Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трехуровневая модель профессионализма преподавателя




По: В.П.Симонов. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых. М.,2004(с.18-24).

 

Не подлежит сомнению, что достоверная оценка результа­тивного компонента образовательного процесса как деятельностной системы, возможна только как итог всестороннего изуче­ния личности и эффективности учебно-воспитательной дея­тельности главного субъекта этого процесса - преподавателя. В качестве такой основы нами разработана структура и пример­ное содержание основных профессионально-значимых показате­лей (характеристик) личности и эффективности его профессио­нальной деятельности и все это сведено в общую карту, которая заполняется на основе ряда тестовых и анкетных методик: как давно разработанных психологами и педагогами и частично адаптированных нами, так и авторских оригинальных.

КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

(в диагностируемых показателях)

 

пп Оптимальные значе­ния качеств личности Допустимые значе­ния качеств личности Критические значе­ния качеств
       
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
1.1 Сильный уравнове­шенный тип нервной системы (сангвиник, флегматик) Сильный неуравно­вешенный тип нерв­ной системы (холе­рик) Слабый инертный тип нервной системы (меланхолик)
1.2 Тенденция к лидер­ству Властность Деспотизм
1.3 Уверенность в себе Самоуверенность Самовлюбленность
1.4 Требовательность Непримиримость Жестокость
1.5 Добросердие и от-зьвчивость Недостаточная само­стоятельность Чрезмерный кон­формизм
1.6 Гипертимность Педантичность Возбудимость
1.7 Эмотивность Застреваемость и демонстративность Тревожность и дистимность

 

 

2. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Преобладание авто­ритарно-демократи­ческого стиля обще­ния с коллегами и обучаемыми Преобладание демо-кратическо-автори-тарного стиля обще­ния с обучаемыми и коллегами Преобладание либе­рального стиля об­щения в смешении с авторитарным или либеральным
2.2 Только конструктив­ные конфликты по принципиальным вопросам Полное отсутствие конфликтов с обу­чаемыми и коллега­ми Постоянная кон­фликтность на дест­руктивной основе
2.3 Стремление к со­трудничеству с кол­легами Стремление к сопер­ничеству с коллега­ми Постоянные приспо­собления и компро­миссы
2.4 Нормальная само­оценка своих лично­стных качеств и ре­зультатов труда Заниженная само­оценка своих качеств и результатов своего труда и обучаемых Завышенная само­оценка своих лично­стных качеств и ре­зультатов труда
2.5 Уровень изоляции в коллективе, равный нулю Уровень изоляции в коллективе в преде­лах до 10% Уровень изоляции в коллективе более 10%

 

 

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
3.1 Широкая эрудиция и свободное изложе­ние материала Знание только своего предмета Работа только по конспекту
3.2 Умение диагности­ровать и учитывать психологические и возрастные особен­ности обучаемых Знание основ возрас­тной и педагогиче­ской психологии без реализации их на практике Полное отсутствие знаний по возрас­тной и педагогиче­ской психологии
3.3 Темп речи 120-130 слов в минуту, чет­кая дикция, общая и специфическая гра­мотность Темп речи ниже 120 слов в минуту, «глу­хой» голос, отдель­ные оговорки с по­следующим исправ­лением Темп речи выше 150 слов в минуту, не­разборчивость речи, «проглатывание» ок­ончаний слов и т.п.
3.5 Обращение к обу­чаемым по именам Обращение к обу­чаемым по фамили­ям Постоянное безад­ресное или оскорби­тельное обращение
3.6 Мгновенная реакции на ситуацию, наход­чивость Чуть замедленные реакция и находчи­вость Отсутствие находчи­вости, слабая реак­ция на происходящее
3.7 Умение четко фор­мулировать конкрет­ные цели занятий Умение определять только общие цели профессиональной деятельности Отсутствие умений четкого целеполага-ния
3.8 Умение организовы­вать учебную работу всех обучаемых сра­зу Умение организовы­вать работу боль­шинства присутст­вующих Работа только с от­дельными обучаю­щимися, при пассив­ности большинства
3.9 Проверяет степень понимания учебного материала всегда Проверяет степень понимания учебного материала периоди­чески Никогда не проверя­ет степень понима­ния учебного мате­риала в ходе занятий
3.10 Объясняет новый материал в самое благоприятное для этого время занятий Успевает объяснить новый материал в оптимальные сроки Объясняет новый материал в конце занятий, «под зво­нок»

