Умение использовать синонимы, антонимы, сравнения, обобщающие слова.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Старший дошкольный возраст, подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет)
Развитие коммуникативных навыков, проявление инициативы в общении с окружающими. Выявляется в процессе образовательной и игровой деятельности, в ходе проведения всего исследования, в режимные моменты. Кроме того, педагог предлагает ребенку завести разговор о том, что его интересует, привлекает. Например, о животных, о марках машин и т.п.
Высокий уровень (В) Ребенок часто выступает инициатором общения со взрослыми и детьми, привлекает внимание окружающих самостоятельными интересными высказываниями, рассуждениями, умозаключениями.
Достаточный уровень (Д) Ребенок может выступать инициатором общения со взрослыми и детьми, может высказывать самостоятельные суждения.
Средний уровень (С) Ребенок иногда выступает инициатором общения со взрослыми и детьми, с небольшой помощью взрослого может высказать собственное суждение.
Низкий уровень (Н) Ребенок никогда не выступает инициатором общения, не умеет высказывать самостоятельные суждения.
Умение понятно излагать мысли: точно характеризовать объект, ситуацию, высказывать предположения; делать простейшие выводы. Выявляется в процессе образовательной и игровой деятельности. Кроме того, педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку, на которой изображена некая проблемная ситуация. Например, на картинке изображен стол со стоящими на нем вазой с цветами и клеткой для попугая. Из вазы среди цветов виден яркий хвост попугая. У стола стоит девочка в ужасе всплеснувшая руками. Педагог задает ребенку вопросы: · Как ты думаешь, что произошло с попугаем? Почему?
· Какой попугай у девочки? Охарактеризуй его. · Чем на твой взгляд закончится эта история? Высокий уровень (В) Ребенок четко, понятно, развернуто излагает свои мысли, умеет точно охарактеризовать объект, живо описать ситуацию, без затруднений высказывает собственные предположения, делает самостоятельные выводы.
Достаточный уровень (Д) Ребенок может понятно излагать свои мысли, способен кратко охарактеризовать объект, описать ситуацию, иногда по предложению взрослого может высказать собственное предположение, сделать вывод.
Средний уровень (С) Ребенок способен с небольшой помощью взрослого понятно излагать свои мысли, при небольшой помощи способен кратко охарактеризовать объект, описать ситуацию, иногда по предложению взрослого и с его небольшой помощью может высказать собственное предположение, сделать вывод.
Низкий уровень (Н) Ребенок с большим трудом даже с помощью взрослого излагает свои мысли, с трудом даже с помощью взрослого кратко описывает объект, ситуацию, не может высказать собственное предположение, сделать вывод. Умение отстаивать свою точку зрения. Самостоятельные суждения. Выявляется в процессе образовательной и игровой деятельности. Кроме того, педагог предлагает ребенку спор на определенную тему, интересующую ребенка, и высказывает мнение заведомо противоположное мнению ребенка. Например, мальчик интересуется футболом и вместе с папой является поклонником одной из команд. Педагог сообщает, что видел последний матч этой команды, игравшей из рук вон плохо. Педагог стимулирует ребенка, подталкивает его к участию в споре. Высокий уровень (В) Ребенок с удовольствием принимает участие в споре, выступает достойным оппонентом, умело отстаивает свою точку зрения, высказывает самостоятельные суждения.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок может принять участие в споре, может попытаться отстоять свою точку зрения, высказать самостоятельное суждение. Средний уровень (С) Ребенок может принять участие в споре с небольшой помощью взрослого, может с небольшой помощью попытаться отстоять свою точку зрения, высказать самостоятельное суждение.
Низкий уровень (Н) Ребенок никогда не принимает участия в спорах, не может даже с помощью взрослого отстоять свою точку зрения, высказать самостоятельное суждение. Словарный запас: бытовой, природоведческий, обществоведческий; эмоционально-оценочная лексика, выразительные средства языка. Выявляется в процессе образовательной и игровой деятельности, в процессе проведения всего исследования. Кроме того, педагог предлагает ребенку рассмотреть ряд сюжетных картинок и рассказать, что он видит на них. Кроме того, по второй картинке педагог предлагает ребенку подробно рассказать о каждом животном, какое оно. Например, жираф стройный, высокий, пятнистый, забавный, похожий на подъемный кран.
Примерный перечень картинок 1. Семья занимается домашними делами. Папа чистит ковер пылесосом, мама гладит белье, девочка вытирает пыль. 2. Семья в зоопарке. Вокруг клетки с животными и птицами: жираф, коала, фламинго. 3. Семья у памятника неизвестному солдату. Рядом ветеран с медалями на груди. Высокий уровень (В) У ребенка очень большой словарный запас, богато представлены бытовая, природоведческая, обществоведческая лексика. Ребенок очень хорошо владеет эмоционально-оценочной лексикой, выразительными средствами языка.
Достаточный уровень (Д) У ребенка достаточный словарный запас, представлены бытовая, природоведческая, обществоведческая лексика. Ребенок достаточно хорошо владеет эмоционально-оценочной лексикой, выразительными средствами языка.
Средний уровень (С) У ребенка не очень большой словарный запас, умеренно представлены бытовая, природоведческая, обществоведческая лексика. Ребенок не вполне владеет эмоционально-оценочной лексикой, выразительными средствами языка. Низкий уровень (Н) У ребенка небольшой словарный запас, слабо представлены бытовая, природоведческая, обществоведческая лексика. Ребенок владеет эмоционально-оценочной лексикой, выразительными средствами языка.
Умение использовать синонимы, антонимы, сравнения, обобщающие слова. Выявляется в процессе образовательной и игровой деятельности, в процессе проведения всего исследования. Кроме того, педагог предлагает ребенку закончить предложения, подобрав слова-синонимы (похожие по смыслу слова): · В роднике вода ледяная, … (холодная). · На солнце снег искристый, … (блестящий). · Лесная земляника ароматная, … (душистая). Затем педагог предлагает ребенку подобрать слова-антонимы (слова-наоборот), закончив следующие предложения: · Тропинка извилистая, а дорога … (прямая). · Река длинная, а ручей … (короткий). · Море глубокое, а ручеек … (мелкий). Для выявления умения подбирать сравнения, педагог предлагает ребенку закончить еще три предложения: · Сережа сегодня веселится и скачет, … (как козлик). · Малина сладкая, … (как мед). · Солнце круглое, … (как мяч). Для выявления навыка владения обобщением педагог предлагает ребенку назвать общими словами ряд картинок: · жираф, бегемот, крокодил – … (животные жарких стран); · теплоход, катер, паром – … (водный транспорт); · букварь, пенал, ручка – … (школьные принадлежности).
Высокий уровень (В) В речи ребенка представлено очень большое количество синонимов, антонимов, сравнений, обобщений. Выполняя предложенные задания, ребенок превышает предъявляемые требования и подбирает, например, по два синонима, дает пояснения при подборе обобщающих слов и т.п. Достаточный уровень (Д) В речи ребенка представлены синонимы, антонимы, сравнения, обобщения. Ребенок справляется со всеми предложенными заданиями.
Средний уровень (С) Ребенок иногда использует в речи синонимы, антонимы, сравнения, обобщения. Ребенок справляется с предложенными заданиями, допустив одну-две ошибки.
Низкий уровень (Н) Ребенок практически никогда не использует в речи синонимов, антонимов, сравнений, обобщений. Выполняя предложенные задания, ребенок допускает пять и более ошибок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|