Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование б азовых учебных действий




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 32

Г. Липецка

 

Рассмотрена на заседании                                                     Утверждена приказом

педагогического совета                                                         МБОУ № 32 г. Липецка

МБОУ №32 г. Липецка                                                              № 96 от «31» августа 2018

протокол № 16

от «28»  августа 2018

 

 

Программа учебного предмета

«Русский язык»

Для 1-4-х классов

 

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программыобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и направлена на достижение учащимися, личностных и предметных результатов по русскому языку.

Цель: формирование основ знаний, умений и навыков содержания предмета «Русский язык»и достижение обучающимисяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результатов изучения в соответствии  с программными требованиями,формирование у них речемыслительной деятельности, развитие коммуникативных умений и навыков, овладение элементарными знаниями грамматики.

Задачами учебного предмета являются:

- социализация личности умственно отсталого ребенка в современном обществе;- формирование эмоционального отношения к действительности, нравственных позиций поведения;

- развитие речемыслительных способностей детей данной категории;

- формирование элементарных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков.

Задачи учебного предмета 1 класса:

- формирование элементарных «дограмматических» понятий;

- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности,  и овладение на этой основе языковыми средствами (слово);

- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности.

Задачи учебного предмета 2 класса:

- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности,

- и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, словосочетание);

- вырабатывание навыков грамотного письма;

- развитие навыков устной коммуникации;

- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности.

Задачи учебного предмета 3 класса:

- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности,  и овладение на этой основеязыковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

- формирование навыков грамотного письма;

- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

- формирование навыка полноценного чтения художественных текстов, доступных для понимания по структуре и содержанию.

Задачи учебного предмета 4 класса:

- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности, и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

- усвоение навыков грамотного письма;

- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

 

Образовательные технологии: информационная, игровая, коммуникационная, здоровьесберегающая и др.

Методы и формы контроля образовательных достижений – письменнаяконтрольная работа.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Русский язык» является одним из важнейших предметом, так как от его усвоения зависит успешность обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на протяжении всех школьных лет, а в дальнейшем позволяет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в современном обществе.Первый этап обучения (1-4-е классы) даёт учащимся возможность овладения первоначальными навыками письма и чтения, т.е. является стартовой площадкой всей школьной премудрости формирования представления, о себе как гражданине России.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана общего образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа предмета «Русский язык» рассчитана на 4 года (с 1 по 4 классы). Общее количество за весь период образования составляет 609 часов со следующим распределением часов по классам: 1-й класс – 99 часов (33 учебные недели), 2-й класс – 170 часов (34 учебные недели), 3-й класс – 170 часов (34 учебные недели), 4-й класс – 170 часов (34 учебные недели).

Количество часов в неделю, отводимых на изучение предмета «Русский язык» составляет:

- для 1-х классов – 3часа;

- для 2-х классов – 5часов;

- для 3-х классов – 5часов;

- для 4-х классов – 5часов.

 

Год обучения Кол-во часов неделю Кол-во учебных недель Всего часов за учебный год
1 класс 3 33 99
2 класс 5 34 170
3 класс 5 34 170
4класс 5 34 170
      609 часов

 

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты включают:

Класс

- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;

- проявление интерес к языковой и речевой деятельности;

- расширение представлений о многообразии окружающего мира;

- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;

- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;

- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;

- совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;

- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;

- ориентироваться на странице в тетрадях, Прописях, альбомах;

- с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах;

- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Прописях, тетрадях и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);

- принимать участие в диалоге;

- принимать участие в работе парами и группами;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Класс

- бережное отношение к учебным принадлежностям, раздаточному материалу;

- умение правильно располагать на парте учебные принадлежности;

- умение проявлять внимание к слову, желание придумывать интересные предложения с данным словом на тему предложенную учителем (о дружбе, о школе, о семье, о конкретных хорошо знакомых животных);

- умение работать в паре с другим учеником или с группой учеников в ходе дидактических игр, адекватно реагировать на проигрыш и выигрыш в игре;

- умение проявлять готовность делать записи на доске аккуратно и старательно, понимая важность этого процесса для остальных ребят, списывающих с доски;

- умение использовать подсказки, предложенные учителем в работе «Письмо по памяти»;

- стремление запомнить как можно больше слов из словаря;

- умение ориентироваться в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях»;

- умение проявлять интерес к простейшим словарным головоломкам;

- умение проявлять интерес к простейшей форме диалогической письменной речи (вопрос-ответ);

- умение проявлять активные попытки правильного интонирования предложения- вопроса и предложения-ответа (подражание учителю);

- умение элементарно оценить проделанную на уроке работу (Какое задание понравилось больше всех остальных?Почему понравилось?).

