Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межэтническое взаимодействие: способы и результаты




Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность, в отличие от индивидуальной, имеют более жесткие ограничения любых проявлений активности – пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «я – он», «мы – они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Межэтническое взаимодействие – «это прежде всего разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств»

С.Бочнер выделил 4 категории последствия межкультурного контакта для группы: 1) геноцид, то есть уничтожение противостоящей группы; 2)ассимиляция, то есть, постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований, норм доминантной группы, вплоть до полного растворения в ней; 3) сегрегация – это курс на раздельное развитие группы; 4) интеграция – сохранение группой своей культурной идентичности на новом значимом основании.

Мы рассмотрим в этой работе такие результаты взаимодействия между разными этносами, как дискриминация, геноцид, сегрегация и ассимиляция.

Дискриминация – это результат межэтнического взаимодействия при котором какая-либо категория граждан ограничена или лишена прав по признаку языковой или национальной. Это понятие «дискриминациям имеет негативную окраску, поскольку предполагается, что группу людей необоснованно лишают прав, которыми пользуются все другие граждане. Представляет интерес следующий эксперимент Дж.Эллиот, американская учительница поставила перед собой задачу: показать своим ученикам(все они были белые), какие переживания бывают у людей при расовой дискриминации. С этой целью она разделила учеников своего класса на «чернооких» (которых она охарактеризовала в качестве лучших превосходных) и «синеоких» (плохих, низких). Членам группы лучших давали дополнительные права и преимущества, тогда, как «синеокие» должны были подчиняться строгим правилам. Результаты такой дискриминации не дали себя долго ждать: «синеокие» начали хуже готовиться к урокам, становились подавленными, угрюмыми и злыми. Сами себя описывали в качестве «плохих», «злых», «тупых», «серых». Один из мальчиков сказал даже, что чувствует себя как «растение». Что касается «чернооких», то, по свидетельству учительницы, у них появились неприятные черты характера: жестокость, склонность преследовать слабых. Когда исследовательница заявила, что ошиблась и лучшими являются «синеокие», а плохими «черноокие», роли изменились на противоположные: произошли обратные изменения как в поведении, так и в умственной деятельности. Разрушились установленные прежде дружеские отношения и появились взаимные враждебные чувства.

Фактически «господа» и «слуги» поменялись местами. Повторив эксперимент Дж.Эллиот и изучив из последствия, другие психологи выяснили, что даже спустя несколько недель участники экспериментов оказываются менее предубежденными, чем те, кто в подобных экспериментах не участвовал.

Одной из крайних форм межэтнического взаимодействия может стать геноцид.

Геноцид (от греч. gеnоs – род, племя и лат. саеdеге – убивать) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истреблением отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп. В отличие от других видов насилия, геноцид осуществляется одним этносом над другим (другими), а значит, характеризуется не только большим количеством жертв, но и еще большим числом преступников.

Народ турки, которому всегда были свойственны пренебрежительное отношение к другим, высокомерие, приписывание преследуемым народам опасных для себя черт и мотивов. Совершая акты геноцида и вандализма по отношению к армянам, грекам и другим христианским народам, турецкие идеологи и правители, да и многие рядовые члены этноса утверждали, что армяне являются жестокими, что они преследовали и уничтожали турок, совершая акты геноцида. С таким же циничным заявлением выступил президент Азербайджана Г.Алиев: «В 1997 году Г.Алиев, президент Азербайджана, обнародовал указ о создании под его руководством государственной комиссии для расследования геноцида азербайджанцев в Армянской ССР в 40-50-е годы 20-го века. А дело было в том, что в те годы по просьбе правительства Азербайджанской ССР правительство Армении разрешило желающим из числа проживавших в Армении азербайджанцев вернуться в Азербайджан с целью заселения и освоения пустующих земель. В воображении же этноцентрального Алиева этот процесс превратился в геноцид. Кстати, многие из этих азербайджанцев позднее вернулись обратно, и при этом из в Армении приняли радушно.

