Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Звёздная болезнь или служение людям?




Введение

 

 

«НО ВЕДЬ ЛЮБОЙ ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ЧУТОЧКУ НЕНОРМАЛЕН,

ИНАЧЕ МЫ БЫ НЕ НАЗЫВАЛИ ЕГО ТАЛАНТЛИВЫМ. ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ НЕ СОЗДАЮТ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА. ОНИ ЕДЯТ, СПЯТ, ТРУДЯТСЯ ИЗО ДНЯ В ДЕНЬ, А ПОТОМ

УМИРАЮТ.

ВЫ ЖЕ ПО ОСОБЕННОМУ ОЩУЩАЕТЕ ЭТОТ МИР. ИМЕННО ПОЭТОМУ ВЫ СПОСОБНЫ

ПЕРЕДАТЬ ЭТИ ЧУВСТВА НАМ, ПРОСТЫМ ЛЮДЯМ. ТОЛЬКО БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: ЭТА

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ МОЖЕТ СОКРУШИТЬ ВАС. НИ ОДИН ПО ИСТИНЕ ТВОРЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК

ЕЩЁ НЕ УСТОЯЛ ПЕРЕД ЕЁ СИЛОЙ».

 

ИРВИНГ СТОУН «ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ»

 

Однажды мне довелось выступать на одной церковной конференции в г. Форт Лодердейл, где в основном собрались пасторы и старейшины разных церквей. В своём выступлении я говорил о музыке в современной церкви и о тенденциях развития различных видов искусства в наших церквях. Однако, глубоко в душе мне хотелось поговорить о людях, которые несут такое служение, о том, что их жизнь должна быть примером благочестия и порядочности. Я не удержался и сказал на эту тему буквально несколько слов. Несмотря на это мимолётное замечание, после выступления на меня обрушился целый шквал вопросов о том, какими должны быть творческие люди в церкви. Верующие, занимающиеся каким-либо творческим служением в церкви, всё больше и больше сталкиваются с проблемами, которые возникают из-за особенностей их характера.

На самом деле, большинство вопросов, которые мне задают музыканты в церквях, не имеют никакого отношения к музыкальной сфере. Они касаются личностных качеств людей. «Что мне сделать, чтобы люди служили от души, в смирении? Как добиться единства в команде? Как мне научить своих солистов или актёров в театральном служении ладить друг с другом? Что делать, если в оркестре появились ворчуны или недовольные?» Источником самых серьёзных проблем во взаимоотношениях между людьми стали такие именно такие служения, где требуется раскрыть свой талант, быть творческим. На моей памяти есть не одно музыкальное служение, которое распалось только из-за того, что его руководитель не обращал должного внимания на проблемы, связанные с личной жизнью и характером его участников. Часто мне звонят пасторы, огорчённые поведением своих музыкантов. «Наш регент совершенно не желает прислушиваться к мнению остальных», или «Он совсем не умеет воспринимать какую бы то ни было критику. Он не понимает, что значит быть одним из членов команды – он всё хочет делать по-своему».

Примерно то же самое я слышу и о добровольных помощниках в служении. «Иван Иваныч прекрасный пианист, но с ним так тяжело работать», или «Наша лучшая солистка всё время устраивает скандалы и грозится уйти. Мы все боимся этого, потому что на данный момент нам некем её заменить. Что нам делать?»Церкви слишком долго игнорировали творческих людей, не заботились об их духовной и личной зрелости, пустили всё на самотёк. Мы отвернулись от проблемы в надежде, что проблема уйдёт сама, но так не бывает. Как-то в автобусе во время той же конференции ко мне подсел один пастор и откровенно сказал: «А я вообще решил просто оставить в покое эти творческие натуры – пускай, как жили, так и живут в своём собственном мирке».

