Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ограничение роли карательных органов




Изменение места карательных органов в политической системе и ограничение их функций имело первостепенное значение. Прошлый опыт и инстинкт самосохранения подсказывали, сколь опасным может быть их выход из-под контроля партийно-государственного руководства. В апреле 1954 г. Министерство государственной безопасности было преобразовано в Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР.Произошла значительная смена кадров, а ряд бывших руководителей ведомства был отдан под суд. Председателем КГБ был назначен И.А.Серов, перед самой войной работавший вместе с Хрущевым на Украине. Для консервативной части в Президиуме ЦК его фигура была малоприемлемой, поэтому в аппарате против него плелись постоянные интриги. Как только после венгерских и польских событий влияние Хрущева пошатнулось, Серов был заменен бывшим первым секретарем ЦК ВЛКСМ А.Н.Шелепиным, а того, в свою очередь, вскоре сменил другой бывший комсомольский лидер В.Е.Семичастный. Под их руководством функции КГБ как органа политического сыска были расширены, а некоторые отделы комитета фактически трансформировались в политическую полицию. Смена руководства сопровождалась сменой кадров на всех уровнях. К 1963 г. свыше 90% генералов и офицеров, работавших при Сталине, включая внешнюю разведку, были заменены комсомольскими и партийными функционерами.

"Чистка" кадров проходила и в системе Министерства внутренних дел, хотя его влияние продолжало падать. В "кадровой чехарде" середины 1950-х годов в МВД четко прослеживается та же тенденция — бывших оперативных сотрудников на руководящих постах сменяют партийные работники. Закономерного финала развитие событий достигло в январе 1960 г., когда союзное МВД и вовсе было ликвидировано, а его функции переданы республиканским министерствам.

Таким образом, в результате реформирования произошло сращивание карательных и партийных органов как на функциональном, так и на кадровом уровнях.

Изменения в законодательстве

Ситуация в стране потребовала приведения законодательной системы в соответствие с новыми политическими реалиями. Общая концепция нового уголовного законодательства была определена на сессии Верховного Совета СССР в декабре 1958 г. На основе ее решений допускалась реабилитация по всем видам судимостей, а не только по незначительным проступкам, как в предшествующие годы. Вынесение уголовных наказаний должно было производиться исключительно судом. В качестве основополагающего принципа судопроизводства была признана презумпция невиновности. Теперь обвиняемый считался невиновным до установления его вины в судебном порядке и не должен был обязательно доказывать свою непричастность к преступлению. В прошлое уходили такие меры наказания, как "лишение избирательных прав по суду", "объявление врагом народа", временное удаление за пределы СССР.В новом УК РСФСР, вступившим в силу в 1960 г., ответственность за политические преступления следовала по семи статьям вместо прежних двенадцати статей. Максимальный срок был сокращен с 25 лет до 15 лет лишения свободы с последующей высылкой сроком на 5 лет. Наиболее существенные изменения касались несовершеннолетних преступников. Так, смертная казнь как мера наказания могла быть применена только после 16 лет, существенно сокращался также список правонарушений, по которым дети 14—16 лет могли быть подвергнуты уголовному наказанию. В 1957 г. вступило в силу положение о трудовых спорах, на основе которого было прекращено судебное преследование рабочих и служащих за самовольный уход с работы.

Логическим следствием изменений в правовом сознании должна была стать новая конституция СССР, с инициативой разработки которой Хрущев выступил в апреле 1962 г. на сессии Верховного Совета. Предложения рабочей группы по составлению конституции носили довольно радикальный характер и натолкнулись на сопротивление части тогдашних партийных руководителей. Наиболее существенные изменения должны были затронуть верхний эшелон власти: предполагалось ограничить срок пребывания на высшей руководящей должности во избежание злоупотреблений властью, высказывалась идея учреждения конституционного суда и введения должности президента страны.

Более действенной, по мнению авторов проекта, должна была стать работа Советов всех уровней, которые предлагалось созывать гораздо чаще, а материалы сессий и отчеты комиссий регулярно публиковать в печати. Демократизации управления государством отвечала бы практика местных и республиканских референдумов, а также расширение прав предприятий в планировании и распоряжении материальными фондами. Производственным коллективам предполагалось предоставить право выборов директора. Проект выводил на новый уровень правовой культуры реализацию прав граждан. Этому, в частности, способствовали бы введение суда присяжных и ликвидация паспортной системы. Предложения завязли в бюрократических процедурах, а на закате хрущевской "оттепели" в ЦК уже не было желающих их продвигать и лоббировать.

