Изменение народно-хозяйственных пропорций
На развитие промышленности, как и на развитие сельского хозяйства, оказало влияние различное видение экономического развития страны Маленковым и Хрущевым — основными идеологами реформирования страны. В августе 1953 г. Маленков выступил с программой экономических реформ, суть которых заключалась в смягчении социальной напряженности в обществе за счет переноса центра тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности (группы "Б") и сельского хозяйства. Цель изменения народно-хозяйственных пропорций состояла в значительном улучшении снабжения населения товарами первой необходимости в ближайшие 2—3 года. С такой политикой поначалу все были согласны, поскольку доля группы "А" в общем объеме промышленного производства в 1953 г. составляла 70% и в развитии народного хозяйства имелся существенный перекос. По плану 1953 г. рост производства товаров для народа должен был обогнать выпуск средств производства на 2%. В целом развитие группы "Б" в первой половине 1950-х годов отличала положительная динамика. К примеру, продукция пищевой промышленности выросла в 1,6 раза. Люди практически сразу же почувствовали существенное улучшение уровня и качества жизни. Однако при снятии Маленкова с должности именно его экономические идеи, в которых виделось отступление от "праведной" линии и даже "правый уклон" были поставлены ему в вину. В печати началась кампания против "отдельных экономистов", которые проявляли опасную недооценку развития тяжелой промышленности. Итог этой кампании был подведен в докладе Хрущева на ХХ съезде. "Противопоставление легкой промышленности развитию тяжелой индустрии" прекратилось, доля группы "Б" начала год от года сокращаться. Перекос народно-хозяйственных пропорций достиг опасных пределов в начале 1960-х годов, когда производство средств производства подошло к 75%.
Появление новых отраслей Хрущев ориентировался в своей промышленной стратегии на два основных фактора: научно-технический прогресс и административные реорганизации. Развитие научно-технического прогресса в Советском Союзе приобретает военно-промышленную направленность, поскольку опирается на существенный задел, созданный в предшествующие годы. Его технологической основой стал сверхвысокий уровень развития физики, которая в эти годы занимает лидирующее положение в мире, а также других точных наук. В 1954 г. в подмосковном Обнинске дала первый ток атомная электростанция, что означало появление новой отрасли промышленности — ядерной энергетики. Вслед за первой атомные станции стали строиться по всей стране. В 1950-е годы были построены Сибирская, Ново-Воронежская, Белоярская АЭС.В 1959 г. был спущен на воду атомный ледокол "Ленин", предназначенный для провода караванов судов по Великому Северному морскому пути и водам Арктики. В эти же годы Военно-Морской флот получил на вооружение первые атомные подводные лодки. Успешно развивалась и электроэнергетика, превратившая "покорение водной стихии" в символ времени. В грандиозное пропагандистское шоу было превращено перекрытие Волги 30 октября 1955 г. при строительстве Куйбышевской ГЭС.В эти же годы были введены в действие такие гиганты, как Сталинградская и Каховская электростанции. Спроектированные еще по "сталинскому плану преобразования природы" ударными темпами вводились в строй гигантские электростанции, которые должны были составить базу энергетических систем в отдельных районах страны, а позже войти в единую энергетическую систему СССР.Ввод этих станций в действие дал быстрый результат: производство энергии достигло в 1955 г. 170 млрд кВт. · ч, превысив уровень 1950 г. на 87% при плане 80%. Такой "энергетический бум" позволил радикально повысить энерговооруженность труда во всех отраслях, что на практике означало сокращение доли ручного труда. В первую очередь это коснулось добывающей промышленности, где внедрялись прогрессивные методы бурения нефти и газа, а также отсталую в области механизации угольную отрасль. Там энергетические мощности, прежде всего применение угольных комбайнов, увеличились более чем в 2 раза. Никто не задумывался тогда над тяжелыми экологическими последствиями строительства ГЭС и АЭС.Бездумное затопление огромных территорий и легковесное отношение к "мирному атому" отозвалось трагедией позже.
Успехи в математике оказывали непосредственное влияние на развитие вычислительной техники и баллистики. Это позволило в начале 1950-х годов кардинально решить проблемы производства ракетоносителей и существенно повысить дальность полетов. Параллельно в космической отрасли создавалась инфраструктура, обеспечивающая предстартовую подготовку: были построены космодромы Капустин Яр, Плесецк и Тюратам (Байконур). Эпохальными событиями, выходящими далеко за рамки чисто научных достижений, стал запуск 4 октября 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли и 12 апреля 1961 г. космического корабля с человеком на борту. Первым космонавтом стал Ю.А.Гагарин. Транспорт Неравномерность "приоритетной" стратегии была особенно заметна в развитии транспорта. Одновременно с космической индустрией развивается авиация, возникает гражданский воздушный флот. В эти годы ГВФ пополняется такими самолетами, как Ил-12, Ан-2, Як-12, вертолетом Ми-4. В 1956 г. гражданские летчики приступили к эксплуатации реактивного самолета ТУ-104, долгие годы потом служившего отечественной авиации. Это позволило "Аэрофлоту" открыть регулярное воздушное сообщение со всеми столицами социалистических стран, а также с Австрией, Афганистаном и Финляндией. В 1954 г. в Москве была введена в действие кольцевая линия метрополитена, началось строительство метро в Ленинграде. Энергетический потенциал страны позволил, наконец, заменить паровозы на тепловозы и электровозы, особенно на грузонапряженных участках. В начале 1950-х годов была построена Южно-Сибирская железнодорожная магистраль, улучшившая транспортное сообщение Кузбасса с Уралом. Дешевые энергия, топливо и рабочая сила вели к экстенсивной эксплуатации железных дорог. Регулярно отправляя комплектующие из Белоруссии в Свердловск, где их можно было делать на месте, чиновники особо не задумывались над экономическими последствиями своих "географических открытий".
Несмотря на то что грузооборот автомобильного транспорта вырос в 2 раза, дорожная сеть производила удручающее впечатление. В убогом состоянии находились даже центральные автомагистрали, не говоря уже о местных дорогах, которые не имели даже твердого покрытия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|