Кого он имел в виду, сказав «творческие натуры»? Как узнать, относитесь ли Вы к этим «творческим натурам»? Если Вы любите музыку, театр, живопись, кинематографию, фотографию, танцы, звучание или освещение, если Вам нравится творить – петь, играть, выступать, сочинять и передавать свои ощущения другим, то, скорее всего, в Вас есть творческая жилка, большая или маленькая, неважно. Возможно, Вы из тех, кто мечтает сделать творческую карьеру, или тот, у кого искусство, творчество – это любимое занятие. Может быть, сегодня Вы ограничиваетесь тем, что поёте в последнем ряду в хоре. Вы или «любитель, или «профессионал». Допустим, что Вы любите выступать сами, как актёр, или, наоборот, хотите сочинять для других, или и то, и другое. А может быть, у Вас есть сосед-музыкант или коллега-художник, и Вы просто хотите лучше понять нас, творческих людей.

К сожалению, в мире бытует много предрассудков насчёт людей творческого склада. Кто-то говорит, что мы взбалмошны и эксцентричны. Другие считают, что мы странные люди, и с нами трудно общаться. Третьи утверждают, что мы впадаем в настроение и эмоционально нестабильны. Есть мнение, что мы свободолюбивые недисциплинированные чудаки. Творческим людям чаще прощают проступки, так как всё списывают на особенности их темперамента. Проблема разрастается, когда талантливые люди начинают оправдывать этим своё неверное поведение.

Такие предрассудки несправедливы хотя бы потому, что далеко не все люди с творческой жилкой подходят под описание. На днях мой сын поведал мне о том, какие странные вещи им рассказывают в школе о музыкантах. Он изучал предмет музыкально-художественная культура, и больше всего его поразило то, что, оказывается, Бетховен был настолько сварлив, что устраивал сцены в ресторанах, если ему не нравилась еда, что женщины бросали на сцену Ференцу Листу ключи от своих комнат, и что Вагнер был убеждённым антисемитом. А так как практически во всех музыкантах прошлого можно было найти что-нибудь странное, то мне оставалось только гадать, что мой сын думал о своём отце!

 

 

Меланхолики

 

Учёные не перестают удивляться особенностям темперамента творческих людей. Всё началось с греков, которые классифицировали человека по четырём категориям: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Аристотель говорил, что «все неординарные личности, отличившиеся в философии, политике, поэзии и других искусствах, были явными меланхоликами». В результате чего всех, кто был склонен к творчеству, стали называть меланхоликами, что наталкивало на неверные выводы, так как далеко не у всех были ярко выраженные черты меланхоличного темперамента. Я знаком со многими людьми, которые лишь слегка меланхоличны, а некоторые и вовсе лишены меланхолии.

В Средневековье меланхолия была физическим недугом, и Церковь считала её грехом, сродни лени или беспечности. Однако, в эпоху Возрождения меланхолия вновь появилась на сцене, но на этот раз в роли божественного дара. Развитие науки астрологии во многом повлияло на мышление людей в эту эпоху. Поведение человека определялось по расположению её/его планеты и других небесных светил в день рождения. Сатурн считался планетой всех меланхоликов. Человек, родившийся под знаком Сатурна, мог вырасти «либо здоровым и способным на уникальные достижения, либо больным, склонным к инертности и безрассудству». Вера в «уникальные достижения» естественно привела к популярности этого вида темперамента в эпоху Возрождения. Некоторые исторические источники действительно свидетельствуют о «волне меланхолии, захлестнувшей всю Европу в 16-м веке». Чем более эксцентричным был человек, тем «более гениальным» его считали современники.

Однако, несмотря на столь возвышенный взгляд, перекочевавший и в эпоху Романтизма, меланхоликам всегда немало доставалось от их критиков. Даже на пике популярности меланхолию не все воспринимали как должное, а относились с опаской. В 1586 году Тимоти Брайт так описывал меланхоличного человека:

 

…холоден, сух, одевается в чёрное и тёмное, чёрствый, тощий и костлявый, может многое удержать в памяти, если не отвлекается по пустякам; твёрдо придерживается своего мнения, не уступит, если решил что-то; сначала долго сомневается, а потом упорствует до конца; подозрителен, усерден до потери сознания, осмотрителен; мучается страхами кошмарами по ночам; в любви печален и исполнен страха, его трудно рассердить, но он долго не забывает обид; с ним нелегко примириться; ревнив и завистлив, всегда приходит в неподходящий момент и страстен сверх меры. От этого состояния ума и сердца стремится к уединённости, появляется удручённый взгляд, застенчивость и стыдливость; медлительность, молчаливость, небрежность, отвержение света и общения, находит больше отрады в одиночестве и неизвестности.

