Политическая культура обществ Западной Европы
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Сравнительный анализ демократии Запад-Россия Термин «демократия» происходит от греческих слов «demos» – «народ» и «kratos» – «власть» и переводится как «власть народа». Демократия – это идеальный тип общественного устройства, она предполагает: внедрение народовластия на различные уровни общественной структуры, провозглашение неизменной ценностью для общества либеральных прав и свобод личности, участие народа в политическом процессе. Демократия обладает рядом универсальных способов и механизмов организации политического порядка. Такая политическая система предлагает: 1) обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства; 2) систематическую выборность основных органов власти; 3) наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства; 4) абсолютный приоритет правовых механизмов отправления и смены власти; 5) профессиональный характер правления элит; 6) контроль общественности над принятием важнейших политических решений; 7) идейный плюрализм и конкуренцию мнений. В современных условиях, как правило, демократический политический режим строится на использовании возможностей представительной демократии. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, избираемых в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, общественно-политические движения, группы давления и т. п.). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления. Всегда ли демократия является наиболее эффективным политическим режимом? Она эффективна лишь тогда, когда общество достигло определенного и достаточно высокого уровня развития экономики, когда сформированы основные элементы гражданского общества, когда общество обладает определенным уровнем политической культуры с ее толерантным (терпимым) отношением к другим точкам зрения и мировоззрения
Зырин А.В. Список литературы 1. Василик М.А. Политология. Элементарный курс.; М.: Евразия, 2006. 2. Галаганова С.Г., Ушков А.М., Фролова М.А. Сравнительная политология: Запад - Восток - Россия.; М.: МГТУ, 1994. 3. Ирхин Ю.В. «Политические культуры обществ Запада - России - Востока: кросскультурный анализ»/ Отв.ред. Ирхин Ю.В.; М.: МАКС Пресс, 2001. 4. Алексеев Денис Александрович. Особенности политической культуры современной Германии: Дис.... канд. полит. наук: 23.00.02 Воронеж, 2005 202 с. РГБ ОД, 61:05-23/336 5. Политические системы и политические культуры Востока / под ред. профессора А.Д. Воскресенского. — 2-е изд. перераб. и доп.— М: ACT: Восток—Запад, 2007. — 829 с. Стр.22-23 6. Соловьев А. И. Политическая культура и модернизация российского общества. – М.: МГУ, 1992.5. 7. Япония. Карманная энциклопедия/сост.Кофман и др.-М:ИД"Муравей-Гайд", 2000.-240 с. 8. Сапронова M. А Арабский Восток: власть и конституции. М, 2001, 9. http://kulturoznanie.ru/politology/politicheskaya-kultura-sovremennoj-rossii/ 10. Политология/ Под ред. Жукова В.И., Краснова Б.И «Ценности и характерные черты политической культуры обществ Запада» Политическая культура обществ Западной Европы Любой политической системе общества соответствует определенная базисная модель политической культуры, которая проявляется в тех или иных своеобразных национально-этнических и иных формах. Так, в Западной Европе наблюдается значительное разнообразие национальных форм политической культуры: английская, германская, французская и др. Вместе с тем они выступают как национальные разновидности демократической модели политической культуры, характерной как для
всего западно-европейского цивилизационного ареала, так и для его «второй волны» в Новом свете (США, Канада), «третьей»; в других регионах планеты (Австралия и др.). Основные факторы и этапы формирования и развития западной демократической модели политической культуры связаны с основными периодами становления и эволюции гражданского общества и правового государства. В основе западной матрицы политической культуры лежит особое политико-культурное миропонимание, в котором свободный индивид признается в качестве самостоятельной единицы социального действия. Важным ее компонентом является также идея идеологического, политического и экономического плюрализма, составляющего необходимое условие для становления сильного гражданского общества. Всесторонне развитое гражданское общество, в свою очередь, предполагает рациональную политическую демократию, правовое и социальное государство. Считается, что свобода, равенство, конкуренция и индивидуализм в условиях рыночных отношений, опосредуемых гражданским обществом, а также их необходимая регуляция со стороны правового государства способны обеспечить социальную стабильность и прогресс. Иначе говоря, алгоритм западной либерально-демократической модели политической культуры представляет собой взаимосвязи следующих феноменов и их проявления: 1) свободные индивиды (граждане), составляющие значительную часть населения; 2) устойчивые традиции плюралистического, рационального мышления и поведения; 3) сильное гражданское общество; 4) развитое правовое (социальное) государство. Для подавляющего большинства граждан западных стран в целом характерна приверженность основополагающим принципам и ценностям существующей политической системы. И хотя, разумеется, существует известное критическое отношение значительных категорий населения, большая часть его не ставит под сомнение легитимность существующего политического устройства общества. Несмотря на различия, порой серьезные, по широкому спектру взглядов и концепций общественного и государственно-политического устройства, большинство политически активного населения стран Запада традиционно разделяет идеи конституционализма,
