Трехуровневая модель профессионализма преподавателя
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 По: В.П.Симонов. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых. М.,2004(с.18-24).
Не подлежит сомнению, что достоверная оценка результативного компонента образовательного процесса как деятельностной системы, возможна только как итог всестороннего изучения личности и эффективности учебно-воспитательной деятельности главного субъекта этого процесса - преподавателя. В качестве такой основы нами разработана структура и примерное содержание основных профессионально-значимых показателей (характеристик) личности и эффективности его профессиональной деятельности и все это сведено в общую карту, которая заполняется на основе ряда тестовых и анкетных методик: как давно разработанных психологами и педагогами и частично адаптированных нами, так и авторских оригинальных. КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (в диагностируемых показателях)
Первая группа качеств позволяет охарактеризовать психологические черты личности преподавателя (или других испытуемых, например, учащихся старших классов, студентов) как индивидуальности.
Вторая группа показателей рассматривает преподавателя в структуре его межличностных отношений.
Третья группа методик характеризует преподавателя с позиции уровня его профессионализма, т.е. каждый преподаватель на занятиях выполняет целый ряд функций, в том числе, как менеджер учебно-познавательного процесса, т.к. он управляет этим процессом: т.е. планирует, организует и контролирует учебно-познавательную деятельность обучаемых в ходе занятий.
Четвертая группа методик позволяет характеризовать эффективность и результативность профессиональной деятельности преподавателя в конкретных математических показателях.
Нетрудно заметить, что всего в данной карте ПЗЛК как бы три модели (три профессиограммы) преподавателя. Первая колонка характеризует те качества, тот портрет педагога, к которому должен стремиться каждый, а третья колонка - это то, чего профессионал должен стремиться избежать. Данная методика важна не только как инструмент аттестации преподавателя, но и служит делу создания благоприятного психологического климата в коллективе, ибо как показывает практика и опыт лучших руководителей учебных заведений, неадекватная оценка профессиональной пригодности и моральных качеств преподавателя, как фактор возникновения причины конфликта, исчезает, если к его профессиональным и личностным качествам предварительно составлена квалификационная карта, а руководитель учебного заведения (руководитель кафедры), добросовестно изучив качества сотрудника, достоверно их оценит (например, с помощью данного или аналогичного подхода). Такой подход важен еще и потому, что за внешней (формальной) характеристикой эффективности и результативности образовательного процесса лежит его внутренняя содержательная часть. Справка Эмотивность. Эмотивность (лат. emoveo - возбуждать). Повышенная чувствительность, при которой эмоциональные реакции наступают быстро, достигают большой силы Дистимность. (гр. – настроение) – свойство психики находиться некоторое время в подавленном угнетенном состоянии, подчас без видимых причин. Литература 1. Абрамова Г.С.Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов.М.: Академия, 1997.704с. 2. Анциферова Л.И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвания человека//Психологический журнал.2005.№3.С.5-14 3. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования //Психологический журнал.1980.Т.1.№2.С.52-60
4. Бодалев А.А.О взаимодействии индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития взрослого человека // Мир психологии.1999.№2.С.44-49 5. Пиняева С.Е., Андреев Н.Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости //Вопросы психологии.1998.№2.С.3-10 6. Симен-Сиверская О.В., Гребнев В.В. Возможности развития интеллекта как фактор социального обучения взрослых /Материалы X региональной научно-технической конференции «Вузовская наукам – Северокавказскому региону».СевКав ГТУ, 2006.htth:// www. Ncstu. ru 7. Эриксон Э.Детство и общество.Обнинск, 1993.55с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|