Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рейсовый чартер. Штурманская распилка, коносамент, грузовой манифест.




Рейсовый чартер (англ. Voyage charter party) - договор фрахтования, по которому судовладелец предоставляет фрахтователю грузовые помещения судна и обязуется доставить груз из порта отправления в порт назначения за согласованный фрахт.

Права и обязанности сторон по договору рейсового чартера

По договору рейсового чартера судовладелец принимает на себя все расходы по содержанию судна, экипажа, по топливу и навигационным расходам.

Фрахтователь принимает на себя расходы и риски по доставке груза к борту судна и по его отвозу от борта при выгрузке. Часто фрахтователь также принимает на себя риск и уплату всей погрузки и выгрузки, включая укладку, крепёж груза и т. п. Соответственно расширяются и права фрахтователя, который получает возможность самостоятельно управлять грузовыми операциями, ускоряя их, или нести материальную ответственность при их замедлении, а также распоряжаться процессом размещения груза в судовых помещениях.

Фрахт

За доставку груза в порт назначения фрахтователь обязан уплатить судовладельцу фрахт. Сумма фрахта формируется на основе ставки фрахта, которая согласовывается при заключении договора с учетом рыночной конъюнктуры. Ставка согласовывается за единицу груза - тонну, кубический метр и т.п. или в твёрдой сумме (люмпсум). При фрахтовании танкеров часто применяется т.н. Мировая шкала (Worldscale), содержащая основные мировые маршруты танкерных перевозок и их стоимость для стандартного танкера 75 000 тонн.

ШТУРМАНСКАЯ РАСПИСКА - Документ, выдаваемый судовой администрацией грузоотправителю в подтверждение принятия на судно определенной партии груза. Штурманская Расписка выдается только после фактического принятия груза на судно, оформляется обычно на одном из экземпляров погрузочного ордера и служит основанием для выписки коносамента. С момента выдачи Штурманской Расписки ответственность за сохранность груза несет перевозчик.

 

Коносаме́нт (фр. le connaissement; англ. bill of lading, B/L, BOL) — документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

  • расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза
  • товарно-транспортная накладная
  • подтверждение договора перевозки груза
  • товарораспорядительный документ

Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.

Законодательно требования к оформлению и содержанию коносамента изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, Законе о перевозках грузов морем (COGSA: Carriage of goods by sea Act США), нескольких международных конвенциях — например, Конвенции 1924 года «Об унификации некоторых правил о коносаменте» (Гаагские правила, Hague rules).

Разновидности

Существует несколько разновидностей коносамента. Классическим является ордерный коносамент (to order bill of lading), в котором указывается «грузополучатель „ХХХ“ или по его приказу», что означает, что грузополучатель «ХХХ» может передать коносамент и соответственно право на груз другому лицу с помощью передаточной надписи — индоссамента — и вручения. Количество индоссаментов не ограничено. Это свойство коносамента в качестве товарораспорядительного документа широко применяется в международной торговле, позволяя перепродать груз во время его следования.

Кроме того, различают следующие виды коносаментов:

  1. Бортовой (shipped). Когда судовладелец выдаёт бортовой коносамент, он признаёт, что груз погружен на борт судна.
  2. Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment). Данный коносамент подтверждает, что товары приняты для погрузки, то есть доставлены под его охрану. После погрузки на борт судна судовладелец выдаёт бортовой коносамент либо связывает документ в порту отгрузки с названием судна, датой отгрузки, указав, что товары уже находятся на борту. При этом документ должен обладать теми же характеристиками, что и бортовой коносамент.
  3. Чистый коносамент (clean bill of lading). Коносамент, в котором нет никаких дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или его упаковки. Обычно в чистом коносаменте говорится, что полученные товары находятся во внешне (apparent) хорошем состоянии. Например, в международной банковской практике при аккредитивной форме расчёта, коносаменты по общему правилу должны быть чистыми, если только обратное специально не оговорено условиями документарного аккредитива.
  4. Коносамент с оговоркой (claused) выдаётся тогда, когда капитан судна отмечает в нём обстоятельства, касающиеся видимых дефектов груза или его упаковки — то есть указывает на моменты несоответствия погрузочному ордеру. Принимается банком к оплате только тогда, когда в условиях оплаты (документарном аккредитиве), точно указаны, какие оговорки или пометки допускаются.
  5. Оборотный (negotiable). Коносамент, который может передаваться от одного владельца к другому. В принципе все коносаменты предназначены для того, чтобы их можно было передавать от одного лица к другому. Различие существует лишь в способах этих передач.
  6. Именной коносамент. Коносамент, в котором указана фамилия получателя груза и отсутствует указание на то, что груз может быть передан по его приказу. Такой коносамент называют ещё необоротным.
  7. На предъявителя. Коносамент, который передаётся простым вручением. На практике коносаменты на предъявителя используются редко.
  8. Линейный пароходный коносамент, иногда сокращённо называемый «S. S. Co’s bill of lading», должен содержать все существующие условия договора перевозки, и третье лицо (держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого документа.
  9. Чартерный (фрахтовый) коносамент. Документ, в который инкорпорируются путём ссылки отдельные из условий договора перевозки (чартера). Данный документ в отличие от линейного пароходного коносамента нельзя считать документом, которым оформлен договор морской перевозки.
  10. Сквозной коносамент (through bill of lading). Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки или осуществляется двумя и более судоходными линиями, может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключить договоры с несколькими перевозчиками. Грузоотправитель, выписывающий сквозной коносамент, имеет дело только с перевозчиком, который подписывает коносамент. Перевозчик предпринимает усилия по организации перегрузок с последующими перевозками. Он взимает за это дополнительную плату (фрахт). Товары считаются доставленными после передачи последующим перевозчиком товара против передачи получателем груза сквозного коносамента.