 

Не такая уж и лестная картина, не правда ли? По сей день, меланхоликов относят к особой касте. Всякий раз, когда я читаю что-нибудь о темпераментах, то замечаю, что у меланхоликов всё очень неоднозначно. Если от остальных трёх темпераментов веет свежестью и ясностью, то от меланхолии остаётся гнетущее состояние. Нас частенько выставляют эмоционально неуравновешенными, любящими осуждать, замкнутыми и слишком чувствительными аналитиками. Более всего меня беспокоит то, что если человека прозвать меланхоликом, то его сразу начинают считать неприспособленным к жизни в обществе, гиперэмоциональным «чужаком в стае».

Подчиняя творческий темперамент Христу

 

Я верю, что Бог искупил и творческих людей. Если вы во Христе, то вы – новое творение. («Прежнее прошло, теперь всё новое» - 2-е Кор. 5:17.) во Христе существует преображённый, хорошо приспособленный к жизни в обществе, исполненный Духом творческий человек. Только представьте себе, что мог бы сделать Бог с творческой личностью, которая полностью подчинена Ему! Бог не считает нас «этими странными творческими натурами». В конце концов, Он Сам нас создал. Нет, Бог любит нас и понимает нас. Должен признаться, что в чём-то мы отличаемся от других, но это хорошее отличие. Творческие люди смотрят на вещи не так, как нетворческие. Мы замечаем детали; мы ценим нюансы и красоту. Некоторые люди посмотрят на ночное небо и увидят просто звёзды. А творческий человек увидит в нём красоту и своё особенное значение. Он хочет без конца сидеть под открытым небом, упиваясь этим видом. Он может, не отрывая глаз смотреть на Луну, затаив дыхание от восхищения. Дебюсси был однажды настолько потрясён красотой вечернего неба, что тут же сочинил «Лунный свет». Ван Гог в порыве вдохновения нарисовал «Звёздную ночь». Царь Давид тоже был творческой личностью. Когда он взглянул на небо, то написал: «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:4-5)

Творческие люди по-другому реагируют на привычные и непривычные вещи. С одной стороны, мы чувствительней других людей. И это не плохо. Таким нас создал Бог. В послании к Ефесянам Павел говорит о просветлении очей сердца нашего (1:18). Мы воспринимаем вещи по-другому, потому что стараемся увидеть нечто большее, чем видно на поверхности. Кен Гир в «Окнах души» пишет: «Мы учимся у творческих людей: у тех, кто облекает мысли в краски, рифмы и ноты; у тех, кто имеет глаза, которые видят, уши, которые слышат, и сердца, которые глубоко и страстно ощущают всё, что свято и дорого для Бога.

По этой причине чаще всего именно творческие люди выступают против несправедливости, неравенства и лицемерия. Они вступаются за обездоленных. Они заставляют нас быть более чуткими к не спасенным и одиноким, униженным и оскорблённым. Каждому творческому человеку приходилось слышать такой совет: «Не принимай всё так близко к сердцу! Надо быть толстокожим!» Какая чушь! В мире и без того хватает толстокожих людей. Миру нужно больше чутких и мягких людей. Случалось ли вам пустить слезу во время исполнения какой-нибудь замечательной симфонии, или стоять, не в силах отвести взгляда, перед какой-нибудь картиной? Может быть, вас глубоко тронул определённый эпизод в каком-нибудь фильме? Вы ощутили всё это потому, что художник или актёр настолько глубоко что-то пережил, что сумел передать свои чувства вам через свои произведения.

