Педагог дополнительного образования. Функции педагогического процесса
одаренность детский педагогический выявление Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Педагог дополнительного образования является специалистом по развитию у учащихся разнообразной творческой деятельности. Он в рамках своей должности выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, оказывает консультативную помощь родителям, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Анализ различных определений понятий «система» сделан В.Н. Садовским. Общим для них выделено то, что система - множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование, единство. Нужно отметить, что в педагогической литературе не используется термин «система работы педагога дополнительного образования», однако широко применяются понятия «педагогическая система», «воспитательная система», а также употребляется термин система для определения таких понятий, как «педагогический процесс», «воспитательная работа», учебно-воспитательный процесс. Латинское слово «процессус» означает «движение вперед». Педагогическим процессом называется развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. Рассмотрим педагогический процесс как систему. Педагогический процесс - это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания, обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания [6].
Система работы педагога дополнительного образования состоит из следующих функций: 1. Программирование. В дополнительном образовании не существует образовательных стандартов, поэтому педагог сам определяет «стандарт» освоения своего предмета или направления деятельности. Умение разрабатывать собственные программы деятельности является важной функцией системы работы педагога дополнительного образования. Педагогическая программа рассматривается как документ или модель, определяющая цели, задачи, содержание, способы организации, ожидаемые результаты деятельности. Педагогическая программа может иметь следующую структуру: обоснование программы; характеристика участников программы; содержание программы; формы организации деятельности по программе; ожидаемые результаты и способы их отслеживания. рекомендуемая литература. . Планирование. Осуществляется для того, чтобы упорядочить деятельность. Сущность его заключается в том, что оно помогает согласовать усилия всех субъектов деятельности на достижение поставленных целей. Планирование позволяет поделить содержание программы по направлениям деятельности, основными делами и временем их реализации.
Процесс планирования может осуществляться в несколько этапов: . Подбор педагогом разных форм деятельности, составление структуры плана. . Коллективное планирование с детьми и родителями, которое может осуществляться через такие формы, как деловая игра, родительское собрание и другие. . Уточнение педагогом предварительного варианта плана, внесение поправок, оформление окончательного варианта плана. . Организация деятельности. Организовывать деятельность - значит организовывать выполнение плана, всех запланированных дел. Этот этап в деятельности педагога является особым. Он описывает организацию конкретного дела и представляет методику в методике. Общая логика организации деятельности разработана и описана И.П. Ивановым для коллективной организаторской деятельности. В ее основе лежат 6 основных стадий: 1. Предварительная подготовка. . Планирование. . Текущая организаторская деятельность (подготовка). . Проведение дела. . Анализ. . Последействие. Таким образом, организуя новое дело с детьми, каждый педагог должен пройти все стадии организаторской деятельности. . Отслеживание результатов. Отслеживание результата - это видение того, насколько идет продвижение к целям, процесс систематического снятия показателей, система наблюдения и изучения деятельности по определенным критериям. Система отслеживания связана с системой оценивая результата, то есть с соотнесением полученных результатов с предполагаемыми или заданными результатами, критериями их оценки. Помимо того, отслеживание и оценивание результатов предусматривает анализ деятельности. Чтобы организовать процесс отслеживания результата, педагогу необходимо определить субъект, объект и предмет оценивания. Далее определить критерии эффективности результата и разработать методику, на основании которой осуществляется отслеживание результата. Объектами оценивания могут быть, например: результаты обучения (знания, умения, навыки), воспитания (уровень социальности, нравственности ребенка), развития детей (уровень развития сущностных сфер личности), результаты реализации социально-педагогических функций (уровень оздоровления, социальной защиты, адаптации, коррекции детей и т.д.) Предметом оценивания может быть соответствие результатов целям, требованиям дополнительной образовательной программы; соответствие достижений обучающихся нормативным результатам и др[3].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|