Стадий профессионального онтогенеза
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Преподаватель: профессиональный онтогенез План 1. Индивид, субъект, личность: варианты соотношения развития. 2. Этапы профессионального становления 3. Профессионализм преподавателя
Возможны четыре варианта соотношения и проявления развития индивида, субъекта деятельности, личности. 1.Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. 2.Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и субъектно-деятельностное. 3.Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. 4.Наблюдается относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития. В первом варианте организм достигает того состояния, которое соответствует взрослости, а ценностно-отношенческая сфера не сформирована, профессиональные интересы и склонности отсутствуют. При втором соотношении основные ценности жизни усвоены, но субъектность отсутствует, нет привычки к волевому усилию, не делаются шаги к профессиональному самоопределению. При третьем соотношении наблюдается любовь к труду при небольших физических возможностях и несформированных личностных качествах. Потому труд может оказать и положительное, и отрицательное влияние на ход личностного развития. Наиболее способствует оптимальному развитию четвертое соотношение: хорошее физическое развитие и самочувствие – важный фактор усвоения нравственных ценностей, формирования положительной мотивации и становления человека как субъекта деятельности. Указанные соотношения грубо и приблизительно интегрируют все многообразие соотношений, которые имеют место в жизни конкретных людей: изменения в личности в период взрослости, формирование профессионала отличаются неповторимостью и единственностью.
Личностное и профессиональное развитие тесно связаны. Установки, потребности, способности личности, ее интеллект влияют на профессиональный выбор, ход профессиональной адаптации: могут способствовать формированию профессионального мастерства, достижению вершин в профессии или быстрому профессиональному старению, профессиональной деформации личности. Неразрешенные кризисы взрослости могут привести к регрессивному развитию личности, нарушениям нервно-психического здоровья и утрате профессиональной субъектности. Профессиональная деятельность, в свою очередь, может оказать позитивное или негативное влияние на личностный онтогенез: формирование самооценки, самоотношения, того или иного вида мотивации. Личностный и профессиональный онтогенез в период взрослости характеризуется продолжением развития личностных качеств и наибольшей активностью в профессиональной деятельности. Варианты взаимодействия двух видов онтогенеза: а) личностное развитие опережает профессиональное и является предпосылкой того, чтобы человек состоялся как профессионал; б) профессиональное развитие опережает личностное и человек становится профессионалом, не сложившись в зрелую личность. Первый вариант особенно необходим для тех, чья профессия относится к типу «человек-человек»: успех или неуспех в этих профессиях определяется не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и (и в очень большой мере) качествами личности, личностной зрелостью. Таким образом, формирование профессионала опирается на общее личностное развитие, осуществляется на его фоне. Личность может оказывать как позитивное (поддержка профессионального мастерства. стимулирование творчества), так и негативное влияние на ход профессиональной адаптации. Ведущим фактором становления профессиональной субъектности является личностная (социальная зрелость).
Существуют определенные гендерные различия в проявлениях социальной зрелости. Так, важным моментом обретения женщиной зрелости является осознание ею нейтральности мира. Женщина, зрелая личность, ощущает себя субъектом и самоотношения, и отношений к себе со стороны окружающих, то есть она осознает, что сама создает эти отношения. Уверенная в себе зрелая женщина овладевает обобщенной жизненной концепцией, основанной не на эмоциях, а на рефлексивном, рациональном, разумном отношении к происходящему в жизни. Она может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного «Я», за счет осознания своей экзистенциальности. Однако многим женщинам для этого не хватает гуманитарных, прежде всего – психологических, знаний об организации жизни, об индивидуальном стиле жизни, о личности вообще и о себе самой. Журналы для женщин разных возрастов решают эту проблему лишь частично, ибо только на уровне расширения кругозора она не решается – нужно глубинное общение с собой и другими, то есть включение в специально организованные формы групповой работы. Важной характеристикой мужской личностной зрелости является независимость от оценок результатов его деятельности другими. Формула зрелости мужчины – в строчках Б.Пастернака: «Пораженье от победы ты сам не должен отличать». Такая позиция позволяет не «застревать» ни на успехах: насладился победой – и к новой цели, ни на неудачах: извлек уроки и двинулся дальше, к вершинам самоактуализации. Зрелый мужчина остается ценным работником в своей профессиональной сфере. Однако он работает результативнее, чем в молодости, так как умеет отделять главное от второстепенного, что является следствием формирования обобщенной концепции жизни. Представители обоих полов способны в зрелом возрасте учиться и переучиваться: уровень функционального интеллекта взрослого на разных этапах возрастной эволюции остается достаточно высоким. Именно эта функциональная база и позволяет взрослому человеку осуществлять дальнейшее, не функциональное, а личностное развитие: углублять свои представления об окружающем мире, развивать взгляды и убеждения, осваивать новые виды теоретической и практической деятельности.
