Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на эффективность межэтнического взаимодействия




В процессе общения представителей разных культур межкультурная специфика пронизывает практически все элементы коммуникативного процесса, значительно осложняя его. Рассмотрим основные трудности, мешающие успешному и эффективному взаимодействию представителей разных культур.

К помехам, особенно затрудняющим межкультурное взаимодействие и приводящим к непониманию и конфликтам относятся языковые, поведенческие и социокультурные помехи. При этом, как отмечают многие исследователи (Гак В.Г., Ларина Т.В., Тер-Минасова С.Г. и др.) языковые ошибки (которые, безусловно, необходимо устранять и предупреждать в процессе обучения межкультурному взаимодействию), не столь губительно отражаются на межкультурном взаимодействии. Они, как правило, легко прощаются носителями языка и не воспринимаются ими как оскорбление, в отличие от поведенческих и социокультурных помех. Последние же две группы помех (тесно взаимосвязанные друг с другом, поскольку коммуникативное поведение культурно детерминировано) могут стать причиной конфликтных ситуаций, неудач во взаимодействии представителей разных культур. В связи с этим нам представляется целесообразным подробнее остановиться на социокультурно обусловленных особенностях, лежащих в основе этих трудностей межкультурного взаимодействия.

Общеизвестно, что разные народы воспринимают окружающий мир по-разному. Дело в том, что реальная картина мира - объективная вне человеческая данность, окружающий мир - преломляется, проходя через сознание человека или группы людей, превращаясь в культурную картину мира. Таким образом, культурная картина мира – это образ мира, преломленный в сознании человека, то есть мировоззрение человека, создавшееся в результате его физического опыта и духовной деятельности. Культурная картина мира каждого народа специфична и отличается от культурных картин мира других народов. Эти отличия обусловлены рядом факторов: географией, климатом, природными условиями, историей, социальным устройством, верованиями, традициями, образом жизни и т.п.

Осваивая окружающий мир, люди решают для себя, какие из его элементов важны для жизни, а какие не являются существенными. В результате формируется ценностное отношение к миру, при котором те или иные явления окружающего мира имеют смысл и значимость. Таким образом, ценность представляет собой отношение людей к тем или иным вещам, событиям, явлениям, процессам и т.д.

Ценность – философское и социологическое понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта, в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик; и во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания

У каждого народа складывается собственная система ценностных отношений к природе, людям своей и чужой общности, идеям, вещам и т.п. Приоритетное положение, значение и влияние тех или иных ценностей в жизни людей определяются культурой, ее своеобразием и особенностями.

Ценностное отношение к миру выражается в ценностных ориентациях и установках, которые формируют, в свою очередь, поведенческие модели представителей данного народа.

Коммуникативное поведение народа является компонентом его национальной культуры. Оно регулируется национальными нормами и традициями.

В процессе общения люди, как правило, воспринимают и оценивают друг друга с позиций собственной культуры и внутренних, присущих ей стандартов. Американский антрополог Э.Холл определил это явление как «культурные очки»: большинство людей рассматривает собственную культуру как меру оценки для других культур. Стараясь предсказать коммуникативное поведение собеседника, они сознательно или бессознательно полагаются на свой предыдущий опыт общения. Однако если они являются представителями разных культур, то этот опыт у них значительно различается, что существенным образом осложняет процесс коммуникации. На практике межкультурная коммуникация представляет собой столкновение различных мировоззрений, культурно-специфических взглядов на мир, в котором каждый из партнеров первоначально не осознает значения различий во взглядах, считая свои представления нормальными, а представления своего партнера – представителя чужой культуры - ненормальными.

Большинство моделей поведения людей, формирующихся под влиянием их культуры, реализуются ими автоматически, так же как и автоматически люди воспринимают явления других культур, не задумываясь о механизмах этого восприятия. Это касается и ценностей: как правило, человек не осознает большую часть ценностей своей культуры и воспринимает их как сами собой разумеющиеся явления. Осознание же проявляется лишь тогда, когда возникают неординарные, экстремальные или непривычные ситуации при контактах с представителями других культур. Именно в этих случаях возникают непонимание, растерянность, бессилие и раздражение.

