Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.




Это была эпоха правления Александра I (1801-1825гг.) и Николая I (1825-1855гг.)

Россия занимала большую территорию. В ее состав входили в состав входили восточная Европа, Сибирь, Дальний Восток, Аляска. Численность населения России в начале XIX в. составляла 37 млн. чел., а в середине XIX - 74 млн. чел.

Сельское хозяйство было основой экономики. Сельское население составляло 90% населения страны.

Все население делилось на две категории. Первая категория - привилегированное население, то есть освобожденное от податей. Это были доверие, духовенство, купцы 3-х гильдий и почетные граждане. 2-я категория - это податные сословия, к которым относились крестьяне, мещане, однодворцы - бывшие служивые люди.

Существовало несколько категорий крестьян. 1-я категория - помещичьи крепостные крестьяне, их было 23 млн. чел. Государственных крестьян было 19 млн. чел. Удельные (дворцовые) крестьяне составляли около 2 млн. чел.

Сельское хозяйство развивалось экстенсивно расширялись посевные территории страны, развивалось хозяйство. Повсеместно выращивали «серые хлеба» (рожь, ячмень, овес). В плодородных землях преобладало выращивание белого хлеба (пшеницы). Вторым хлебом считался картофель. Выращивали и технические культуры (лен, коноплю, свеклу). Преобладала трехпольная система земледелия (яровые - озимые - пар).

В сельском хозяйстве сильнее нарушались признаки феодально-барщинной системы, так как сильнее подрывалось господство натурального хозяйства. В неплодородных землях возрастал землях денежный оброк и крестьяне сильнее втягивались товарно-денежные отношения. В стране преобладал мелкая промышленность. Развивались крестьянские промыслы: ткачество, обработка кожи, шерсти, изготовление одежды, посуды.

Развивались промысловые села (Иваново, Павлово и т.д.). Из крепостных крестьян - кустарей вышли крупные фабриканты Морозовы, Гучковы и другие.

В середине XIX в. стране было около 15 тысяч предприятий, но преобладали мелкие предприятия.

В 40-е годы начался промышленный переворот, который завершился в 80-е годы XIX в. Техническая сторона промышленного переворота - это переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Социальная сторона промышленного переворота это замена крепостного труда наемным и формирование классов промышленной буржуазии и пролетариата. Однако многие рабочие были еще связанны с сельским хозяйством, они приходили лишь на временные заработки в город.

Капиталистический уклад сильнее проявился в легкой промышленности, где не требовалось больших капиталовложений. Тяжелая промышленность, представленная в основном предприятиями Урала, замедлила темпы своего развития из-за недостатка капиталовложений. В России преобладала торговая буржуазия.

Появились первые железные дороги: Царскосельская, Варшавская, а позднее в 0-е годы была построена Николаевская железная дорога, соединяющая Москву с Петербургом.

Преобладал водный и гужевой транспорт. Важной водной артерией была Волга. Строили каналы, которые соединили Волгу с Невой, а Западную Двину с Днепром.

Возросла численность населения в городах. К середине XIX в. Россия имела около 1000 городов, но преобладали мелкие города с численностью 5-10 тысяч жителей.

Быстрее развивались товарно-денежные отношения. Крупнейшими ярмарками были Нижегородская, Ростовская, Ирбитская, которые работали уже по нескольку месяцев в году. В городах развивалась постоянная магазинная торговля.

Развивалась внешняя торговля. Экспорт хлеба за границу за полвека вырос в 4 раза. Экспорт преобладал над импортом. Главным торговым партнером России была Англия, а за ней следовали Германия и Франция. Россия вывозила в Европу сырье и полуфабрикаты, а ввозила готовые промышленные товары. В страны Востока (Иран, Турция, Китай) Россия поставляла готовые металлические изделия, а к себе привозила чай, хлопок, шелк. Торговля шла в основном через Черное и Балтийское моря.

Реформы Александра II и их значение

Крестьянская реформа.

Важнейшим звеном в цепи реформ стала отмена крепостного права, необходимость которой обуславливалась рядом важных обстоятельств.

Однако пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 году.

Еще в 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства, сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы. По его мнению, "лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само по себе уничтожаться снизу. " В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанного на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян.

В социальной сфере проявлялось усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.

Для сравнения приведем данные: 1831 - 1840 гг. -- 328 крестьянских волнений; 1841 - 1850 гг. -- 545 крестьянских волнений; 1851 - 1860 гг. -- 1010 крестьянских волнения.

Как мы видим, крестьянское недовольство существующим порядком нарастало с каждым днем. Правящие круги опасались того, что разрозненные крестьянские волнения перерастут во вторую "пугачевщину".

Кроме того, поражение в Крымской войне показало, что крепостное право -- главная причина военно-технической отсталости страны. А модернизация страны, преодоление технико-экономической отсталости были невозможны в рамках крепостничества.

Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

3 января 1857 г. Александр II учредил Секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян", но поскольку он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был реорганизован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".

