Глава III. Таро как образно‑символическая система. 3.1. Знак, образ и символ
Глава III Таро как образно‑ символическая система
В первой главе мы отметили, что Таро – это особый язык. Освоение Таро чем‑ то похоже на изучение иностранного языка. Правда, язык Таро имеет свои особенности. Если естественные языки, возникшие как средство общения (русский, английский и др. ), являются знаковыми, то язык Таро – образно‑ символический. «Истинное Таро – это символизм; оно не говорит ни на каком другом языке и не выражается никакими иными знаками. Учитывая внутреннее содержание его эмблем, символы Таро действительно являются своего рода алфавитом, способным составлять разнообразные комбинации, и содержат истинный смысл всего»[6], – писал А. Э. Уэйт. Таро – это не знаковая, а образно‑ символическая система. На арканах представлены образы и знаки, которые выступают в качестве символов. Чтобы понять образно‑ символическую суть Таро, рассмотрим для начала, что такое знак, образ и символ и чем они отличаются друг от друга.
3. 1. Знак, образ и символ
Знак условен по своей природе. У знака есть означающее (форма, служащая средством выражения) и означаемое (значение, которое выражается при помощи формы). Связь между означающим и означаемым условна, конвенциональна. Это можно легко понять, взяв слова в разных языках, означающие один предмет. Обозначаемый предмет один (например, огонь), но в разных языках существуют разные слова для обозначения этого предмета (рус. «огонь», англ. «fire», фр. «flamme» и т. д. ). За знаками в сознании людей закреплены конкретные значения, а функция знаков – обозначать определенные феномены (предметы, качества, отношения, действия и т. п. ). Всякий знак произволен: стол мы можем назвать «стулом», а стул – «столом». От такого переименования ничего не поменяется, просто нам нужно будет привыкнуть к новым именам этих предметов.
Символ, в отличие от знака, не обозначает, а намекает: не прямо, а косвенно раскрывает некие смыслы. Связь символа и выражаемого им смысла нерасторжима, и эта связь не условна (в отличие от связи формы и значения у знака). Фердинанд де Соссюр отмечал, что произвольность символа относительна, так как символ «не пуст, но имеет рудимент естественной связи между означающим и означаемым. Символ справедливости – весы – нельзя заменить любым символом, например телегой»[7].
Символ является знаком тайного смысла, или, другими словами, репрезентацией чего‑ либо, что никогда не может быть полностью известно.
Символы отсылают нас к трансцендентным основам бытия, духовному измерению. Э. М. Спирова пишет: «Трансценденция рассматривается… как нечто, лежащее за краем человеческого существования и мира. Она придает смысл и ценность человеческому бытию, а природа, мифология, поэзия, философия оказываются своеобразными шифрами, через которые трансценденция обнаруживает себя»[8]. Арканы Таро, особенно Старшие, также являются таким шифром. Для понимания разницы, существующей между знаками и символами, приведем пример. «II» и «2» – это знаки, а именно цифры (римская и арабская), обозначающие количество; в функции знаков они четко обозначают именно количественный аспект: два, а не три; два, а не четыре. Но Двойка (как и другие числа), кроме своего количественного аспекта, в различных культурах и традициях имеет еще и качественность – выражает множество смыслов. То есть она выступает не только как знак, но и как символ. В качестве символа она наделена различными смыслами: парность, союз, объединение, противоположности, конфликт и т. п. Эти смыслы числа «два» произрастают из самой нашей жизни и мира, в котором мы живем.
Основой символа часто служат образы. Функция образа – изображать (отражать, картографировать, фотографировать). Образ отражает некую данность целостно, пытаясь ее выразить через запечатление. Образы, как правило, имеют автора, в то время как символы носят анонимный характер, так как являются продуктами коллективного бессознательного. Однако образ может превратиться в символ, если он обогащает «свой первоначальный смысл и обретает большую наполненность, выходящую за пределы авторской выразительности»[9]. Образ становится символом, если в нем проступает метафизическая глубина, или, другими словами, в качестве изображений символы являются образами, которые выражают архетипические содержания. На рисунках колоды Таро мы видим образы. Но эти образы мы воспринимаем не как фотографии, запечатлевшие нечто, а как некий тайный шифр, за которым стоит послание. То есть эти образы выполняют функцию символов. Таким образом, символ – это в первую очередь особая функция, которая заключается в смыслопорождении. Объект, выполняющий функцию символа, способен выражать потенциально безграничное количество смыслов, которые приращиваются и расширяются при амплификации (толковании символа через нахождение общих мотивов и параллелей с мифами, легендами, фольклором и т. п. ). Функцию символа могут выполнять образы, знаки, геометрические фигуры, цвет и т. п. Очевидно, что Таро – это не знаковая система, в которой каждой карте соответствует какое‑ то одноединственное и конкретное значение. Если бы это было так, то можно было бы взять 78 картонок, на каждой из них написать какое‑ нибудь вполне конкретное слово‑ значение и гадать по типу «что написано, то и сбудется». Во‑ первых, такой подход не работает. А во‑ вторых, если бы он и работал, то это было бы уже не Таро (каждый аркан которого практически бездонен, способен выражать очень широкое поле смыслов и выводить нас в трансцендентальные пространства), а нечто иное, ограниченное своей прямолинейно‑ знаковой формой, не способной выразить глубину.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|