Исключить такие негативные последствия и добиться положительных результатов в межкультурных контактах возможно лишь с помощью знаний особенностей мировоззрения и ценностных ориентаций партнера. Интерпретация поведения представителей другой культуры должна основываться на знании причин этого поведения. Основополагающей причиной различий в коммуникативном поведении является тип культуры, к которой принадлежат собеседники. В процессе жизнедеятельности и адаптации к окружающей среде люди вырабатывают языки коммуникации, социальные нормы, правила общежития, нормативный этикет – все то, что регулирует социальную жизнь в данном обществе. По мнению А.Я. Флиера, система социальных норм является квинтэссенцией культуры, порождаемой в процессе накопления социального опыта, его селекции и выделения наиболее оправдавших себя образцов проявления сознания и осуществления деятельности. В ходе исторического развития нации ее прошлый опыт закрепляется в традициях, обычаях, привычках людей, также в нормах поведения, образе реагирования на окружающую обстановку, в действиях в различных стандартных ситуациях.

Тот или иной вид культуры порождает свой тип взаимодействия. Так, представители коллективистских культур стараются избегать прямых взаимодействий и делают акцент на невербальных средствах коммуникации, которые позволяют им лучше выяснить и понять коммуникативные намерения собеседника, определить его отношение к ним. Представители же индивидуалистских культур предпочитают прямые формы взаимодействия и используют преимущественно вербальные средства коммуникации.

Предсказать цели, желания, мотивы и поступки представителей чужой культуры и обеспечить успех в общении помогает осведомленность о расхождениях в мировоззрении, ценностях и поведении представителей разных культур. В случае же отсутствия такой осведомленности в межкультурном взаимодействии и оценке своих партнеров по общению коммуникаторы изначально руководствуются ранее сложившимися стереотипами, которые позволяют им строить предположения о причинах и возможных последствиях чужих поступков.

Впервые понятие «стереотип» ввёл в науку американский психолог У. Липман, определив его как «мыслительный образ». Основными функциями стереотипного оценивания, по У. Липману, являются функция экономии умственных усилий и функция защиты групповых ценностей, взглядов и мнений. Стереотип создает иллюзию идентификации людей в условиях дефицита времени, являясь чем-то вроде «готового ответа, освобождающего от самостоятельных, напряженных и ответственных решений».

Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, аккумулирующими в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов. Как показывают исследования, степень стереотипизации обратно пропорциональна опыту межкультурного взаимодействия.

Как отмечают исследователи, в зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами в случаях, если:

· присутствует осознание того, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, черты и признаки, а не специфические качества, свойственные индивиду из данной группы;

· стереотип является описательным, а не оценочным – это предполагает отражение в стереотипах реальных и объективных качеств людей данной группы, к которой принадлежит человек, а не их оценку как хороших или плохих.

· стереотип точен, т.е. адекватно отражает черты определенной группы людей.

· стереотип модифицирован, т.е. основан на наблюдениях и опыте реального общения с представителями той или иной культуры.

Однако зачастую черты характера, приписываемые представителям той или иной культуры, не соответствуют действительности. Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, если:

· за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей, т.к. если стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами;

· стереотипы повторяют и усиливают ошибочные убеждения и верования, так что люди начинают воспринимать их как истинные;

· стереотипы основываются на полуправде и искажениях, дают неточные представления о людях, с которыми осуществляются межкультурные контакты.

Стереотипы могут стать серьезным барьером в межкультурной коммуникации. Они порождают определенные ожидания в отношении того, как представители другой культуры будут действовать в процессе общения, и влияют на отношение к ним.

В ситуации межкультурных контактов важно осознавать, что стереотипы отражают некие общие признаки и черты группы людей, уметь эффективно использовать точные стереотипы и отказываться от стереотипов, не соответствующих реальной действительности.

