Экономико-географическое положение
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ФГОУ ВПО Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая география транспорта» на тему: «Северо-Кавказская железная дорога»
Выполнила: Коровкина Е.В. Проверила: Емельянова Н.В.
Москва 2011 г. Введение. Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материальногопроизводства и выступает как самостоятельная отрасль. Транспорт призван удовлетворять потребности хозяйственного комплекса и населения в перевозках. Осуществляя эти перевозки, транспорт связывает в единое целое различные отрасли хозяйства и различные районы страны. Как отрасль материального производства транспорт имеет свои особенности. Он продолжает производственный процесс в сфере обращения, доставляя продукцию всех отраслей хозяйства к месту потребления.Особенно его роль возрастает в странах с большой протяженностью территории, в частности, в России. К тому же в нашей стране имеет место неравномерное размещение природных богатств и существенное различие в специализации районов и уровне их экономического развития. Обеспечивая экономические связи, он способствует успешному функционированию других отраслей хозяйственного комплекса страны.Осуществляя производственные связи между отраслями хозяйственного комплекса и районами страны, транспорт выступает как важный фактор развития специализации и комплексности экономических районов. Рациональное территориальное разделение труда, углубление специализации предприятий и районов, усиление экономических связей между ними невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы. Следовательно, транспорт выступает как одна из важных основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических районов, а также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, трубопроводным, морским, внутренним водным ивоздушным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, историческихособенностей развития провозной способности грузов и пассажиров.Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения впередвижении. Он является основным звеном транспортной системы России ибольшинства стран СНГ.Основным транспортным перевозчиком в нашей стране выступает ОАО «РЖД». В свою структуру ОАО «РЖД» включает 17 филиалов, расположенных на всей территории нашей страны от Калининграда до Сахалина. Одним из филиалов ОАО «РЖД» является Северо-Кавказская железная дорога и именно описанию ее истории, характеристики района тяготения, а также других показателей я бы хотела посвятить тему своей курсовой работы.2История дороги
Образована 12 июля 1922 году по постановлению СТО после национализации частных железных дорог, из Армавир-Туапсинской железной дороги и Владикавказской железной дороги как Северо-Кавказские железные дороги. В соответствии с Постановлением СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 10 июня 1935 г. и приказом НКПС СССР № 144Ц от 11 июня 1935 г. Северо-Кавказские железные дороги были разделены на Северо-Кавказскую железную дорогу (Орджоникидзе) и Азово-Черноморскую ж. д. (Ростов-на-Дону). В 1936 г. Азово-Черноморскую ж. д. переименовывают в железную дорогу имени К. Е. Ворошилова. Во исполнение Постановления СНК СССР от 13 марта 1937 н. и приказа НКПС СССР № 54Ц от 17 марта 1937 г. Северо-Кавказскую железную дорогу переименовывают в Орджоникидзевскую железную дорогу.
Во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 г. и приказа НКПС СССР № 714 от 15 сентября 1943 г. железная дорога имени К. Е. Ворошилова переименована в Северо-Кавказскую железную дорогу. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 748 от 13 июля 1959 г. и приказом МПС СССР № 42 от 14 июля 1959 г. Северо-Кавказская и Орджоникидзевская железные дороги были объединены в единую Северо-Кавказскую железную дорогу. Строительство железных дорог на Северном Кавказе началось в 1861 году с прокладки линии Шахтная—Аксай. Затем были построены участки Зверево—Шахтная (1871), Аксай—Ростов (1875), Ростов—Владикавказ (1872—1875), Тихорецкая—Екатеринодар—Новороссийск (1884—1888). С выходом дороги к порту резко возросли потоки зерна на экспорт, что придало дополнительный толчок развитию дороги. В начале XX века введены в эксплуатацию участки: Кавказская—Краснодар (1901), Батайск—Азов, Сосыка-Ейская—Ейск, Армавир—Майкоп (1911), Белореченская—Туапсе (1912), Краснодар—Ахтари, Крымская—Тимашевск—Кущёвка (1914), Батайск—Сальск, Прохладная—Гудермес (1915), Ставрополь—Винодельное (1916). К октябрю 1917 года общая длина дороги составляла 5000 вёрст. В 1920-е—1940-е годы на дороге построены участки: Туапсе — Сочи (1923), Сочи — Адлер с веткой на Мацесту (1927), Петровское Село — Благодарное (1928), Винодельное — Дивное, Ростов — Хапры, Комсомольская — Нефтегорск, Майкоп — Хаджох, Ставрополь — Палагиада (1931), Лабинская — Шедок (1940). Во время Великой Отечественной войны на дороге были построены линии: Гудермес — Астрахань и Адлер — Сухуми (1942), Крымская — Старотитаровка (1944). В послевоенные годы строятся участки: Дивное — Элиста (1969), Зверево — Краснодонская (1971), Анапа — Юровский (1977), Краснодар — Туапсе (1978), западный обход Ростовского узла с электрификацией 25 кВ (1983), Благодарное — Будённовск (1987), Песчанокопская — Красная Гвардия(1989), Красная Гвардия — Передовая (1993), западный обход Батайска (1990), восточный обход станции Лихая с электрификацией (1991), Кизляр — Карланюрт (1997).
