Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Революционно-дем. движение в 60-80 гг.




30-е – 40-е - начало формирования революционно-демократической идеологии. Основатели: Белинский и Герцен. Выступали против официальной народности, против славянофилов. Они становятся сторонниками социализма. Герцен увидел его в русских деревнях. Идеи устройства общества в дальнейшем получили развитие во взглядах Чернышевского. В итоге к 60-м возникает разночинная интеллигенция.(разные сословия) Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия, установления республики. Конфискованную землю – передать крестьянам. Община должна была предотвратить развитие капиталистических отношений в деревне.

1861 «земля и воля» пропаганда. Не нашла отклика молодежи.

Падение крпеостного права, обострение классовой борьбы способствовало подъему революционного движения – народников. Народники – последователи идей Герцена и чернышевского, идеологи крестьянсва. Вопросы решали с позиции утопического социализма. Отрицали прогрессивность капиталиствческого развития страны, считая его упадком. Народники 70-х решающую роль отводили героям, критически мыслящим личностям, направляющим массы. Такими личностями считали разночинную интеллигенцию. Народники отрицательно относились к политической борьбе, не связывали борьбу за конституцию, демократические свободы с интересами народа. Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей государства с интересами классов и делали вывод о том, что социальная революция в России — дело чрезвычайно легкое.

Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н. К. Михайловский, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистское, заговорщическое. Различия заключались в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы против самодержавия.
На идейные позиции народничества значительное влияние оказывали анархические взгляды М.А. Бакунина, который считал, что любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее. Поэтому Бакунин выступал против всякой власти, рассматривая государство как исторически неизбежное зло. М.А. Бакунин утверждал, что крестьянство готово к революции. Поэтому задача героев из интеллигенции, "критически мыслящих" личностей пойти в народ и призвать его к восстанию, к бунту. Отдельные вспышки крестьянских восстаний, считал Бакунин, "необходимо слить в общее всепоглощающее пламя крестьянской революции, в огне которой должно погибнуть государство" и создать федерацию свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.

Идеологом второго направления в народничестве — пропагандистского — был П.Л. Лавров. Свою теорию он изложил в "Исторических письмах", опубликованных в 1868 — 1869 гг.; Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную мыслить критически. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции. Поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных "критически мыслящих" личностей, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции. Лавров говорил о необходимости создания революционной организации, высказывал идею массовой партии, основанной на началах демократического централизма. Большое внимание уделял Лавров нравственному облику революционера, считая, что члены партии должны быть преданы идее, быть людьми кристальной чистоты. Лавров считал необходимой для партии полемику по принципальным вопросам, отказ от всяких попыток создания культа непогрешимости. П.Н. Ткачев — идеолог заговорщического направления не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе. Поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. Заговорщическая политика привела к появлению в рядах народничества деятелей типа С.Г. Нечаева. С.Г. Нечаев был организатором тайного общества "Народная расправа", автором "Катехизиса революционера", в котором заявлялось, что революционная цель оправдывает средства. Нечаев в своей деятельности применял методы мистификации и провокации. В 1869 г. в Москве он лично убил по подозрению в предательстве студента И.И. Иванова и скрылся за границей. В 1872 г. он был выдан швейцарскими властями, приговорен к 20 годам каторги, умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

В нечаевщине проявилось влияние люмпенского элемента, порожденного распадом традиционных структур, которое привело к появлению руководителей политически уголовного типа. Нечаевщина была осуждена I Интернационалом и отвергнута русскими революционерами.

Практическая деятельность народников началась в 70-е гг. созданием по всей стране кружков учащейся молодежи и интеллигенции.

Весной 1874 г. началось "хождение в народ", целью которого было охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено.

В 1876 г. была создана народническая подпольная организация " Земля и воля"*, видными участниками которой являлись С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, B.H. Фигнер и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации "поселения в народе" в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Но и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. "Земля и воля" строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников перехода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. "Земля и воля" распалась на две организации: " Народная воля" (1879-1882) и "Черный передел" (1879-1884). Ч е р н о п е р е д е л ь ц ы (среди наиболее активных членов — Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.

Народовольцы (в состав Исполнительного комитета "Народной воли" входили А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.) взяли на вооружение террористическую борьбу. "Народная воля" подготовила семь покушений на царя Александра II, и 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса.

В 80-90-е гг. XIX в. в народничестве усиливается реформистское крыло, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами.

Правое его крыло — В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков и др. — призывали интеллигенцию отказаться от борьбы за политическую свободу, поскольку она усилила бы буржуазию, и целиком сосредоточиться на поисках средств улучшения экономического положения народа. Левое — Н.К. Михайловский, Н.Ф. Анненский, В.Г. Короленко и др. — признавали необходимость политических преобразований, но мирным реформистским путем.

Большой заслугой народников-экономистов Н.Ф. Даниельсона, В.П. Воронцова является анализ пореформенного развития России. В 90-х гг. был очевиден рост капитализма и рабочего движения. Народники отказались от тезиса о том, что в России капитализм не развивается, и не отрицали факта возрастания роли рабочего класса. Однако они доказывали, что капитализм в России развивается и насаждается искусственно. В работах народников-экономистов давался анализ влияния реформы 1861 г., первоначального накопления капитала на развитие русской деревни, был показан процесс обнищания деревни, ее расслоения. Даниельсон и Воронцов выявили зависимость русского капитализма от протекционистской политики Говоря о бедственном положении страны, Даниельсон и Воронцов стремились доказать невозможность разрешения этой проблемы буржуазным обществом.

самодержавия, казенных заказов, подрядов и т.д. Они первыми поставили вопрос об аграрном перенаселении и делали заключение о невозможности для России следовать путем капиталистической эволюции. Воронцов, например, считал само развитие капитализма аномальным явлением, противоречащим складу хозяйственной жизни и традициям крестьянского мировоззрения.

