Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Население и трудовые ресурсы.




По численности населения Северный Кавказ занимает третье место в России, уступая только Центральному и Уральскому экономическим районам.

Здесь на территории, занимающей не многим более 2 % площади РФ, проживает более 11 % ее населения.

Средняя плотность населения района – около 49,8 чел. на км2, что

более чем в 5 раз выше, чем в целом по России. Однако размещается население по

территории неравномерно. Густо заселены предгорья Большого Кавказа. В Северной Осетии средняя плотность населения 79,2 чел./км2, в Краснодарском

крае 61,2 чел./км2. Значительно меньше плотность населения в Дагестане- 35,6 чел./км2 и в Ставропольском крае – 35,4 чел./км2.

За 1991-1995 гг. численность населения Северного Кавказа увеличилась на 640

тыс. чел. Это связано с большим миграционным притоком населения, главным

образом и государств Закавказья.

В настоящее время механический прирост населения на Северном Кавказе имеет

тенденцию к снижению. Нестабильность межнациональной обстановки и война в

Чечне отразились на естественном движении населения. Неблагоприятная

демографическая ситуация отмечалась в Краснодарском и Ставропольском краях, в

Ростовской область и в Республике Адыгея.

Важной особенностью населения Северо-Кавказского района являются высокий

удельный вес сельского населения (44,4 %) и его высокая плотность, составляющая

почти 50 чел./км2. В некоторых районах интенсивного земледелия она

превышает 80 чел./км2. В отличие от Российской Федерации в целом

процесс урбанизации на Северном Кавказе идет значительно медленнее, что

свидетельствует о высоком уровне развития хозяйства.

В последние годы углубились диспропорции в половом составе населения,

связанные с преобладанием женского населения. Мужчины составляют 49,6 %,

женщины – 53,1%. Возрастная структура населения Северного Кавказа

характеризуется повышенной в сравнении с Россией в целом долей детей и

подростков (24,9 %) и более низкой долей лиц трудоспособного возраста (55,0

%). В 1995 г. численность экономически активного населения в Северо-

Кавказском районе составила 207,9,тыс.чел., в том числе занятых в народном

хозяйстве -187,3 тыс.чел. С переходом на новые условия хозяйствования на

Северном Кавказе обострились проблемы занятости. Общая численность

безработных по отношению к экономически активному населению достигла 9,9 %.

Средний возраст безработных на Северном Кавказе – 32 года.

 

 

 

Усиление напряженности в сфере занятости населения, его криминализация в значительной мере являются следствием недостаточного развития социальной инфраструктуры,подготовки кадров, низких темпов индустриализации национальных республик.

Северный Кавказ относится к многонациональным районам Российской Федерации.

Только в Дагестане насчитывается свыше 30 различных народностей: аварцы,

лезгины, даргинцы, кумыки и др. На степных равнинах Предкавказья и Нижнего

Дона живут русские, на Кубани – преимущественно украинцы. Русское население

составляет большинство во всех промышленных центрах района. Важнейшее условие экономического и культурного процветания всех народов, населяющих Северный Кавказ – укрепление дружбы, хозяйственных связей и сотрудничества между ними.

Именно этот фактор обеспечит экономическую стабильность и качественное

преобразование хозяйственного комплекса региона.

Инфраструктура.

Развитие производственной и социальной инфраструктуры

Северо-Кавказского экономического района рассмотрим на примере Ростовской

области.

а) Производственная инфраструктура.

Транспортная инфраструктура. Ростовская область обладает развитой

транспортной инфраструктурой, представленной железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону.

Транспортная сеть Ростовской обеспечивает существенный объём международных и внутрироссийских грузо-товарных и пассажирских потоков. Это определяет

инвестиционную привлекательность территории Ростовской области и

инновационный потенциал транспортной инфраструктуры

Транспортная инфраструктура Ростовской области является составной частью

транспортных коридоров - Критских и трансконтинентального «Север-Юг».

Ростовскую область пересекают автомагистраль «Дон», параллельный ей

железнодорожный путь Москва - Ростов - Кавказ, судоходный путь по реке из

центра России в Чёрное и Средиземное моря, а также воздушный коридор Санкт-

Петербург - Москва - Кавказский регион.

Основным перевозчиком грузов и пассажиров во внутреннем и международном

сообщениях в регионе является Северо-Кавказская железная дорога. По

территории области проходят магистральные железные дороги, связывающие

центральные и западные районы страны, Сибирь с Южным регионом. Действуют

узловые железнодорожные станции, обеспечивающие приём, обработку и

отправление практически всех видов грузов. Протяжённость железнодорожных

путей составляет около 3, 3 тыс. км.

На территории области расположено пять портов, из которых три международных, связывающих регион с пятью морями. Морские и речные порты Ростовской области позволяют обслуживать суда типа «река-море» грузоподъёмностью до 5 тыс. тонн, район плавания которых простирается до Гибралтара. Через пролив Босфор обеспечен доступ к странам Средиземноморья и Западной Европы, а по рекам Дунай и Рейн - к Придунайским странам.

Протяжённость автомобильных дорог общего пользования составляет более 11,5

тыс. км.