В процессе контакта с чужой культурой у реципиента складывается определенное отношение к ней. Восприятие чужой культуры определяется национально-специфическими различиями, существующими между родной и чужой культурами. При этом столкновение с чужой культурой носит двойственный характер: с одной стороны, она вызывает у человека ощущения странного, непривычного состояния, чувство недоверия и настороженности, с другой – интерес к явлениям чужой культуры. Восприятие чужой культуры зависят от возраста человека, поведенческих установок, жизненного опыта, знаний и пр.

Положительное отношение к межкультурным различиям требует преодоления культурной замкнутости, которая чаще всего является основой для негативных реакций на инокультурные явления.

По вопросу о том, что такое межэтническая толерантность, которая есть важным фактором взаимодействия этносов, среди этнологов, этнопсихологов идут дискуссии. Одним из довольно распространенных является понимание толерантности как индифферентности к этническим различиям. Оно нередко встречается среди людей с высокой деловой или общекультурной ориентацией в жизненных установках - среди «естественников», математиков, экономистов. Но, бывает, его разделяют и те, кто, как говорится, «устал» от этнических, национальных проблем и хотел бы свести их на нет, однако в реальности такое «решение» просто невозможно.

Важно также учитывать, что люди из среды недоминирующих групп часто воспринимают саму постановку проблемы о толерантности как способ стимулировать «терпение», «терпеливость», а индифферентность в межнациональном общении - как стремление забыть о потребностях народов или даже как ассимиляторские тенденции. Вот почему понимание толерантности имеет не только научное, но и практическое, идеологическое и политическое значение.

Мы рассматриваем толерантность не как позицию самоограничения и намеренного невмешательства, согласия на взаимную терпимость, а как принятие других такими, какие они есть, и готовность взаимодействовать с ними. Многие исследования, проведенные нами в разных республиках Российской Федерации, подтвердили, что людей толерантных, готовых к общению, везде намного больше, чем просто индифферентных. Среди русских доля этнически индифферентных колебалась в республиках в пределах 10-15%, а готовых к позитивным контактам - до 60-80% по социальным, демографическим и этническим группам.

Межэтническая толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и, конечно, тесно связана с этнической идентичностью. Все виды гиперидентичности повышают уровень интолерантности в межэтнических установках. Но на этом основании считать этнонациональное самосознание опасным, стремиться не напоминать о нем было бы ошибкой, только усиливающей сложность межэтнических отношений. Не этническое самосознание вообще, а гиперболизация его (эгоцентризм, этноэгоизм и т.п.) отрицательно влияет на толерантность. Перерастание этнического самосознания в гиперидентичность и рост интолерантных установок связаны, как мы уже отмечали, далеко не только с процессами в психической сфере, но и в сферах социальной, экономической, политической жизни. Он в значительной степени определяется и ситуацией - стечением всех этих обстоятельств.

Сегодня, как никогда ранее, в сферу национального-этнических отношений вовлечен каждый человек. Частота межэтнических контактов на индивидуальном уровне значительно выросла. А это особенно актуально для сотрудников правоохранительных органов, командированных в миротворческие миссии, осуществляющих правоохранительную деятельность в поликультурной среде. Поэтому, культура межличностных отношений и этническая толерантность сотрудников ОВД имеет быть на высоком уровне развития. К психологическим особенностям, которые нужно развивать сотрудникам ОВД с целью формирования межкультурной толерантности мы относим: рефлексию по поводу негативных этнических стереотипов и блокирующие агрессивные реакции; психологическую готовность к межкультурному и межконфессиональному диалогу; навыки межкультурного взаимопонимания и взаимодействия; нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения, к которым относятся: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов, умение принимать решения, проявление активности, инициативы, требовательности к себе; формирование позитивных ценностей и установок – мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека; развитие социальной восприимчивости, доверия, эмпатии, умения выражать свои чувства, умение находить конструктивные способы разрешение конфликтов, умение выслушать другого человека, развитие коммуникативных навыков, укрепляющие социальные связи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...