Необходимо сказать об отношении к реформе самих помещиков. А оно кардинально различалось. Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина; другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный вариант освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.

В конце января 1861 г. проект «Положение о крестьянах» поступил на рассмотрение в инстанции Государственного совета. Здесь было сделано "дополнение" к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам (по соглашению с ними) в собственность и бесплатно ("в дар") четверть надела. Такой надел получил название "четвертного" или "дарственного" (крестьяне называли его "сиротским").

19 февраля "Положения" (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.

Рассмотрим основные положения крестьянской реформы.

1. Крестьяне получили личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Оставшуюся сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течении 49 лет.

2. До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.

3. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов.

4. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами».

5. Крестьяне получали право заниматься предпринимательством, вступая в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 г., ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе от феодализма к капитализму. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав помогало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.

Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было.

Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.

С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической и социальной жизни выдвигали целый комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.

2. Земельная реформа. Реформа городского самоуправления.

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других буржуазных реформ -- в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

1 января 1864 г. было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления -- земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое. Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне и не позволять общаться между собой 12-ти земским корпорациям.

16 июня 1870 г. было издано "Городовое положение", по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление -- городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган -- городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы, и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков -- одним словом, торгово-промышленная буржуазия).

Городские Думы находились в ведении Сената. Губернаторы контролировали постановления Думы только в плане соответствия законодательству. Городской голова возглавлял исполнительный орган городского самоуправления - управу, а так же представительствовал в городской думе. Таким образом, в одном лице соединялись исполнительные и законодательные функции, что значительно снижало уровень свободного обсуждения и принятия решений городской Думой.

Городская реформа стала несомненным шагом вперед в сравнении с дореформенной организацией городского управления, она соответствовала потребностям времени, способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли.

Судебная реформа.

Одновременно с земской реформой была подготовлена и судебная. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы от 20 ноября 1864 г. вводили бессословный гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меру же наказания определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участие присяжные заседатели, могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился Мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях.

Судебные уставы 1864 г. вводили институт "присяжных поверенных", адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи -- Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время (лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления), но и тогда решение об отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.

Военные преобразования.

Армия традиционно играла важную роль в общественно-политической жизни России. Необходимость и неотложность военной реформы определялась следующими причинами.

Во-первых, поражение в Крымской войне обнажило многие слабые стороны русской армии, ее техническую и тактическую отсталость.

Во-вторых, европейские державы быстро увеличили свой военный потенциал, что представляло угрозу безопасности России.

В-третьих, порядок укомплектования и управления войсками, взаимоотношения в армии не соответствовали преобразованиям, происходившим в обществе.

В 1861 - 1874 гг. была проведена серия военных реформ. В 1874 г. был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто богаче, могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По новому закону призывались все молодые люди, достигшие 14 - 21 года, но правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, и по жребию из призывников выбиралось только это количество (обычно на службу призывалось не более 20 - 25% призывников). Призыву не подлежали следующие категории граждан: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также тот, у кого старший брат отбывал или отбыл службу. Взятые на службу числились в ней в течение установленных сроков: в сухопутных войсках -- 15 лет (6 лет в строю и 9 лет в запасе); во флоте -- 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для всех, получивших начальное образование, срок действительной службы сокращался до 4-х лет, окончивших городскую школу -- до 3-х лет, гимназию -- до полутора лет, имевших высшее образование -- до полугода.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью их.

Военные расходы, вызванные Восточной войной, а также выкупная операция, затеянная в это время, заставили правительство выйти из рамок бюджета. Оно брало кредиты за границей, прибегало к внутренним займам, выпускало кредитные билеты. Все это привело к тому, что возникла реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.

Другие реформы.

Значительные изменения были внесены в систему образования. Университетский устав 1863 г. расширял автономию университетов: предоставлял большую хозяйственную и административную самостоятельность, преподаватели и студенты непосредственно участвовали в решении вопросов внутренней жизни. В Соответствии с уставом средней школы (1864) гимназии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили главным образом к поступлению в университет, вторые - в высшие технические учебные заведения. В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Отменялась предварительная цензура для большей части книг и литературных журналов. Для них вводилась карательная цензура - применение различных санкций уже после публикаций, вплоть до закрытия издания. Конфискация продукции проводилась исключительно по решению суда. Массовая периодика, однако, подлежала обязательной цензуре.

Финансовая реформа была осуществлена в 1862 - 1866 гг. Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, кредитовавший торгово-промышленные предприятия.

Одним из главных средств поднятия экономической мощи страны считалась постройка сети железных дорог. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти так же увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий заметно возросло, а также умножилось число фабрик и заводов.

Были упразднены винные откупа. Со времен Екатерине II частные лица "откупали" право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму. По новому порядку вино могло продавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу, облагалось "акцизом" (налогом в пользу государства). Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины.

Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменениях в налоговой системе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...