Международный аэропорт, расположенный в г. Ростове-на-Дону, осуществляет

рейсы как по внутренним маршрутам (85 - в пределах России и СНГ), так и по

международным авиалиниям, в том числе в такие страны, как Финляндия,

Германия, Турция, Объединённые Арабские Эмираты, Чехия, Словакия, Югославия,

Болгария и др.

 

 

По территории Ростовской области проходят нитки трубопроводного

магистрального транспорта. Интенсивными темпами развиваются местные газовые

магистрали.

12 б) Социальная инфраструктура. Уровень жизни населения. Доходы и расходы населения: В Ростовской области в течение последних летСреднедушевые денежные доходы населения в 2002 году составили 3061,5, величина прожиточного минимума – 1634, стоимость потребительской корзины – 1552,3 рубля. Доходы основной части населения формировались за счет заработной платы. В 2002 годуотмечался стабильный рост среднемесячной начисленной заработной платыработников по полному кругу предприятий и организаций, однако темпы приростапо сравнению с 2001 годом несколько замедлились. Среднемесячная начисленнаязаработная плата составила 2873,9 рублей, реальный ее размер превысил уровень2001 года на 37,3 процента.В то же время сохраняется высокая степень дифференциации заработной платымежду отраслями. Опережающими темпами росла оплата труда в финансово-кредитной сфере, страховании, электроэнергетике, цветной металлургии.Минимальный размер начисленной заработной платы складывался в сельскомхозяйстве.

 

 

Заключение.

В данной работе мною были рассмотрена и изучена Крупнейшая транспортная организация Южного федерального округа - Северо-Кавказская железная дорога - филиал ОАО «РЖД»: её история, характеристика района тяготения, природные ресурсы района, а также производственная и транспортная инфраструктура.И выявлено, что Северо-Кавказского федеральный округ, на территории которого располагается Северо-Кавказская железная дорога, принадлежит к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией.По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, Северо-Кавказский федеральный округ заметно отстает от других федеральных округов.Уровень безопасности перевозочного процесса во всех отраслях транспорта, в том числе на железнодорожном, крайне низок.

Но в планах руководства Северо-Кавказского федерального округа стоит улучшение сложившейся ситуации, в том числе и на железнодорожном транспорте. В числе наиболее приоритетных можно выделить следующие проекты:

· строительство новой железнодорожной линии Минеральные Воды - аэропорт, которая предусматривает организацию интермодальных перевозок на участке Кисловодск - Минеральные Воды - аэропорт;

· развитие железнодорожного узла припортовой станции "Махачкала" и подъездных путей для обслуживания Махачкалинского морского торгового порта в целях увеличения перевозок грузов в железнодорожном и морском сообщении по международному транспортному коридору "Север-Юг";

· строительство железнодорожного пограничного пункта пропуска "Дербент" в целях увеличения пропускной способности и качества обслуживания в системе международного транспортного коридора "Север-Юг";

· строительство железнодорожной линии Солдатская - Тырныауз для организации железнодорожного обслуживания курортной зоны и подъезда к карьерам полезных ископаемых на территории Кабардино-Балкарской Республики;

 

· строительство железнодорожной линии Буденновск - Нефтекумск - Кизляр (Ставропольский край - Республика Дагестан) для обеспечения транзитных грузовых перевозок, а также устойчивых транспортных связей населенных пунктов района тяготения к основным железнодорожным направлениям.

Кроме того, можно выделить следующие социально значимые железнодорожные проекты:

  • строительство железнодорожной линии Ставрополь - Невинномысск в целях оптимизации транспортной связи г. Ставрополя с курортной зоной г. Минеральные Воды;
  • строительство железнодорожной линии на обходе г. Беслана (Республика Северная Осетия - Алания) в целях переноса транзитного движения поездов из центральных районов города;
  • строительство железнодорожной линии Котляревская - Галашки в целях социально-экономического развития Республики Ингушетия;
  • реконструкция сети железных дорог на территории Чеченской Республики, восстановление путей, станций, искусственных сооружений в целях организации надежного и безопасного движения поездов;
  • комплексная реконструкция участка железнодорожной линии Грозный - Назрань в целях восстановления грузового сообщения и движения пригородных пассажирских поездов на участке Грозный - Прохладный для обслуживания густонаселенного района.

 

Список использованной литературы. 1. Бутов В. И. «Основы региональной экономики»: учебное пособие – Ростов-на-дону, изд. центр «МарТ»-2001г.2. Желтиков В.П.»Экономическая география» изд. «Феникс», 2001 г.3. Морозова Т. Г. «Регионоведение»: учебник для вузов- М.: ЮНИТИ, 1999г.4. Исаенко Е.В., Колесов А.И., Черных Г.А Экономическая география и регионалистика России — Белгород: «Кооперативное образование», 2007. — С. 314.

 

 

Содержание.

1. Введение............................................................................................2 стр.

2. История дороги.............................................................................3-4 стр.

3. Экономико-географическое положение.......................................5 стр.

4. Природные ресурсы......................................................................6-8 стр.

5.Население и трудовые ресурсы...........................................9-10 стр.

6. Инфраструктура........................................................................11-13 стр.

7. Заключение.................................................................................14-15 стр.

8. Список использованной литературы.........................................16 стр.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...