Класс

- умение проявлять устойчивое внимание к слову как к объекту изучения и использования в речи;

- активное проявление желание придумывать разные предложения с данным словом, распространять предложения, используя приём «постепенного ступенчатого распространения предложения с помощью картинки, вопроса, условного изображения»;

- проявление интереса к речевому материалу дидактических игр, желания оказывать помощь товарищу в ходе игры;

- умение работать у доски в паре, не мешая напарнику делать запись на доске и не отвлекаясь от выполнения собственного задания;

- активное участие в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях»,

- стремление расшифровать словарную головоломку;

- понимание важности овладения грамотным письмом;

- умение соблюдать формы записи простейшего диалога, правильное интонирование предложения-вопроса и предложения-ответа;

- умение объяснить, чем понравился герой записанного рассказа;

- умение оценить проделанную на уроке работу (Какое задание было самым интересным? Что в нём понравилось? Какое задание оказалось трудным? Как удалось справиться с трудностями? Кто помог?).

Класс

- проявление заинтересованности в выборе картинки, слова, темы для составления предложений;

- умение распространять предложение одним-двумя словами, делая его интересней;

- проявление желания оказывать помощь сопернику в ходе дидактической игры;

- адекватное оценивание результатов дидактической игры;

- уважительное отношение к работе товарища у доски, проявление терпения и сдержанности до конца работы;

- умение доброжелательно исправлять     ошибки, допущенные

- одноклассниками;

- умение объяснить свой выбор игрового упражнения, данного в «Рабочей тетради»;

- умение объяснить расшифровку словарной головоломки, находя в рисунках подсказки;

- понимание важности грамотного письма, обсуждение жизненных ситуаций, требующих использования грамотного письма;

- соблюдение формы записи диалога, состоящего из 3-4 реплик;

- умение обыгрывать знакомый диалог в паре с другим учеником (или учителем);

- уметь обсуждать жизненно важные ситуации, в которых необходимо владение диалогической речью (разговор по телефону, вопросно-ответная беседа по ключевой тему урока);

- уметь сравнивать героев записанного рассказа (Кто понравился? Почему? Чей поступок не понравился? Почему? Что можно посоветовать в данном случае?);

- умение выбрать заголовок к тексту, аргументируя свой выбор;

- умение принимать активное участие в анализе проделанной на уроке работы (Какую работу выполняли? Что нового узнали на уроке? Выбери задание, за которое хочешь поставить себе оценку. Объясни свой выбор и докажи справедливость оценки).

 

Формирование б азовых учебных действий

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

  Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Личностные учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие доступных для понимания ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-  готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель − класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видородовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-  пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

 

Предметные результаты:

Класс

Минимальный:

- различать звуки на слух и в произношении;

- дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя;

- анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, составлять простые слова из букв и слогов разрезной азбуки с помощью учителя;

- усвоить рукописное написание несложных по графическому начертанию строчных и прописных букв алфавита;

- написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения с помощью учителя;

- списывать с печатного и рукописного текста разобранные буквы, слоги и слова.

Достаточный:

- различать звуки на слух и в произношении;

- дифференцировать гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции); твёрдые и мягкие;

- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

- усвоить рукописное начертание строчных и прописных букв алфавита;

- написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения;

- списывать с печатного и рукописного текста разобранные слова и предложения;

- письмо под диктовку букв, слогов, простых слов, простых предложений после предварительного анализа.

Класс

Минимальный:

- различать звуки в произношении и на слух: гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие;

- анализировать слова по звуковому составу из 3-4 букв, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки с помощью учителя;

- списывать по буквам с рукописного и печатного текста;

- писать под диктовку слоги и слова (из 3-4 букв), написание которых не расходится с произношением;

- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста с помощью учителя.

Достаточный:

- различать звуки в произношении и написании: гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие;

- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Класс

Минимальный:

- списывать слова с послоговым орфографическим проговариванием с помощью учителя;

- различать с гласные и согласные, ударные и безударные гласные с помощью учителя; дифференцировать оппозиционные согласные с помощью учителя;

- делить слова на слоги, переносить части слова при письме с помощью учителя;

- списывать текст целыми словами (10-20 слов); включающий слова с изученными орфограммами;

- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении с помощью опор и с помощью учителя;

- выделять предложения из текста

- уметь располагать слова в алфавитном порядке с опорой на наглядность с помощью учителя.

Достаточный:

- записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;

- различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные;

- делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

- списывать текст целыми словами; писать текст под диктовку (20 -25 слов), включающий слова с изученными орфограммами;

- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

- выделять предложения из текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

- уметь располагать слова в алфавитном порядке.

Класс

Минимальный:

- дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;

- делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;

- списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текстов;

- писать под диктовку слова (из двух слогов), написание которых не расходится с произношением (8 слов); - писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;

- составлять предложение по картинке;

- подбирать по вопросам названия предметов и действий.

Достаточный:

- записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;

- различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные;

- делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

- списывать текст целыми словами; писать текст под диктовку (30 -35 слов), включающий слова с изученными орфограммами;

- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

- знать алфавит.

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата:

I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

1. Слушание объяснений учителя.

2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

3.  Работа с учебником.

4. Работа с кассой букв, условно-графическими шаблонами.

5. Ответы на вопросы с помощью учителя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...