Дорога награждена орденом Ленина (1971).
В настоящее время разобраны следующие участки Северо-Кавказской железной дороги: · от ст. Армавир-Туапсинский до ст. Ставрополь (был разрушен в период Гражданской войны в России 1918—1922 гг, впоследствии не восстанавливался); · от ст. Кущёвка до ст. Староминская (был разрушен в годы ВОВ 1941—1945 гг, впоследствии не восстанавливался); · от ст. Песчанокопская до ст. Красная Гвардия (линия строилась в 1980-х годах, в 1990-х была законсервирована и впоследствии разобрана); · от ст. Морозовская-Южная до ст. Черкасская (участок частично разобран) В конце 1990-х законсервирован участок Сосыка-Ейская — Уманская; в настоящее время участок полностью разобран. От ст. Уманская до ст. Староминская осуществляется только нерегулярное грузовое движение. На ряде участков отсутствует пассажирское сообщение: · от ст. Курганная до ст. Шедок (ответвление от линии Армавир-Туапсе); · от ст. Комсомольская до ст. Апшеронск (ответвление от линии Армавир-Туапсе); · от ст. Крымская до паромной переправы ст. Кавказ и до ст. Темрюк (ответвления от линии Крымская-Анапа); · от ст. Дарг-Кох до ст. Алагир (ответвление от линии Прохладная-Беслан); · от ст. Светлоград до ст. Буденновск; · от ст. Тимашевская до ст Ахтыри; · от ст. Передовая до ст. Красная Гвардия. До 1 января 2011 года состав дороги входили 5 отделений · Грозненское отделение, · Краснодарское отделение, · Махачкалинское отделение, · Минераловодское отделение, · Ростовское отделение. Ранее в составе дороги было также Лиховское отделение, впоследствии упразднённое и включённое в состав Ростовского. С 1 января 2011 года дорога перешла на безотделенческую структуру управления, все отделения были преобразованы в регионы. Экономико-географическое положение Это самый южный район страны, площадь которого составляет 355,1 тыс. км2 и занимает 2 % территории страны. Протяженность береговой линии в границах района 350 км.
Северо-Кавказский экономический район имеет выгодное экономико-географическоеположение. Это проявляется в следующем. Во-первых, он имеет выход к трем морским бассейнам — Каспийскому, Азовскомуи Черному, по которым осуществляются межрайонные хозяйственные связи. Выход территории Северного Кавказа к морям не только влияет на размещение и специализацию хозяйства самого района, но и обеспечивает внешнеэкономические связи Российской Федерации со странами Закавказья, Ближнего и СреднегоВостока и Южной Европы. Морские перевозки осуществляются через порты Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Махачкала. Во-вторых, Северо-Кавказский экономический район непосредственно граничит с бывшими республиками СССР – странами СНГ - Грузией, Азербайджаном и мощным Донецко-Приднепровским районом Украины. Тесные хозяйственные, этнические и инфраструктурные связи с этими странами усиливают стратегическое и экономическое значение данного района для всей России. Минусом в приграничном положении района с Грузией и Азербайджаном является то, что там в последние годы не прекращаются острые межнациональные конфликты, является дополнительным фактором дестабилизации национально-политической обстановки на Северном Кавказе. В составе России район граничит с развитыми Поволжским и Центрально-Черноземным районами. В-третьих, выгодность положения Северного Кавказа проявляется в том, что на территории района проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные и трубопроводные магистрали, связывающие Россию со странами Закавказья. Благодаря своему выгодному положению Северо-Кавказский экономический район имеет стабильные рынки сбыта. В межрайонном обмене Северный Кавказ выступает поставщиком продукции сельскохозяйственного, энергетического и транспортного машиностроения, нефтехимии, пищевой и легкой промышленности, агропромышленного комплекса. Вывозятся также цемент и уголь. Основные продукты ввоза - прокат черных металлов, некоторые виды минеральных удобрений, деловая древесина и пиломатериалы, автомобили, тракторы, а в последнее время нефть. Пополнение рабочей силы связано с большим миграционным притоком населения, главным образом из государств Закавказья, а также Украины. В основном это нелегальные эмигранты, являющиеся источником дешевой рабочей силы. Природные ресурсы. Отличительная черта природных ресурсов района - их разнообразие. Запасы минерального сырья в районе разнообразны, но невелики. Есть месторождения