Искусства в Библии

 

Давайте посмотрим, что Библия говорит о творчестве и творческих людях. Помимо того, что Слово Божье безошибочно и преображает жизни людей, оно само по себе является произведением искусства. На протяжении всей истории человечества люди изучали Библию как образец необыкновенной литературы. Одним из них был Франк Габелейн, который писал: "Это несомненно - ни одна книга на земле, от Гомера до Вергилия, Данте, Сервантеса, Шекспира, Мильтона и Гёте, не получила такого признания как Библия".

В Библии щедро используется литературный приём метафора. Мой любимый пример метафоры находится в последней главе Екклесиаста, где старение человека сравнивается с домом. "В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова; и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения…" (Еккл. 12:3-4).

Дрожь "стерегущих дом" означает руки, которые начинают трястись от старости. "Мелющие" - это зубы, и то, что они выпадают, когда мы стареем. Ухудшение зрения сравнивается с видом из окна, который постепенно мутнеет. Остальные признаки: сутулость, потеря слуха и бессонница, также включены в эту остроумную метафору. Вместо того, чтобы описывать процесс старения медицинским языком, автор обращается к нашему воображению, и благодаря этому мы почувствовали, как это грустно - стареть.

В Библии также есть поэтические книги, пропитанные талантом и проницательностью умудрённого опытом человека. Псалтирь, книга Иова и Песнь Песней - это самые яркие примеры библейской поэзии.

Драматическое искусство впервые упоминается в Библии, когда Иезекииль должен был "разыграть" осаду Иерусалима. Он даже схематично нарисовал сам город, чтобы людям было ещё понятней (Иез. 4). Иисус часто Сам говорил притчами и рассказывал такие захватывающие яркие истории, что их можно назвать готовым сценарием для спектакля.

Искусство живописи играло немаловажную роль в строительстве скинии (Исх. 31:1-11). Френсис Шеффер указывает на тот факт, что в скинии были представлены все виды визуального искусства, известного человеку на то время. Визуальное искусство сыграло огромную роль и в строительстве Храма. Действительно, Храм был украшен тончайшей работы резьбой (3-я Царств 6:15-36, 7:23-39, 2-я Парал. 3:5-7, 4:1-7). В 3-й Царств 6:4 говорится, что Соломон "сделал в доме окна решётчатые". В Храме также установили столбы, которые не поддерживали потолок (2-я Парал. 3:15-17), а стояли там исключительно для красоты.

В Библии достаточно часто говорится и о музыке. Пение вообще являлось большой частью еврейской культуры. Книга Псалтирь - это просто сборник гимнов, и в нём постоянно встречается призыв воспевать Господу (Пс. 149:1). Сыны Израилевы пели Богу не только во время богослужения, но и на работе (Числа 21:16-18). Давид сочинил песнь в память о погибших Сауле и Ионафане (2-я Царств 1:19-27). А если полистать страницы Откровения, то станет очевидно, что на небесах мы тоже будем петь (19:1-8).

В Библии часто упоминается и инструментальная музыка. Слово «селах» встречается в Псалтыре 71 раз и, скорее всего, означает инструментальную паузу между стихами, или вокальными куплетами. Звук трубы оповещал израильтян о народном собрании, об остановке в пути, о праздниках и богослужениях, о

различных военных действиях (Левит 23:24, Числа 10:1-10, 29:1, Иисус Навин 6:20, Судей 3:27, 6:34, 7:19-22, 1-я Царств 13:3, 2-я Царств 2:28, 15:10, 18:16, 3-я Царств 1:34, 4-я Царств 9:13, Пс. 150:3). О Втором Пришествии Христа и воскресении мёртвых нас также известит трубный звук (Матф. 24:31, 1-е Кор. 15:52). Упоминаются в Библии и музыкальные инструменты: флейта, лира, арфа и разные ударные (1-я Царств 10:5, 3-я Царств 1:40, 1-я Парад. 25:1, Пс. 44:9, Пс. 91:2-4, 150:3-5, Матф. 9:23).