Ассимиляция (естественная или насильственная) - проявляется, с одной стороны, в активном подавлении одного этноса другим, а с другой – в потере «пассивным» этносом некоторых своих характеристик, в частности традиций, обычаев, верований, языка. Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства; которая попала в культуру группы большинства, т. е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой. Негры в США были и остаются этническим меньшинством. На протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, приютившей их. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

Другой крайней формой проявления расовой и этнической дискриминации является сегрегация (от лат. segregatio – отделение), представляющая собой ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности. Сегрегация порождает у людей неуважение и презрение к другим народам, национальное высокомерие, чувство национальной отчужденности. Сегрегация — разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при котором контакты между группами воспрещены частично или полностью. Такое разделение закрепляется в социальных нормах, поведенческих стереотипах, общественных институтах, кодируется и подчеркивается символикой (знаками отличия, одеждой, табу, традициями, ритуалами). История общества открывает широкий спектр различных видов сегрегации. В основу сегрегации может быть положено реально существующее различие между людьми, осмысленное особым образом: пол — половая сегрегация, возраст — возрастная сегрегация, антропологический тип — расовая сегрегация, этническая принадлежность — национальная сегрегация. Ее основой могут стать также принадлежность к тем или иным стратифицированным социальным группам, сословиям, кастам (сословная, кастовая сегрегация), доступ к религиозным таинствам (сегрегация посвященных и непосвященных). Сегрегация на уровне социальной общности проявляется в идеологии, политике, этикете. На уровне межличностных отношений это явление существует в виде социальных установок и стереотипов восприятия людей другой категории и самих себя. Сегрегация может носить временный характер, например сегрегация подростков во время обрядов инициации, когда посвящаемый, отделившись от своего прежнего окружения и не инкорпорировавшись в новое, утрачивает социальный статус и оказывается как бы вне общества. Это вынужденное изгойство лежит между различными позициями человека в обществе и становится переломным моментом в жизни подростка, не только изменяющим его социальную роль, но и затрагивающим глубинные структуры его личности. Примеры явления сегрегации: два столетия в США существовала расовая сегрегация и политико-социальная дискриминация, пока 2 июля 1964 года президентом Линдоном Б. Джонсоном не был принят закон о гражданских правах, поставивший сегрегацию вне закона. Вопреки широко распространенному мнению, сегрегация как государственная политика была распространена и за пределами Юга США, а в сфере частной жизни — на всей территории; архиепископ Кейптаунский Десмонд Туту обвинил Израиль в политике апартеида, указывая на различные ситуации унижения жителей оккупированных территорий. Организация «Международная амнистия» в 2003 году требовала от Кнессета отвергнуть проект закона, запрещающего палестинским супругам израильских граждан проживать на территории самого государства Израиль.

 

 

Заключение

Межэтническое взаимодействие - органичный компонент всех этносоциальных процессов в полиэтничном обществе и одновременно важный фактор его развития. Терминологическое поле межэтнического взаимодействия составлено из системы классов, понятий и явлений, связанных с понятиями «этнос» и «этничность»: этнические границы, признаки этнической идентификации, психологические сходства и различия культур по ряду измерений, социальная и культурная дистанция и др.

В зависимости от степени важности сохранения культурной идентичности и участия в межкультурных контактах существует четыре возможных стратегии межэтнического взаимодействия, а именно: интеграция, ассимиляция, сепарация, маргинализация, а наиболее часто встречающимися проявлениями межэтнического взаимодействия является бикультурализм или поликультурализм.

Этнос является одновременно объектом, субъектом и носителем своей этнокультуры. Именно в этой связи этнокультура становится многоканальной системой взаимодействия как межличностного, так и межкультурного (учитывая взаимодействия этнической и мировой культуры). Этнокультура,, включая в себя ряд структурных элементов (традиции, обычаи, художественную культуру, нормы), образует систему, которая выполняет в межэтнической семье взаимодействующую функцию.

Структурными элементами этнокультуры, участвующими в процессе взаимодействия являются ценности, ценностные ориентации,, традиции, нормы, ритуалы, обычаи, языковые средства, явления ксенофобии, культурной перцепции, интернационализации культуры, диффузионизма в этнокультуре инкультурации.

 

 

Список использованной литературы:

1.Налчаджян А.П. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.і: Питер,2004.- 381 с.: ил.

2. Стефаненко Т.Г.Этнопсихология.- М.: ИП РАН, Академический проект; Екатеринбург:Деловая книга,2000. – 320 с.

3.Крысько В.Г. Этническая психология:учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений. – 5-е изд.,стер., - М.:Издательський центр «Академия», 2009. – 320 с.

4. Арутюмян Ю.В. Конкретно-социологическое изучение национальных отношений//Вопросы философии. 1969.,ХалмогоровА.И. Интернациональные черты советских наций. Рига, 1970

5. Ларина Т.В. Категория вежливости в аспекте межкультурной коммуникации (на материале английской и русской коммуникативной культур): Автореф. дисс. докт. фил. наук. - Москва, 2003.-32с.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...