Изменения в системе исправительно-трудовых учреждений
К концу 40-х годов существенным образом изменился состав заключенных в местах лишения свободы. Подавляющее большинство из них содержалось за совершение уголовных преступлений. В изменившихся послевоенных условиях переставали отвечать требованиям исправительно-трудовой политики многие порядки, установившиеся в годы войны. Но прежде чем приступить к обновлению правовой базы деятельности мест лишения свободы, следовало определить основные задачи Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР. В июле 1949 года было утверждено новое Положение о Главном управлении, в котором в качестве основных задач определялись: исполнение приговора, организация охраны, исправление и перевоспитание заключенных на основе приобщения к общественно полезному труду. Названные задачи требовали подчинения основных средств исправительно-трудового воздействия достижению цели исправления и перевоспитания заключенных, пересмотра всей нормативной базы, регулирующей деятельность администрации ИТУ. Отмена смертной казни в стране существенным образом повлияла на осложнение обстановки в местах лишения свободы. К междоусобным "войнам" среди воровских группировок заключенных различной окраски добавились массовые вооруженные побеги с нападением на охрану и ее разоружением. В условиях отсутствия сдерживающего фактора в виде высшей меры наказания за убийство заключенных на почве вражды между группировками "воров в законе" и "отошедших" заставляло руководство ГУЛАГа искать выход из положения. Этим целям послужила начавшаяся дифференциация контингента. В феврале 1948 года Совет Министров СССР принял постановление "Об организации лагерей и тюрем для содержания особо опасных категорий преступников", в развитии которого МВД СССР приняло решение по организации особых тюрем (Владимирская, Александровская, Верхнеуральская), предназначенных для содержания шпионов, диверсантов, националистов, белоэмигрантов, а также лиц, считавшихся троцкистами, правыми, меньшевиками, эсерами, анархистами, участниками других антисоветских организаций и групп.
марта этого же года принимается совместное решение МВД, МГБ и Генерального прокурора СССР "Об организации особых лагерей и тюрем МВД для содержания особо опасных государственных преступников и о направлении последних после отбытия наказания в ссылку на поселение под надзор органов МГБ". Для размещения спецконтингента на базе существующих ИТЛ было создано пять особых лагерей: Минеральный, Горный, Дубравный, Степной и Береговой. В декабре 1948 года было принято решение и об организации специальных лагерных подразделений строгого режима в ИТЛ и УИТЛК МВД-УВД, предназначенных для содержания наиболее опасных категорий лиц, осужденных за общеуголовные преступления. Сюда подлежали направлению осужденные за бандитизм, вооруженный грабеж, неоднократно судимые, поступающие из тюрем осужденные в период отбывания наказания в местах лишения свободы за бандитизм, умышленное убийство, разбой и побеги. Практика показывала, что значительный рост численности осужденных сводил на нет усилия администрации ИТЛ по улучшению быта, досуга, медицинского обслуживания, режима, трудового использования, воспитательной работы. Материально-бытовое положение заключенных осложнялось внутрисоюзными перебросками их с одних производственных объектов на другие. Создание бытовых условий отставало от решения производственных задач. К тому времени, когда создавались нормальные жилищные условия, заканчивалось строительство и осужденных вывозили на новые объекты, где все приходилось создавать заново.