 

 

4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1 Эффективность учебных занятий 85% и выше. Эффективность учебных занятий 65 - 84%. Эффективность учебных занятий ниже 65%.
4.2 Фактический уро­вень обученное™ учащихся (студен­тов) 64-100% («Пе­ренос») Фактический уро­вень обученности учащихся (студен­тов) 36-63% («Эле­ментарные умения и навыки») Фактический уро­вень обученное™ менее 36% - на уров­не теории (полное отсутствие умений и навыков)
4.3 Рейтинг преподава­теля 4,4 балла и вы­ше Рейтинг преподава­теля 3,8-4,3 балла Рейтинг преподава­теля менее 3,6 балла

 

Первая группа качеств позволяет охарактеризовать психо­логические черты личности преподавателя (или других испы­туемых, например, учащихся старших классов, студентов) как индивидуальности.

 

Вторая группа показателей рассматривает преподавателя в структуре его межличностных отношений.

 

Третья группа методик характеризует преподавателя с по­зиции уровня его профессионализма, т.е. каждый преподаватель на занятиях выполняет целый ряд функций, в том числе, как ме­неджер учебно-познавательного процесса, т.к. он управляет этим процессом: т.е. планирует, организует и контролирует учебно-познавательную деятельность обучаемых в ходе занятий.

 

Четвертая группа методик позволяет характеризовать эф­фективность и результативность профессиональной деятельно­сти преподавателя в конкретных математических показателях.

 

Нетрудно заметить, что всего в данной карте ПЗЛК как бы три модели (три профессиограммы) преподавателя. Первая ко­лонка характеризует те качества, тот портрет педагога, к кото­рому должен стремиться каждый, а третья колонка - это то, чего профессионал должен стремиться избежать.

Данная методика важна не только как инструмент аттеста­ции преподавателя, но и служит делу создания благоприятного психологического климата в коллективе, ибо как показывает практика и опыт лучших руководителей учебных заведений, не­адекватная оценка профессиональной пригодности и моральных качеств преподавателя, как фактор возникновения причины конфликта, исчезает, если к его профессиональным и личност­ным качествам предварительно составлена квалификационная карта, а руководитель учебного заведения (руководитель кафед­ры), добросовестно изучив качества сотрудника, достоверно их оценит (например, с помощью данного или аналогичного подхо­да).

Такой подход важен еще и потому, что за внешней (фор­мальной) характеристикой эффективности и результативности образовательного процесса лежит его внутренняя содержатель­ная часть.

Справка

Эмотивность. Эмотивность (лат. emoveo - возбуждать). Повышенная чувствительность, при которой эмоциональные реакции

наступают быстро, достигают большой силы

Дистимность. (гр. – настроение) – свойство психики находиться некоторое время в подавленном угнетенном состоянии, подчас без видимых причин.

Литература

1. Абрамова Г.С.Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов.М.: Академия, 1997.704с.

2. Анциферова Л.И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвания человека//Психологический журнал.2005.№3.С.5-14

3. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования //Психологический журнал.1980.Т.1.№2.С.52-60

4. Бодалев А.А.О взаимодействии индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития взрослого человека // Мир психологии.1999.№2.С.44-49

5. Пиняева С.Е., Андреев Н.Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости //Вопросы психологии.1998.№2.С.3-10

6. Симен-Сиверская О.В., Гребнев В.В. Возможности развития интеллекта как фактор социального обучения взрослых /Материалы X региональной научно-технической конференции «Вузовская наукам – Северокавказскому региону».СевКав ГТУ, 2006.htth:// www. Ncstu. ru

7. Эриксон Э.Детство и общество.Обнинск, 1993.55с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...