Конец ГУЛАГа

Самым заметным явлением "оттепели" стало завершение истории ГУЛАГа как символа массовых политических репрессий. Приток в него новых осужденных-"контрреволюционеров" практически прекратился. Отбывшие сроки наказания выходили на свободу. Уже в марте 1953 г. было принято решение досрочно освободить лиц, осужденных по политическим мотивам на срок до 5 лет — всего около 100 тыс. человек. В сентябре 1953 г. Верховный Совет СССР принял решение о возможности пересмотра приговоров бывших коллегий ОГПУ, "троек" НКВД и решений "осо" — Особого совещания при НКВД—МГБ—МВД.Однако процесс реабилитации репрессированных шел очень медленно, поскольку каждое дело должно было проходить множество инстанций. Поэтому в 1954—1955 гг. было досрочно или на основании пересмотра дел освобождено только 88 тыс. заключенных. Процесс ускорился в связи с "разоблачением культа личности" и "злоупотреблений властью". Если на 1 января 1955 г. в лагерях и колониях содержалось 309 тыс. политических заключенных, то на 1 января 1956 г. — 114 тыс., а к апрелю 1959 г. их осталось только 11 тыс., или 1,5% от всего ГУЛАГовского населения. Таким образом, политические преследования полностью не прекратились, но приобретали индивидуальный характер со стороны органов КГБ. Сокращение числа заключенных было связано также со смягчением наказаний по уголовным преступлениям. В результате размер ГУЛАГа "ужался" к 1959 г. по сравнению с 1953 г. более чем в 2 раза и насчитывал 948 тыс. заключенных.

В 1956—1958 гг. был посмертно реабилитирован ряд "неоправданно репрессированных" видных партийных и военных руководителей. Однако их мартиролог носил крайне избирательный характер: в него попали военачальники — Тухачевский, Блюхер, Якир, а также некоторые партийные и комсомольские работники. Так, полностью было реабилитировано руководство ВЛКСМ во главе с Косаревым, появлялись публикации о разгроме военной разведки накануне войны, "восстанавливалось честное имя" Рудзутака, Эйхе, Косиора и ряда других партийных функционеров, никогда не состоявших в оппозициях и во фракциях. Однако никого из "оппозиционеров" процесс политической реабилитации не затронул. Более того, и Хрущев, и все высшее руководство считали борьбу с оппозицией важнейшей заслугой Сталина и признавали справедливым ее физическое уничтожение.

Реабилитация стала наиболее противоречивым явлением того времени. Массовое возвращение из лагерей послужило естественным катализатором общественных настроений, вызвало глубокий социальный стресс. Власть не отвечала на самые жгучие вопросы: сколько же человек невинно пострадало, сколько погибло и главное — за что же их репрессировали. "Молчание" властей порождало самое разное отношение к реабилитированным: от чувства сострадания до полного неприятия, основанного на убеждении, что "просто так у нас не сажают". Исключительно тяжелым было возвращение бывших репрессированных к нормальной жизни, для них были по-прежнему "закрыты" определенные виды деятельности. Лишь немногие вернулись на свою прежнюю работу и трудились бок о бок с теми, кто подвергал их общественному остракизму и исключал из партии перед войной. Ожесточенные споры шли между "сидевшими" и "не сидевшими" "старыми большевиками", которые считали Сталина виновным в уничтожении "ленинской гвардии". Противопоставление Сталина Ленину лежало в основе общественной оценки репрессий, облеченной наверху в идею "восстановление ленинских норм партийной и государственной жизни". Это были именно те спасительные слова, которые позволяли постепенно реанимировать прежний курс и не выходить на системный уровень анализа причин массовых репрессий.

Более масштабный и глубокий характер носила ликвидация таких видов репрессий, как ссылка и административная высылка. В 1954 г. были сняты ограничения с бывших кулаков, выселенных из своих мест в 1929—1933 гг., и ряда других категорий. Спецпоселенцам было предоставлено право свободного передвижения, которое, правда, не распространялось на украинских и прибалтийских националистов. С 1955 г. спецпоселенцам начали выдавать паспорта, стали призывать в Советскую армию. Была объявлена амнистия граждан, сотрудничавших с оккупантами в годы Великой Отечественной войны. В наибольшей степени эти мероприятия затронули народы, репрессированные накануне и в годы войны. Были сняты правовые ограничения с немцев и членов их семей. В 1956 г. последовал целый ряд аналогичных указов, касающихся греков, болгар, крымских татар, балкарцев, турок, курдов, хемшилов, чеченцев, ингушей, карачаевцев, калмыков и других народов. Указы об отмене особого режима отличались половинчатостью, стремлением замолчать допущенные несправедливости. Тем не менее отдельным народам разрешалось вернуться на прежнее место жительства в соответствии с изменениями в национальной политике.

Национальная политика

В 1956—1957 гг. была восстановлена государственность чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, калмыков. Этот важный акт был осуществлен в спешке, без учета исторических особенностей и этнического состава населения. Восстановление государственности велось без соблюдения прежних границ административно-территориальных образований. Так, целые районы, заселенные ингушами, не попали в состав Чечено-Ингушской АССР, а места компактного проживания калмыков остались за границей Калмыцкой автономии. Поволжских немцев, крымских татар восстановление государственности вообще не коснулось. Лишь в 1964 г. были политически оправданы немцы Поволжья, а в 1967 г. — крымские татары. Однако их государственность так и не была восстановлена.