природного газа, (суммарные начальные запасы 2 трлн. м3, или 0,9% общероссийских). Основная часть запасов природного газа приходится на Ставропольский край. Небольшое количество попутного газа добывают вместе с нефтью. Общие запасы нефти невелики (0,8% общероссийских запасов нефти промышленных категорий и 0,9% общероссийских перспективных и прогнозных ресурсов), но она лучшая в стране по качеству: малосернистая, малосмолистая, высокопарафинистая, с большим выходом при переработке светлых продуктов. Наиболее значимы месторождения Майкопской и Кубано-Причерноморской площадей. Намечается рост добычи нефти в Чечне. Освоение дагестанской нефти сдерживается каменный уголь (4% промышленных запасов угля России). Почти все его запасы (98%) сосредоточены в восточном крыле Донецкого бассейна в Ростовской области(более 16% общих геологических запасов всего Донбасса). Преобладают энергетические угли — антрациты. Гидроэнергетические ресурсы по сравнению с другими источниками энергии невелики. И хотя среди европейских районов России Северный Кавказ по их запасам занимает видное место, их экономический потенциал невелик — 25 млрд. кВт-ч. Наиболее значительной долей потенциальных запасов гидроэнергии выделяются Дагестан и Кубань. В недрах Северного Кавказа обнаружены огромные запасы горячей воды и пара, вовлечение которых в хозяйственный оборот дало бы ежегодно дополнительно более 1,5 млн. т условного топлива. В районе издавна добывают свинец и цинк. Однако многочисленные мелкие месторождения этих полезных ископаемых расположены в сложных горно- геологических условиях, а их руды содержат мало основных металлов. Поэтому себестоимость их добычи высокая. Ценно то, что руды комплексные. Промышленные запасы полиметаллических руд сосредоточены в Садонском и других месторождениях Северной Осетии. Известно также Эльбрусское месторождение (Карачаево-Черкесия). Залежи свинцовых руд есть в Кабардино-Балкарии. Вольфрамовые руды распространены значительно шире, но основным разрабатываемым месторождением остается Тырныаузское. Месторождения медных руд есть в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестане и др. На территории района имеются запасы ртутного сырья. Месторождения киновари, из которой возможно извлечение ртути в промышленных количествах, известны в Дагестане, Краснодарском крае (бассейн: р. Большой Лабы), Кабардино-Балкарии(бассейн р. Терека) в рудопроявлениях, которые тянутся от Туапсе доНовороссийска. Имеются промышленные запасы никеля (Садонский рудоносныйрайон). Значительны ресурсы неметаллического сырья. Особенно широко распространен барит, много гипса, известняков, очень велики залежи каменной соли (бассейн р. Лабы), серы (Дагестан и др.). Водные ресурсы района значительны — 69,3 км3. Однако по водообеспеченности и на душу населения, и на единицу территории Северный Кавказ занимает одно из последних мест в стране. Осложняет использование водных ресурсов их крайне неравномерное распределение по территории и сезонам года. Во многих местностях, где воду активно используют для орошения (в бассейнах рек Дона, Кубани, Терека), положение с водой напряженное. Здесь нет значительных озер, а самое крупное водохранилище — Цимлянское, площадь которого составляет Потенциальные запасы подземных вод на Северном Кавказе составляют 34 876 тыс. м3/сутки (4% их запасов по России в целом), но здесь самая высокая в стране степень их использования (наравне с Центрально-Черноземным районом) —13,6%. Особенно велико потребление воды из подземных источников в Краснодарском крае(второе место в России после Московской области). Для района в целом характерна небольшая лесистость — около 10%, Общие запасы древесины составляют 0,7% от запасов России. Но лесные ресурсы Северного Кавказа резко выделяются значимостью породного состава. Здесь сосредоточено 100% буковой и 23% дубовой древесины в России, распространены граб, явор и другие ценные породы деревьев. Легкодоступные для разработки массивы (около25% всей лесной площади) практически уже вырублены. Освоение леса не должноснижать его защитных функций по отношению к другим компонентам природных комплексов. В этих условиях чрезвычайно важно не только восстанавливать и повышать продуктивность лесов, но и рационально использовать и сохранять имеющиеся экологические ареалы. Особенно ценны рекреационные ресурсы района. Важнейший среди них — климат.Широко известны и используются в бальнеологических целях различные минеральные воды: азотные, азотно-метановые (минерализация до 25 г/л) Нальчика, Майкопа, Махачкалы, Каякенте, Рычал-Су; азотные и метановые сульфидные термальные, хлоридные или хлоридно-гидрокарбонатного натриевого состава (минерализация до 35 г/л) Сочи, Дагестана и др. Особенно богаты минеральными источниками северные предгорья Большого Кавказа, черноморский склон Кавказа. Много их в предгорьях Ставропольского края, Кабардино- Балкарии, Северной Осетии. Уникален и наиболее освоен старейший рекреационный район России — Кавказские Минеральные Воды (бальнеологические курорты Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки,Железноводск). Разнообразие минеральных вод, высокая эффективность лечения позволили региону Кавказских Минеральных Вод на протяжении многих десятилетий оставаться ведущим курортным районом России.
Великобальнеологическое значение целебного ила озера Тамбукан (около Пятигорска),грязи Чембургского озера (в окрестностях Анапы) и некоторых лимановАзовского моря. Несравненны эстетические рекреационные ресурсы СеверногоКавказа, играющие важную роль в его хозяйственной специализации. Это и заснеженные высочайшие горы, и ландшафты яркой южной природы Причерноморья, исторические памятники и др. Все это создает особую привлекательность Северного Кавказа для туризма и альпинизма, лечения и отдыха.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|