И мужчины, и женщины зрелого возраста обладают огромным потенциалом учительства, наставничества. Им необходимо обмениваться своими знаниями и опытом с другими людьми: это позволяет им выйти на новый уровень в своей специальности. Зрелая личность – это тип личности, образующийся в результате личностного роста и имеющий сформированное устойчивое единство личностных черт и ценностных ориентаций, развитое нравственное сознание, сложившуюся мотивационно-потребностную сферу. Личностно зрелому человеку присуще психологическое здоровье, самовыражение и самораскрытие, продуктивность и творчество, стремление развиваться в направлении самодостаточности и компетентности, обретать смысл жизни. Выделяют четыре стадии профессионального становления личности профессионала: 1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учёта своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определённый предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях. 2. Профессиональная подготовка или обучение: освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонность и интересы к будущей профессии. Вторая стадия – это прежде всего обучение в высшем учебном заведении. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессиональная направленность, профессионально-этические ценностные ориентации, духовная зрелость, готовность к профессиональной деятельности.
3. Профессионализация или профессиональная адаптация: вхождение и освоение профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности. 4. Мастерство, частичная или полная реализация личности в профессиональной деятельности: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности. По мере овладения профессиональным мастерством всё большую привлекательность приобретает сама деятельность. Профессиональное становление личности – это целостный динамически развёртывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в деятельности. Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обусловливает дальнейшее развитие личности. Осуществляя себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей деятельности, формированию новых свойств личности. Профессиональное становление предполагает использование совокупности приёмов социального воздействия на личность, её включение в различные виды деятельности, имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств. В образовании комплексов профессионально важных качеств личности участвуют не только совокупности свойств личности, связанные с видом деятельности, но личностные качества, профессионально важные для любого вида профессиональной деятельности. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску. Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается в качестве универсального профессионально важного качества ответственность. Ответственность рассматривается рядом авторов как одно из свойств, характеризующих направленность личности, влияет на процесс и результаты профессиональной деятельности, прежде всего, через отношение к своим рабочим обязанностям и к своим профессиональным качествам. Профессиональное становление сопровождается профессиональными кризисами. Под кризисом понимаются трудности профессионализации личности, противоречивость профессиональной жизни и реализации карьеры. Кризисы профессионального становления – непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки личности, изменения вектора ее профессионального развития.