Ликвидировав вопиющие извращения сталинской национальной политики, Хрущев по существу продолжал придерживаться заложенных ею принципов. В то время как ХХ съезд акцентировал внимание на более точном учете национальных различий и особенностей, Хрущев делал упор на скорое стирание национальных особенностей и слияние на этой основе всех наций и народностей Советского Союза. На завершение этого процесса принятая новая программа партии отводила 20 лет. На этом фоне установление новых административных границ союзных и автономных республик казалось сущей "ерундой". Границы легко перекраивались под предлогом "экономической целесообразности". Так, в ходе целинной эпопеи Казахской ССР была "прирезана" территория ряда районов Оренбургской и Омской областей, населенных преимущественно русскими.

"Внешнеполитический фактор" и дружественные отношения с Финляндией послужили причиной ликвидации Карело-Финской союзной республики. В 1956 г. она была преобразована в Карельскую АССР и включена в состав Российской Федерации.

Своего апофеоза хрущевская национальная политика достигла в момент "добровольной и безвозмездной передачи Крыма", приуроченной к 300-летию воссоединения Украины с Россией. 19 февраля 1954 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Крымская область Российской Федерации была включена в состав Украины. Официальные "мотивы" такого шага сводились к территориальной близости, общности экономики Крыма и Украины. "Подарок" должен был стать свидетельством "безграничного доверия великого русского народа украинскому". На самом же деле Хрущев, нарушивший без тени сомнения сразу три статьи Конституции РСФСР, всегда считал Украину своей "вотчиной" и проталкивал интересы республики, находившейся "на особом положении". Не следует сбрасывать со счетов и поддержку украинским руководством Хрущева в период его борьбы за власть.

Рост образования

В 1950-е годы произошли существенные сдвиги в облике населения СССР и отдельных республик, которые становились все более социально-однородными. Это явилось следствием резкого рывка в повышении образовательного уровня, сделанного за годы советской власти. Образование стало важным фактором общественной жизни страны. Преемственность программ средней и высшей школы, единый образовательный стандарт на всей территории СССР сочетались с высоким престижем высшего образования и интеллигентного труда. Согласно переписи населения, проведенной в 1959 г., высшее, среднее и неполное среднее образование имело 43% населения. За двадцать лет, прошедших с прошлой переписи, этот показатель вырос на 76,1%, несмотря на объективные трудности военных лет.

К концу 1950-х годов вследствие реального равноправия женщин и потерь среди мужского населения во время войны четко проявилась "феминизация" образования, резко выросли ее масштабы. Среди лиц с высшим образованием женщины составляли уже 49%, причем с 1939 г. этот показатель увеличился в 5 раз. За то же время число мужчин с высшим образованием выросло в 2,4 раза. Еще больше женщин было среди лиц со средним и неполным средним образованием,— в этой группе их уже было больше половины (53%).

Заметным явлением стал быстрый рост образовательного уровня деревенских жителей. И если по динамике высшего образования город еще опережал село (в городских поселениях число лиц с высшим образованием с 1939 по 1959 г. выросло в 3,3 раза, а в сельской местности в 2,8 раз), то по среднему и неполному среднему образованию ситуация была обратной. За двадцать лет получили среднее и неполное среднее образование в 4,2 раза больше сельских жителей, тогда как соответствующее количество горожан выросло в 3,5 раза. При отсутствии интересной работы, перспектив для продвижения и неразвитости социальной инфрастуктуры на селе высокий образовательный уровень превращался в мощный стимул миграции в крупные города.

Школьная реформа

Чтобы ликвидировать острый дефицит рабочих рук, образовавшийся в результате объективной малочисленности поколения "детей войны" и нерационального использования рабочей силы, в общественное сознание активно внедряется мысль о том, что школа плохо реагирует на изменения в общественной жизни. Именно школу винили в том, что молодежь неохотно идет работать на производство. Преодолению этой тенденции должна была способствовать школьная реформа, которая была проведена в 1958—1964 гг. Цель реформы состояла в том, чтобы превратить школу в резерв пополнения кадров рабочего класса и технической интеллигенции.

Первые попытки политехнизации школы предпринимались в 1954 и 1955 гг., но назвать их удачными было нельзя. С 1956 г. развернулась широкая общественная дискуссия о том, как приблизить "школу к производству". Она завершилась принятием в 1958 г. закона "Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования". По нему обучение растягивалось до 11 лет, а школе надлежало приобрести "политехнический профиль". После 8-го класса намечалось включение молодежи в общественно-полезный труд. Для завершения среднего образования подросткам предлагалось три варианта: пойти в среднее профтехучилище (ПТУ) или техникум, работать на производстве и учиться в вечерней (заочной) школе рабочей молодежи (ШРМ) или аналогичной сельской и, наконец, продолжать обучение еще 3 года в "средней образовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением". Очевидно, что в то время основная масса учащихся выбирала третий вариант, который давал возможность поступить в институт. "Трудовое обучение" в большинстве случаев отличалось формализмом, поскольку школы не обладали материально-технической базой, а выбор профессий носил случайный характер и был невелик.

К осени 1963 г. стало ясно, что реформа провалилась: школьники по-прежнему не шли на производство, а вечерние и заочные старшие классы необходимых знаний не давали. В результате "экспериментов" качество образования снизилось. Общественность стала по этому поводу бить тревогу. С 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...