Танец тоже встречается в Библии. Псалом 149:3 гласит: "Да хвалят имя Его с ликами; на тимпане и гуслях да поют Ему". А в Псалме 150:4: "Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе". Мариам, а за ней и остальные женщины исполнили танец хвалы Господу, о чём рассказывается в Исходе 15:20. Люди устраивали танцы в честь возвращения воинов с битв (Иисус Навин 11:34). Когда Давид победил Голиафа (1-я Царств 18:6), то народ пел и танцевал. Давид и сам стал танцевать от радости, что ковчег Господень наконец-то вернулся к народу Израиля (2-я Царств 6:14-15).

 

 

Творческие люди в Библии

 

Возможно, я чересчур субъективен в своих рассуждениях, но мне кажется, что творческие люди занимают особое место в Божьем плане, заметьте, как часто о них говорится в Библии. Творческая профессия была одним из первых занятий человека наряду с аграрной деятельностью и производством (Бытие 4:21). Несколько раз в Библии говорится о целых группах певцов (Неемия 10:28-29, Пс. 150:3-5) и других видах искусства (Исх. 31:2-6, 35:30-35). Во времена Давида при Храме было 288 певцов (1-я Парал. 25:7). Одним из судов над Вавилоном будет отсутствие всякого рода пения и художества (Откр. 18:22).

Многих представителей мира искусства называют в Библии по имени. Я не стану перечислять их всех, назову лишь некоторых. Давид был талантливым музыкантом и сочинял песни (1-я Царств 16:18), его Бог назвал "мужем по сердцу Божьему". Соломон написал более 1000 песен (3-я Царств 4:32). Хенания был талантливым учителем пения (1-я Парал. 15:22). Ещё одну группу музыкантов из 1-й Паралипоменон я называю поющими барабанщиками. Их звали Асаф, Еман и Ефан (15:16-19), они "громко возвещали глас радования…на медных кимвалах". Веселеил назван в Библии как очень талантливый ремесленник, владеющий всяким искусством (Исх. 35:30-33).

 

Сила искусства

 

Искусство может обладать огромной силой. Оно способно открыть наши глаза на истину и изменить жизнь. В 1-й Царств 10 Саул услышал музыкантов, которые одновременно играли и пророчествовали. Их служение так потрясло Саула, что он "сделался иным человеком" (ст. 6). Вот как может повлиять на человека искусство!

Когда в Лондоне состоялась премьера "Мессии", лорд Кинноул поздравил Генделя с тем, что ему удалось так прекрасно "развлечь" свою аудиторию. В глубине души Гендель наверняка усмехнулся от одной мысли о том, что его музыка всего лишь развлечение. Он сказал в ответ лорду: "Милорд, мне жаль, если я просто развлёк их. Я хотел преобразить их души".

Сила искусства может увеличиться в несколько раз, если его автор помазан Духом Святым. Бог через помазанного Духом гусляра расположил сердце Елисея к послушанию Его воле (4-я Царств 3:15). И сегодня, творческий верующий человек может оказывать на других людей сильнейшее влияние через свои вдохновляющие произведения. Песня, прозвучавшая из уст исполненного Духом певца, может помочь собравшимся ощутить присутствие Бога в тот момент. Верующие талантливые люди не могут плодотворно трудиться без Того, Кто наделил их этими талантами. Давайте не будем забывать, что наша цель заключается в том, чтобы "явить силу Духа", а не кичиться своим талантом (1-е Кор. 2:4). В книге Ездры мы замечаем одну ключевую мысль: Божья рука была на Ездре и на всём, что бы он ни делал. Вот и сегодня нам нужно, чтобы на всех творческих людях в церкви покоилась рука Господня.