Эти кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия индивидуально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях – смене профессии. Рассмотрим факторы, инициирующие кризисы профессионального развития. Прежде всего, ими могут выступать постепенные качественные изменения (совершенствование) способов выполнения деятельности. На стадии профессионализации наступает момент, когда дальнейшее эволюционное развитие деятельности, формирование ее индивидуального стиля невозможны без коренной ломки нормативно-одобряемой деятельности. Личность должна совершить профессиональный поступок, проявить сверхнормативную активность, которая может выразиться в переходе на новый образовательно-квалификационный, либо на качественно новый инновационный уровень выполнения деятельности. Другим фактором, инициирующим кризисы профессионального становления может стать возросшая социально-профессиональная активность личности. Неудовлетворенность своим социальным и профессионально-образовательным статусом нередко приводит к поиску новых способов выполнения профессиональной деятельности, ее совершенствованию, а также к смене профессий или места работы. Факторами, порождающими профессиональные кризисы, могут выступить социально-экономические условия жизнедеятельности человека: ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, неудовлетворительная зарплата, переезд на новое место жительства и др. Кризисы профессионального развития нередко связаны с возрастающими изменениями: ухудшением здоровья, снижением работоспособности, ослаблением психических процессов, профессиональной усталостью, интеллектуальной беспомощностью, синдромом «эмоционального сгорания» и т.д. Профессиональные кризисы нередко возникают при вступлении на новую должность, участии в конкурсах на замещение вакантной должности, аттестации специалистов. Наконец, фактором длительного кризисного явления может стать полная поглощенность профессиональной деятельностью. Специалисты-фанаты, одержимые работой как средством достижения признания и успеха, иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, проявляют жесткость во взаимоотношениях. Кризисные явления могут сопровождаться нечетким осознанием недостаточного уровня компетентности и профессиональной беспомощностью. Иногда наблюдаются кризисные явления при уровне профессиональной компетентности, более высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы. Как следствие, возникает состояние профессиональной апатии и пассивности. Профессионализм мы будем понимать не как просто высший уровень знаний, умений и результатов человека в конкретной деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека, включающую, как минимум, следующие, компоненты: Свойства человека как личности, субъекта деятельности: 1 образ мира; направленность, социально ориентированные мотивы; отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность, ее особенности и проявления; представление о своем месте в профессиональной общности. 2. Праксис профессионала: моторика; умения навыки, действия, ориентированные на предметную область труда; умения, навыки действия коммуникативные, социально-воздейственные; умения, навыки, действия саморегуляционные. 3. Гнозис профессионала: прием информации, профессиональная специфика внимания, ощущения и восприятия; переработка информации и принятие решений, память, мышление, воображение, их профессиональная специфика. 4. Информированность, опыт и культура профессионала. 5. Психодинамика, интенсивность переживаний, быстрота их смены. Профессионализм может быть описан через соотношения мотивационной сферы человека труда (профессиональные ценности, профессиональные притязания и мотивы, профессиональное целеполагание и т.д.) и операциональной сферы (профессиональное самосознание, профессиональные способности, обучаемость, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и др.). Таким образом, профессионализм – это интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека труда. Профессионализм – неотъемлемая ступень к высшему своему качеству – компетентности в конкретной деятельности. Идею профессионализма не следует сводить только к представлению о высоком уровне умелости профессионала. Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные, многообразные внутренние, в частности, психические функции. Профессионализм соотносится с различными аспектами зрелости работника, в связи с чем у человека различают несколько видов профессиональной компетентности: - специальную или деятельностную, которая предполагает владение на высоком уровне профессиональной деятельностью; - социальную, предполагающую владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества; - личностную (владение способами самовыражения и саморазвития); - индивидуальную (владение приемами самореализации и саморазвития индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности). Наличие всех видов компетентности означает достижение человеком зрелости в своей профессиональной деятельности, общении и сотрудничестве, характеризуют становление личности и индивидуальности профессионала. Компетентность – это некоторый психологический фактор, в который входят: исчерпывающие знания предмета и объекта деятельности; умение разобраться в любом нестандартном вопросе, относящемся к этой деятельности; умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; способность точно оценивать качество работы и ее последствия. Компетентность – мастерство не столько в смысле исполнения, сколько в смысле организации и системного понимания всех проблем, связанных с деятельностью, умение поставить задачи и способность организовать решение конкретных проблем, относящихся к виду деятельности, в которой данный человек компетентен. Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. В разных профессиях у одного и того же человека на разных этапах его развития компетентность может быть представлена разным комплексом вышеназванных качеств. Источником профессионального становления являются противоречия между достигнутым уровнем развития личности и требованиями, которые предъявляют коллектив, общество, учебная деятельность к системе уже сформированных знаний, навыков, а также к индивидуально-психологическим свойствам личности. Поэтому профессиональное становление личности имеет собственную образовательную траекторию и траекторию личностного роста. Можно выделить и 8 стадий профессионального развития. стадий профессионального онтогенеза 1. Профессиональная ориентация 2. Профессиональное самоопределение 3.Профессиональное обучение 4.Вхождение в профессию, становление профессиональной идентичности.
5.Овладение профессиональным мастерством 6.Высокая профессиональная продуктивность и признание в профессиональном сообществе. 7. Наставничество 8. Уход из профессиональной деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|