Введение в 1947 году системы зачета рабочих дней в срок отбытого наказания в отдельных ИТЛ в значительной степени способствовало повышению производительности труда заключенных, но полностью проблемы не решало. Требовалось добиться включения каждого заключенного в трудовые процессы, а для этого следовало изыскать новые возможности стимулирования их труда. Острота вопросов, связанных с улучшением использования контингента в трудовых процессах, ростом производительности труда, повышением производственной квалификации заключенных и созданием заинтересованности в результатах труда, предопределила принятие в 1950 году Советом Министров СССР постановления об оплате труда заключенных, за исключением приговоренных к каторжным работам. Оплата труда вводилась исходя из пониженных тарифных ставок и должностных окладов, с применением сдельно-премиальной и сдельно-прогрессивной систем, установленных для рабочих и служащих соответствующих отраслей. Из заработной платы удерживалась стоимость содержания заключенного, иски по исполнительным листам, алиментам и т.д., но не менее 10 процентов (гарантированный минимум) должно было оставаться в его распоряжении. Постановлением предусматривалась организация торговой сети и общественного питания для заключенных, предоставление хорошо работающим за плату возможности приобретать в буфетах, столовых продукты питания сверх гарантированных норм. Устанавливалась повышенная оплата труда бригадирам. Развернувшаяся в послевоенные годы борьба между различными преступными группировками заключенных серьезно осложняла работу администрации по наведению порядка в ИТУ. В целях нормализации обстановки в местах лишения свободы МВД СССР в 1952 году внесло в Совет Министров СССР предложение о нераспространении Указа Президиума Верховного Совета СССР об отмене смертной казни в отношении заключенных, совершающих бандитские действия в лагерях и колониях. В то же время МВД СССР требовало от министров внутренних дел союзных и автономных республик, начальников ИТЛ использовать существующие возможности для воздействия на бандитствующие элементы: переводить их в подразделения строгого режима, тюрьмы; усиливать надзор; принимать меры по изоляции враждующих между собой заключенных; отделять осужденных из числа бывших работников правоохранительных органов и лиц, отчисленных из самоохраны, от других осужденных.
По ходатайству МВД СССР Президиум Верховного Совета СССР 13 января 1953 г. издал Указ "О мерах по усилению борьбы с особо злостными проявлениями бандитизма среди заключенных в исправительно-трудовых лагерях". Однако, как показала практика, покончить с бандитизмом среди заключенных посредством усиления уголовной ответственности не удавалось. Руководство ГУЛАГа объясняло это исключительно редкими случаями осуждения заключенных, совершивших бандитские действия в ИТЛ, к высшей мере наказания. В 1953 году из осужденных за бандитизм 2167 заключенных к высшей мере наказания было приговорено только 11 человек. Приговоры, предусматривающие высшую меру наказания, длительное время находились на утверждении вышестоящих судебных инстанций, что снижало эффективность карательной политики в части наведения порядка в лагерях.
АМНИСТИЯ 1953 ГОДА
В 1953 году произошло особо значимое событие для мест лишения свободы в связи с массовым освобождением осужденных за уголовные преступления по амнистии, объявленной Указом ПВС СССР от 27 марта 1953 года. Следует отметить, что при подготовке амнистии, затронувшей значительную часть осужденных, не были предусмотрены меры по нейтрализации отрицательных последствий, которые свойственны каждой амнистии. Часть освобожденных не имела места жительства, утратила социальные связи с родственниками. Вопросы трудового и бытового устройства заранее не решались. Некоторые из амнистированных, оказавшись на свободе и не получая помощи от государственных органов в решении социально-бытовых и трудовых вопросов, не имея средств к существованию на первое время после освобождения, были вынуждены вновь становиться на путь совершения преступлений.
Указ не распространялся на лиц, репрессированных или осужденных за контрреволюционные преступления, и это не случайно. У власти продолжали оставаться руководители, которые в той или иной степени были причастии к репрессиям. июня 1953 года Совет Министров СССР принял постановление, в соответствии с которым ГУЛАГ был выведен из подчинения МВД и стал входить в состав Министерства юстиции. В союзных и автономных республиках, краях и областях управления исправительно-трудовых лагерей и колоний и отделы исправительно-трудовых колоний включались в состав министерств и управлений юстиции в качестве их структурных подразделений. Вскоре практика показала ошибочность принятого решения, и поэтому постановлением Совета Министров СССР от 21 января 1954 года они были возвращены в систему МВД СССР. Поспешно проведенная амнистия в 1953 году имела ряд отрицательных последствий, непосредственно касающихся ИТУ. В связи с перемещением оставшихся в заключении лиц и ликвидацией многих лагерей и колоний увеличилась концентрация осужденных за наиболее опасные преступления; активизировали преступную деятельность лица, к которым амнистия не была применена. За то короткое время, когда места лишения свободы находились в составе Министерства юстиции СССР, многие десятки тысяч квалифицированных сотрудников ИТУ перешли на работу в другие ведомства, что негативно сказалось на кадровом составе сотрудников мест заключения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|