Творчество в церкви

 

Как должен относиться к Церкви верующий, одарённый каким-либо видом искусства? Нам нужно любить церковь, невесту Христа. Несмотря на все её недостатки (особенно, когда дело касается творчества и музыкантов), Церковь была и остаётся Божьим орудием, с помощью которого неверующий мир может обрести спасение. Чарли Пикок, верующий поэт-песенник и продюсер, говорит: "Истинный талант будет любить церковь, не взирая на безразличие и враждебность к своей деятельности. И хотя безразличие - это злейший враг таланта, истинный талант не станет отождествлять его с братом или сестрой, которые поддались этому врагу. Он будет неустанно искать своё место в Теле, не забывая о своей ответственности применять свой дар в церкви и общаться с другими верующими. Он любит церковь и делает всё возможное для её созидания, ибо как можно любить Христа и ненавидеть Его церковь?"

Однако, мы живём в то время, когда одарённые люди даже и не помышляют о церкви. Даже христиане. Мечтая о том, как наш талант может изменить мир вокруг нас, нам редко приходит в голову мысль реализовать это с помощью поместной церкви. Но даже если мы и вспоминаем о ней, то чаще всего как о некоем трамплине, с помощью которого можно "допрыгнуть" до более высокой ступени и широкой аудитории.

Сейчас, к примеру, растёт целое поколение молодых людей, которые считают, что настоящее музыкальное служение находится вовсе не в церкви, а в христианской музыкальной индустрии. Более того, если они слышат словосочетание "музыкант-христианин", то почти сразу считают его "деловым музыкантом", т.е. работающим в этой индустрии. Хотя и альт в церковном хоре, и актёр-христианин в местном театре, и возрождённый профессор-искусствовед - все они имеют равное право называться творческими христианами, как и те, для кого творчество стало официальной профессией в своего рода бизнесе. Это мнение отнюдь не прибавило мне друзей в музыкальном бизнесе, но задумывались ли вы над тем, что избрал Бог в качестве первого своего проводника к неверующему миру: музыкальный бизнес или церковь, которая отреклась от данной ей привилегии, упустив из виду всю мощь и потенциал музыкального служения? Я не имею в виду, что Бог не благословляет христианский музыкальный бизнес. Он доказал свою эффективность и до сих пор не оставляет равнодушным многих людей. Просто эта плодотворность никуда не исчезнет, если христиане-музыканты будут служить через церковь.

Тем из вас, кто музыканты, я просто хочу сказать, что, если вы играете в церкви, но мечтаете попробовать себя где-то ещё (скажем, "прорваться" за кулисы христианского музыкального бизнеса), то сделайте это. Не играйте в церкви. Это относится ко всем творческим натурам. Не надо воспринимать церковь как трамплин, с которого вы взлетите до более важной ступени в своей жизни.

Не поймите меня неправильно: я вовсе не хочу сказать, что церковь - это единственный способ для христианина проявлять свои дарованные Богом таланты. Просто каждый должен найти для себя свою аудиторию, и, возможно, ей окажется не церковь. Не всякое произведение искусства находит своё применение в церковном богослужении. Мы должны использовать свои дары и в церкви, и в мире. Было бы замечательно, если б на мировом музыкальном рынке появлялось всё больше верующих музыкантов. Нам нужно больше талантливых музыкантов, актёров, танцоров, поэтов, художников и продюсеров в мире, который должен услышать о спасении во Христе. Мы - свет мира (Матфея 5:16). Слава Богу, что некоторые верующие музыканты выходят на мировой рынок. Благодаря ним в основной индустрии нашего общества есть духовное влияние. Я обращаюсь ко всем молодым талантам с советом подумать, где - церкви и/или в мире, - вы сможете использовать свой талант в полной мере. И не стоит заниматься музыкальным бизнесом, если это ограничит вас и ваш талант рамками христианской субкультуры.

