общие законы развития человеческого общества, выявить ту часть исторического опыта, которая необходима человеку в современности, проследить "связь времён", ту путеводную нить, которая соединяет древние пласты истории с сегодняшним днём. К. Ясперс писал: "Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе".

 

 

Вопрос

Во все времена и во всех странах историкам было трудно оставаться на нейтральных, объективных позициях, «над схваткой». Веками историки обслуживали интересы верховных правителей, правящей элиты, церкви, богатых меценатов (покровителей). В XIX-XX вв. в мировой историографии получили отражение три основные концепции — консерватизм, либерализм и социализм. Оформилось понятие методологии истории, или философии истории, включающее принципы, способы и формы исторического познания.

Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования, как научность, объективность, историзм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявляется • в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов, качественно различающихся по своему содержанию. Долгое время в истории главное внимание обращалось на правления монархов, крупные войны, события религиозной жизни. В советской историографии преобладал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сообщество на любой территории должно пройти через пять эпох, общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. В западной историографии весьма популярен цивили-зационный подход.

В отечественной исторической науке всегда была сильна государственная школа. Наиболее распространенной является периодизация отечественной истории в соответствии с характером государственного строя. При этом выделяются: догосударственный период (до IX в.); Древняя Русь — раннефеодальное государство (862-1237); русские земли в составе Золотой Орды (1243-1480); Московское царство — сословно-представительная монархия (1480-1700); Российская империя как абсолютная монархия (1700-1860); Российская империя на пути к капитализму и конституционной монархии (1861-1917); Советская Россия - СССР (1917-1991); постсоветская Россия (1991-2001).

Основными методами исторического исследования являются сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный, статистический, хронологический и т. д. В последние десятилетия при обработке исторических источников используются электронно-вычислительные машины, компьютеры, математические методы.

История России является частью всемирной истории. Главным ее содержанием является история русского народа, исторического бытия, характера.

2 Методология и теория исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы.

Давно замечено, что общественный интерес к истории усиливается в переломные эпохи. На крутых поворотах общественного развития, когда решаются судьбы стран и народов, особенно остро ощущается потребность познать своё прошлое, постичь подлинный смысл происходящего. Обращаясь к прошлому, мы стремимся в истории найти ответы на сложные вопросы современной жизни. В.Г. Белинский писал: "Мы вопрошаем и опрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам настоящее и намекнуло о нашем будущем". Мы живём в переломное время, когда встают проблемы исторического выбора. В этой связи самопознание народа с помощью истории становится залогом успешного решения задач и целей политики обновления общества. Видимо, этим и объясняется постоянный интерес к истории, проявляемый в последнее время в нашей стране. Что же такое история?

 

Выдающийся русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому всё, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах". По мере развития общества развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось её содержание, происходил процесс всё возрастающего накопления знаний.

Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передаёт его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего. В.О. Ключевский писал: "Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу".

Как развивалась мировая история? Куда идет и придет человечество? Ответы на эти вопросы всегда интересовали людей. Над этими вопросами задумывались величайшие философы, мыслители, ученые — от Платона и Аристотеля до Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Фрэнсиса Фукуямы.

Вопрос о смысле истории является ключевым в философии и методологии истории.

Различные религиозные концепции исторического развития рассматривали историческую деятельность людей как проявление воли тех или иных богов (провиденциализм Фомы Аквинского и др.).

Каждая из религий обещала своим приверженцам возможность загробной жизни, жизни после смерти. При этом послушных и примерных верующих в загробной жизни ждали рай, эдем, комфорт и блаженство, а непослушных, грешных все религии пугали адскими муками. Религиозные исторические концепции предполагали в качестве конца истории Страшный суд, после которого избранные народы или люди продолжат свою райскую жизнь, а все остальные сгинут в никуда.

В середине XIX в. Карл Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) впервые в основу мирового развития положили материальный фактор — развитие производительных сил. Они считали, что в связи с необходимостью влиять на развитие производительных сил менялись и отношения между людьми. Хозяевами положения в обществе марксизм считал тех, кто являлся собственником основных богатств в тот или иной период. Будущее человечества они связывали с ликвидацией частной собственности и победой коммунистических отношений между людьми. В России марксистский подход к изучению истории первыми использовали Г. В. Плеханов (1856-1918) и В. И. Ленин (1870-1924).

Сторонники цивилизациопного подхода рассматривали историю как последовательную смену культурно-исторических типов, или цивилизаций. Русский ученый Н. Я. Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А. Д. Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры». Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т. д.). Облик цивилизации определяется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциалом данного человеческого сообщества. Студентам предлагается одна из схем, характеризующих цивилизацию как способ жизнедеятельности человека в специфических исторических условиях.

.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...