Формирование б азовых учебных действий
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 32 Г. Липецка
Рассмотрена на заседании Утверждена приказом педагогического совета МБОУ № 32 г. Липецка МБОУ №32 г. Липецка № 96 от «31» августа 2018 протокол № 16 от «28» августа 2018
Программа учебного предмета «Русский язык» Для 1-4-х классов
Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программыобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и направлена на достижение учащимися, личностных и предметных результатов по русскому языку. Цель: формирование основ знаний, умений и навыков содержания предмета «Русский язык»и достижение обучающимисяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результатов изучения в соответствии с программными требованиями,формирование у них речемыслительной деятельности, развитие коммуникативных умений и навыков, овладение элементарными знаниями грамматики. Задачами учебного предмета являются: - социализация личности умственно отсталого ребенка в современном обществе;- формирование эмоционального отношения к действительности, нравственных позиций поведения; - развитие речемыслительных способностей детей данной категории;
- формирование элементарных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков. Задачи учебного предмета 1 класса: - формирование элементарных «дограмматических» понятий; - уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности, и овладение на этой основе языковыми средствами (слово); - коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности. Задачи учебного предмета 2 класса: - уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности, - и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, словосочетание); - вырабатывание навыков грамотного письма; - развитие навыков устной коммуникации; - коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности. Задачи учебного предмета 3 класса: - уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности, и овладение на этой основеязыковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); - формирование навыков грамотного письма; - коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; - формирование навыка полноценного чтения художественных текстов, доступных для понимания по структуре и содержанию. Задачи учебного предмета 4 класса: - уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности, и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); - усвоение навыков грамотного письма; - коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; - формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Образовательные технологии: информационная, игровая, коммуникационная, здоровьесберегающая и др. Методы и формы контроля образовательных достижений – письменнаяконтрольная работа. Общая характеристика учебного предмета Предмет «Русский язык» является одним из важнейших предметом, так как от его усвоения зависит успешность обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на протяжении всех школьных лет, а в дальнейшем позволяет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в современном обществе.Первый этап обучения (1-4-е классы) даёт учащимся возможность овладения первоначальными навыками письма и чтения, т.е. является стартовой площадкой всей школьной премудрости формирования представления, о себе как гражданине России.
Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана общего образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа предмета «Русский язык» рассчитана на 4 года (с 1 по 4 классы). Общее количество за весь период образования составляет 609 часов со следующим распределением часов по классам: 1-й класс – 99 часов (33 учебные недели), 2-й класс – 170 часов (34 учебные недели), 3-й класс – 170 часов (34 учебные недели), 4-й класс – 170 часов (34 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение предмета «Русский язык» составляет: - для 1-х классов – 3часа; - для 2-х классов – 5часов; - для 3-х классов – 5часов; - для 4-х классов – 5часов.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты включают: Класс - положительное отношение к школе, к урокам русского языка; - проявление интерес к языковой и речевой деятельности; - расширение представлений о многообразии окружающего мира; - доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.; - первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; - умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников; - слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу; - ориентироваться на странице в тетрадях, Прописях, альбомах; - с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах; - под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); - осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Прописях, тетрадях и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - слушать собеседника и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений); - принимать участие в диалоге; - принимать участие в работе парами и группами; - оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Класс - бережное отношение к учебным принадлежностям, раздаточному материалу; - умение правильно располагать на парте учебные принадлежности; - умение проявлять внимание к слову, желание придумывать интересные предложения с данным словом на тему предложенную учителем (о дружбе, о школе, о семье, о конкретных хорошо знакомых животных); - умение работать в паре с другим учеником или с группой учеников в ходе дидактических игр, адекватно реагировать на проигрыш и выигрыш в игре; - умение проявлять готовность делать записи на доске аккуратно и старательно, понимая важность этого процесса для остальных ребят, списывающих с доски; - умение использовать подсказки, предложенные учителем в работе «Письмо по памяти»; - стремление запомнить как можно больше слов из словаря; - умение ориентироваться в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях»; - умение проявлять интерес к простейшим словарным головоломкам; - умение проявлять интерес к простейшей форме диалогической письменной речи (вопрос-ответ); - умение проявлять активные попытки правильного интонирования предложения- вопроса и предложения-ответа (подражание учителю);
