II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Наблюдение за демонстрациями учителя. 2. Просмотр учебных фильмов. 3. Ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности. III – виды деятельности с практической (опытной) основой: 1. Работа с раздаточным материалом. 2. Работа в пространстве тетради и на пространстве классной доски. Формы организации учебных занятий. Основная форма проведения: урок. Оценочный инструментарий: тексты контрольных работ прилагаются к рабочей программе.
Содержание учебного предмета Содержание предмета «Русский язык» как учебного предмета на I этапе обучения (1 -4-е классы) для 1 класса представлено в программе добукварным и букварным периодами. Для 2 – 4 классов содержание курса «Русский язык» описывается разделами: «Звуки и буквы», «Графика», «Слово», «Предлог», «Имена собственные», «Правописание», «Родственные слова», «Предложение», «Развитие речи». Ключевые темы второго года обучения включают в себя разносторонние явления языка – фонетику («Звуки и буквы»), третьего – лексику («Слово»), четвёртого – синтаксис («Предложение»). С учётом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный материал в предложенных разделах имеет концентрическое расположение, что создает условия для постепенного наращивания сведений по предмету, обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта и, в достаточной степени, позволяет овладеть элементарными знаниями по предмету, необходимыми как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Образовательные достижения учеников отслеживаются выполнением письменных контрольных работ. 2 класс – контрольные работы по итогам III и IV четвертей; 3 класс – контрольные работы по итогам I, II, III, IV четвертей; 4 класс – контрольные работы по итогам I, II, III, IV четвертей.
Класс ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог», «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух. Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма Развитие зрительных представлений и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма. Речевое развитие Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.). Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д. БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД Формирование элементарных навыков чтения Звуки речи. Выделение звуков на фоне полного слова. Отчетливое произношение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов. Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок. Формирование элементарных навыков письма Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку букв, слогов, несложных по структуре слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой начала предложения, имен людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (жи – ши, ча - ща, чу - щу). Речевое развитие Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на сюжетную картинку, серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Звуки и буквы Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие (в сильной позиции). Ударение. Гласные ударные и безударные. Графика Слог. Алфавит. Слово Понятие «слово». Слова, обозначающие фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Имена собственные Большая буква в именах, кличках животных. Предлог Предлог как отдельное слово. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами. Предложение Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам. Распространение предложений (из 3 слов) с опорой на предметную картинку с помощью вопросов. Развитие речи Составление подписей к картинкам. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора.
Тематическое планирование
|
|
|