Реквизиты коносамента

Основными реквизитами коносамента являются:

  • наименование судна (если груз принят к перевозке на определённом судне),
  • наименование перевозчика и отправителя,
  • наименование места приёма или погрузки груза,
  • наименование места назначения груза (либо, при наличии чартера, место назначения или направления судна),
    • наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан «приказу отправителя», либо
    • наименование получателя с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя» (ордерный коносамент), или
    • указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя);
  • наименование груза, имеющейся на нём марки, число мест либо количество и/или мера (вес, объём),
  • фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи,
  • время и место выдачи коносамента, число составленных экземпляров коносамента,
  • подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Поскольку получатель груза не всегда осведомлён, на каких условиях осуществляется перевозка (например, при перепродаже груза), то все важные условия перевозки, как то: общая авария, ограничение ответственности перевозчика, ответственность перевозчика, арбитраж, применимое право и другие обязательно оговариваются в коносаменте.

Существуют типовые формы коносаментов в зависимости от рода груза, направлений перевозки.

 

На основании коносаментных данных о грузе в порту погрузки морагент составляет перечень погруженных на судно грузов по коносаментным партиям, называемый грузовым манифестом.

В грузовом манифесте указывают: наименование судоходного предприятия, наименование судна, фамилию капитана, порты отправления и назначения, номера коносаментов, наименование отправителя и получателя, марки и номера, количество и род упаковки, наименование груза, его вес и объем, номера нарядов, фрахт (ставку фрахта, его сумму, уплачено при отправлении, взыскать с получателя). Грузовой манифест, после тщательной проверки соответствия его данных данным коносаментов, подписывает капитан. Манифест составляют в нескольких экземплярах, в зависимости от требований в портах погрузки, выгрузки и таможенных правил страны назначения, для судна, судовладельца, таможни, стивидорных организаций, принимающих груз. При погрузке или выгрузке груза в нескольких портах манифест составляют по каждому порту погрузки и выгрузки отдельно. В некоторых странах (Испании, Франции, Аргентине и др.) законы требуют, чтобы манифеста были заверены консульством страны назначения груза в порту его отправления. При отсутствии консульства страны назначения в порту отправления в манифест должна быть внесена оговорка, заверенная таможней порта отправления с приложением гербовой печати. Назначение манифеста разнообразно и заключается, как правило, в следующем.
Морским агентствам манифест необходим для проверки правильности погрузки или сдачи груза, взыскания фрахтовых сумм, а также для своевременного направления манифестов в порты назначения (судовым агентам, таможне).
Стивидорные компании принимают груз по манифесту и выдают его получателям по распоряжению агента при предъявлении коносаментов. В отдельных портах некоторых стран для своевременной выгрузки капитан обязан немедленно вручить таможне установленный комплект грузового манифеста. В ряде стран с приходом судна должны быть представлены не только манифеста на грузы, подлежащие выгрузке в данном порту, но и на грузы, находящиеся на судне для других портов этой страны.
Таможни всех стран осуществляют контроль за соблюдением законности ввоза грузов в страну и их вывоза из страны, а также за своевременным взысканием таможенных пошлин и плат за хранение грузов, находящихся на складах таможни. При перевозке грузов в большом каботаже таможня ведет наблюдение за погрузкой с целью не допустить вывоза грузов, не заявленных таможне. По окончании погрузки агенты судна обязаны представить в таможню манифеста в двух экземплярах, на которых таможня делает разрешительную надпись. Один экземпляр такого манифеста вручают капитану судна для передачи таможне в порту назначения, а другой—таможня отправляет почтой. По прибытии судна в порт назначения капитан обязан немедленно вручить таможне этот манифест. Как правило, нарушение действующих таможенных правил приводит к наложению штрафа на капитана. В некоторых портах отдельных стран капитаны судов предъявляют манифеста, составленные по специальной форме.
Фрахтовый манифест по своему назначению не отличается от грузового. Во фрахтовом манифесте приводят данные о фрахте— суммы, уплаченные при отправлении, и суммы, подлежащие взысканию с получателя до сдачи ему груза. Значение этого манифеста — контролировать и обеспечивать своевременное получение фрахта перевозчику. Особое значение этот манифест имеет при перевозке грузов на линейных условиях. Законодательствами некоторых стран Латинской Америки и других стран фрахт облагается налогом, поэтому таможенным властям очень важно иметь фрахтовый манифест, а сторонам договора в договоре морской перевозки—конкретно указывать, кто оплачивает налог.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...