- умение элементарно оценить проделанную на уроке работу (Какое задание понравилось больше всех остальных?Почему понравилось?). Класс - умение проявлять устойчивое внимание к слову как к объекту изучения и использования в речи; - активное проявление желание придумывать разные предложения с данным словом, распространять предложения, используя приём «постепенного ступенчатого распространения предложения с помощью картинки, вопроса, условного изображения»; - проявление интереса к речевому материалу дидактических игр, желания оказывать помощь товарищу в ходе игры; - умение работать у доски в паре, не мешая напарнику делать запись на доске и не отвлекаясь от выполнения собственного задания; - активное участие в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях», - стремление расшифровать словарную головоломку; - понимание важности овладения грамотным письмом; - умение соблюдать формы записи простейшего диалога, правильное интонирование предложения-вопроса и предложения-ответа; - умение объяснить, чем понравился герой записанного рассказа; - умение оценить проделанную на уроке работу (Какое задание было самым интересным? Что в нём понравилось? Какое задание оказалось трудным? Как удалось справиться с трудностями? Кто помог?). Класс - проявление заинтересованности в выборе картинки, слова, темы для составления предложений; - умение распространять предложение одним-двумя словами, делая его интересней; - проявление желания оказывать помощь сопернику в ходе дидактической игры; - адекватное оценивание результатов дидактической игры; - уважительное отношение к работе товарища у доски, проявление терпения и сдержанности до конца работы; - умение доброжелательно исправлять ошибки, допущенные - одноклассниками; - умение объяснить свой выбор игрового упражнения, данного в «Рабочей тетради»; - умение объяснить расшифровку словарной головоломки, находя в рисунках подсказки; - понимание важности грамотного письма, обсуждение жизненных ситуаций, требующих использования грамотного письма; - соблюдение формы записи диалога, состоящего из 3-4 реплик; - умение обыгрывать знакомый диалог в паре с другим учеником (или учителем); - уметь обсуждать жизненно важные ситуации, в которых необходимо владение диалогической речью (разговор по телефону, вопросно-ответная беседа по ключевой тему урока); - уметь сравнивать героев записанного рассказа (Кто понравился? Почему? Чей поступок не понравился? Почему? Что можно посоветовать в данном случае?);
- умение выбрать заголовок к тексту, аргументируя свой выбор; - умение принимать активное участие в анализе проделанной на уроке работы (Какую работу выполняли? Что нового узнали на уроке? Выбери задание, за которое хочешь поставить себе оценку. Объясни свой выбор и докажи справедливость оценки).
Формирование б азовых учебных действий Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. Личностные учебные действия: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие доступных для понимания ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель − класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - устанавливать видородовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты: Класс Минимальный: - различать звуки на слух и в произношении; - дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя; - анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, составлять простые слова из букв и слогов разрезной азбуки с помощью учителя; - усвоить рукописное написание несложных по графическому начертанию строчных и прописных букв алфавита; - написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения с помощью учителя; - списывать с печатного и рукописного текста разобранные буквы, слоги и слова. Достаточный: - различать звуки на слух и в произношении; - дифференцировать гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции); твёрдые и мягкие; - анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; - усвоить рукописное начертание строчных и прописных букв алфавита; - написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения; - списывать с печатного и рукописного текста разобранные слова и предложения; - письмо под диктовку букв, слогов, простых слов, простых предложений после предварительного анализа. Класс Минимальный: - различать звуки в произношении и на слух: гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие; - анализировать слова по звуковому составу из 3-4 букв, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки с помощью учителя; - списывать по буквам с рукописного и печатного текста; - писать под диктовку слоги и слова (из 3-4 букв), написание которых не расходится с произношением; - составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста с помощью учителя. Достаточный: - различать звуки в произношении и написании: гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие; - анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; - списывать по слогам с рукописного и печатного текста; - писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; - составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. Класс Минимальный: - списывать слова с послоговым орфографическим проговариванием с помощью учителя; - различать с гласные и согласные, ударные и безударные гласные с помощью учителя; дифференцировать оппозиционные согласные с помощью учителя; - делить слова на слоги, переносить части слова при письме с помощью учителя; - списывать текст целыми словами (10-20 слов); включающий слова с изученными орфограммами; - составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении с помощью опор и с помощью учителя; - выделять предложения из текста - уметь располагать слова в алфавитном порядке с опорой на наглядность с помощью учителя. Достаточный: - записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием; - различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные; - делить слова на слоги, переносить части слова при письме; - списывать текст целыми словами; писать текст под диктовку (20 -25 слов), включающий слова с изученными орфограммами; - составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; - выделять предложения из текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; - уметь располагать слова в алфавитном порядке. Класс Минимальный: - дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки; - делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя; - списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текстов; - писать под диктовку слова (из двух слогов), написание которых не расходится с произношением (8 слов); - писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце; - составлять предложение по картинке; - подбирать по вопросам названия предметов и действий. Достаточный: - записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием; - различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные; - делить слова на слоги, переносить части слова при письме; - списывать текст целыми словами; писать текст под диктовку (30 -35 слов), включающий слова с изученными орфограммами; - составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; - знать алфавит. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата: I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой: 1. Слушание объяснений учителя. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Работа с учебником. 4. Работа с кассой букв, условно-графическими шаблонами. 5. Ответы на вопросы с помощью учителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|