индивидуализма, политического плюрализма: свободу вероисповедания, свободу слова и печати, предпринимательства, частной инициативы, собственности и т.д. Эти принципы признаются и большинством ведущих социальных сил и движений. В результате для современной западной культуры характерно разрешение разнообразных конфликтов правовыми методами в рамках признанных обществом законов. В западной политической культуре принципиально важна идея рационального и широкого представительства интересов индивидов и их групп, а также, соответственно, выборности субъектов всех уровней представительной власти и управления. Важную роль в агрегации и реализации разнообразных потребностей и интересов субъектов политики играют политические партии, многочисленные общественные организации и группы давления. Для западного гражданина самоочевидной истиной являются право участия в политическом процессе, соблюдение определенных правил игры между политическими партиями, разного рода заинтересованными группами, ротация власти в процессе всеобщих выборов на всех уровнях власти, другие нормы и принципы парламентаризма и плюралистической демократии. Демократические системы сохраняют жизнеспособность и эффективно функционируют в силу активного участия граждан в делах общества, обеспечения определенного уровня информации о состоянии общественных дел и распространенного чувства гражданской ответственности. Ни одно демократическое правительство не может завоевать власть без согласия и доброй воли большинства избирателей. Традиции западной политической культуры предполагают соблюдение и правительством, и оппозицией «правил игры», суть которых состоит в общепринятом согласии на мирную передачу власти одной (побежденной) партии (политической коалиции) другой (победившей) партии (политическому блоку) в ходе избирательного процесса. Для политической культуры Запада характерна открытая конкуренция с целью завоевания тех или иных правительственных постов и контроль над деятельностью тех, кто находится у власти. Важно отметить, что именно через институт демократических выборов и
избирательный процесс политическая (электоральная) культура эффективно воздействует на политическое поведение граждан и последующее политическое развитие. В западных культурах акцент делается не столько на широком участии масс в принятии политических решений, сколько на процедурах и условиях, обеспечивающих конкуренцию, плюрализм, согласование позиций элит, групп интересов и др. Сам факт участия в выборах многими гражданами Запада понимается как своеобразное ритуальное подтверждение ценностей свободы и демократии. Вместе с тем в развитых странах Запада обычный гражданин в повседневной жизни при нормальных условиях редко соприкасается с государством, зачастую имея весьма смутное представление о политических событиях, происходящих в центре, за пределами своей общины, деревни, городка. Общеизвестен тот факт, что европейцы по активности участия отдают предпочтение органам местного самоуправления (провинции) перед центральными правительствами. Используя сравнительный анализ социодинамики политических культур в странах Западной Европы за последнюю треть века, можно сделать следующие выводы о тенденциях их развития и влияния на участие граждан в политике. Во-первых, период конца XX - начала XXI вв. в характеризуется определенной популярностью и расширением значимости социал-демократических, экологических и новых протестных (в т.ч. антиглобалистских) движений в ряде стран Западной Европы, нахождением у власти социал-демократических партий в Великобритании, ФРГ, некоторых Скандинавских стран. Во-вторых, «гражданская культура», для которой характерно доверие населения к представителям власти и сравнительно высокий уровень интереса рядовых граждан к политике, остается не только основным типом политической субкультуры в англосаксонских странах, но стала в современных условиях наиболее распространенной и в ФРГ. Эта культура наиболее распространена среди состоятельных лиц, людей с высшим образованием и мужчин. В-третьих, к концу XX в. в англосаксонских странах несколько расширился ареал «автономной культуры», для которой характерно отсутствие доверия властям при незначительном интересе к политике. В-четвертых, в романских странах ареал пассивных культур («приходской» и «подчинения») уменьшился, они стали играть менее значимую роль в политике. В-пятых, культуры «клиентистская», «приходская» и «подчинения» (отличающиеся низким интересом к политике) по-прежнему в наибольшей степени представлены в низших социальных классах в странах Западной Европы. [ Ирхин Ю.В. «Политические культуры обществ Запада – России – Востока: кросскультурный анализ»/ Отв.ред. Ирхин Ю.В. – М.: МАКС Пресс, 2001. С.110-115]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|