Народники отстаивали свою концепцию перехода России к социализму на основе "народного производства". Главную роль в этом они отводили крестьянству, верили в возможность использования деревенской общины для перехода к социализму. Народники считали, что нельзя ориентироваться на рабочее движение, так как рабочий класс — продукт капитализма, а капитализм в стране насаждается искусственно.

В конце XIX в. весьма острый характер приобрела полемика между народниками и марксистами. Народники считали марксистское учение неприемлемым для России. Наследницей народнической идеологии стала созданная в 1901 г. из разрозненных народнических групп нелегальная партия социалистов-революционеров.

Партия носила леворадикальный буржуазно-демократический характер. Ее основными целями были: уничтожение самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтождение частной собственности на землю, превращение ее в общенародную собственность, передача земли крестьянам по уравнительным нормам.

 

22. Распространение марксизма в России. Группа <Освобождение труда> Г. В. Плеханова. Начало революционной деятельности В. Ульянова (Ленина)

1. После разгрома <Народной воли> многие народники уехали в Европу, где большой популярностью пользовался марк-сизм. Карл Маркс считал, что рабочий класс под руковод-ством коммунистической партии совершит социалистиче-скую революцию, уничтожит капитализм и будет строить новое общество - социализм, основанный на обществен-ной собственности, всеобщем труде, равенстве людей, со-циальной справедливости. Безусловно, это утопическое уче-ние, но многие последователи Маркса в России предприняли попытку реализовать его в действительности.

2. Первым русским марксистом был Г.В. Плеханов, в прошлом руководитель народнического <Черного передела>. В 1883 г. в Женеве Плеханов, а также В. Засулич, Игнатов, М. Дейч, Аксельрод создали группу <Освобождение труда>. В своей ра-боте <Социализм и политическая борьба> Плеханов писал, что борьба за социализм - это борьба за политические сво-боды и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе будут про-мышленные рабочие. В России вначале надо свергнуть само-державие, а через определенный период пролетариат должен совершить социалистическую революцию.

3. Первейшей целью русских социалистов Плеханов считал со-здание рабочей партии. После победы социалистической ре-волюции рабочие должны установить <диктатуру пролетариа-та>. В будущем этот тезис был, отвергнут многими социалис-тическими партиями Европы, но стал главным в идейном учении русских марксистов-ленинцев. Правда, Плеханов не исключал союз рабочих с либералами и крестьянами. В сле-дующей работе <Наши разногласия>, полемизируя с народ-никами, он утверждал, что Россия окончательно вступила на путь капитализма. Крестьянская община уже разделилась на богатых и бедных и теперь не является основой социализма, более того, она тормозит развитие сельского хозяйства. Вско-ре, доказывал Плеханов, община исчезнет вообще. Следует также отметить, что Плеханов предостерегал от попыток ус-тановления <быстрого социализма>. Иначе, писал он, <воз-никнет обновленный царский деспотизм на коммунистичес-кой подкладке>.

4. Главной задачей группы <Освобождение труда> ее члены счи-тали пропаганду и распространение марксизма в России. Вместе с тем было необходимо создать условия для возник-новения в России рабочей партии марксистского типа. Ими были переведены на русский язык работы Маркса и Энгельса, за 20 лет выпущено 250 переводов марксистских работ, кото-рые разошлись по всей России.

5. Для распространения марксизма в России складывалась бла-гоприятная обстановка: нарастало забастовочное движение, стали появляться марксистские кружки. В 1888 г. такой кру-жок возник в Казани, впоследствии в него был принят быв-ший студент Владимир Ульянов.

6. В. Ульянов родился в 1870 г. в Симбирске. Его старший брат Александр был казнен за участие в попытке покушения на Алек-сандра III (1887). Это оказало огромное влияние на Владими-ра. В 1887 г. Ульянов поступил в Казанский университет, но за участие в студенческих волнениях был исключен. В 1891 г. он экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Петер-бургского университета. После получения диплома занял дол-жность помощника присяжного поверенного (адвоката) в Са-маре, где вел мелкие уголовные и гражданские дела.

7. В эти годы Ульянов посещает собрания марксистов, изучает марксистскую литературу, пишет рефераты по критике народников, ведет нелегальную работу. У него формируется марк-систское мировоззрение. Ульянов приходит к выводу, что ста-рый, несправедливый мир надо разрушить и построить но-вый, более справедливый - социализм.

8. В 1893 г. Ульянов переехал в Петербург, где организует марк-систские кружки среди рабочих. Он опубликовал книгу <Что такое <друзья народа> и как они воюют против социал-демократов?>, главное содержание которой сводилось к поле-мике с народниками. В ней же он сформулировал основную задачу - создать дисциплинированную, сплоченную партию, которая поведет за собой рабочих и крестьян.

9. В 1895 г. Ульянов встретился за границей с Плехановым и затем организовал в Петербурге <Союз борьбы за освобож-дение рабочего класса>. В этот <Союз> были объединены все марксистские рабочие кружки Петербурга. Руководящему центру, в который входили В.И. Ульянов, Г.М. Кржижанов-ский, Н.К. Крупская, Ю.О. Мартов и др., были подчинены районные группы. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. поли-ция арестовала 57 членов <Союза>, в том числе и Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское на Енисее.

10. Но петербургский <Союз борьбы> продолжал действовать. В 1898 г. в Минске состоялся I съезд представителей марк-систских кружков (9 чел.). Они объявили о создании Рос-сийской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Однако вскоре делегаты были арестованы. <Союз борьбы> распался. До 1900 г. Ульянов находился в ссылке, написал много работ, некоторые из них он подписывал Н. Ленин. Под именем Ленина он вошел в XX век и мировую историю.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...