Я занимаюсь музыкальным служением вот уже более 25 лет, и должен признаться, что в самые трудные моменты мне всегда хотелось всё бросить и уйти. Но когда я начинал размышлять о том, чем же мне тогда заняться в случае ухода, то понимал, что ничто не могло в такой же степени зажечь моё сердце, как нынешнее служение. Это то, к чему призвал меня Бог. Играть в церкви - вот моё предназначение на этой земле! Способствовать развитию церковной музыки - вот моя миссия! Ведь чтобы любить церковь вовсе не обязательно работать на неё. Бог посредством церкви даёт неверующему миру возможность примириться с Ним, и зовёт нас с вами присоединиться к Его "служению примирения" (2-е Кор. 5:18). Церковь - это надежда для мира. Служить Богу в поместной церкви - это высокое призвание.

Современная церковь нуждается в тех, кто горит желанием использовать силу творчества в служении Богу. В своём служении я руководствуюсь словами из 1 Кор. 14:24-25: "Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится, и таким образом тайны сердца его обнаруживаются; и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: "истинно с вами Бог".

Мне нравится этот отрывок, потому что в нём описывается такое впечатляющее служение, что любой, кто становится его свидетелем, может без сомнения сказать: "Это от Бога!" Смотрите, как он воздействует даже на неверующих; их влечёт к Богу, и, в конце концов, они кивают головой и с удивлением восклицают: "Бог действительно есть! И Он точно среди вас!" Когда Бог благословляет искусство, то через него Он испускает великую силу, которая пронизывает каждое сердце, разум и душу. И кому же, как не нам, следует всегда помнить о том, каким действенным может оказаться творческое служение в церкви.

Давайте поговорим о том, как можно применить творчество в поместной церкви, разобрав роль творчества в поклонении, благовестии, ободрении и прославлении.

Поклонение

 

В Новом Завете неоднократно подчёркивается важность коллективного поклонения. В послании к Ефесянам 5:19 и Колоссянам 3:16 ранняя церковь получила наставление петь "псалмы, славословия и песнопения духовные". Леланд Райкен указывает на то, что "музыка Нового Завета…стала уделом не только священников и обученных певцов. Теперь это главным образом музыка, рождённая внутри самой общины, 'любительская'". Служение больше не зависит от двух-трёх профессионалов. Теперь оно стало обязанностью каждого исполненного Духом христианина (Ефес. 4:11-13, 1-е Петра 2:5, 9), как результат новозаветного учения о священстве всех верующих.

В наши дни многие церкви переживают особое ведение Святим Духом во время поклонения, благодаря чему прихожане заново ощущают всю полному и богатство жизни с Богом. Творчество может сделать незабываемым каждый раз, когда мы поклоняемся. Трогательная мелодия, захватывающая сценка, выразительное чтение, продуманный танец или завораживающая картина могут создать те самые моменты, когда Тело Христово действительно почувствует присутствие самого Бога.

К несчастью, возрождение служения поклонения породило споры, которые должна разрешить сама в себе каждая поместная церковь. Например, в спорах о спонтанном против спланированном поклонении люди пытаются понять, которое из двух более духовно. В Писаниях же мы встречаем и тот, и другой вид поклонения. Когда сыны Израилевы перешли Красное море, то прямо на берегу устроили спонтанную службу поклонения с песнями, танцами и всеобщим весельем (Исх. 15). А в другом случае, когда поклонение происходило во время посвящения Храма, то всё было заранее чётко спланировано (2-я Парал. 5:11 - 7:7).

Ещё один спор в церквях, которые стремятся развивать служение поклонения, касается выбора между традиционной и современной формой поклонения. Я был свидетелем двух крайностей: церкви, которые вообще отказались от всех старых гимнов в пользу современных песен, и церкви, которые признают только гимны, и ничего не хотят слышать о новых песнях. Новозаветная церковь - это нормальное сочетание тех и других. 1-е Тим. 3:16 - это один из примеров "новых" песен для ранней церкви, но верующим также дана заповедь петь и "старые" псалмы (Ефес. 5:19, Кол. 3:16).

Мне доводилось бывать в церквях, где достаточно узко смотрят на то, каким должно быть поклонение. Обычно в таких церквях настаивают, чтобы все песни были только к Господу, а не о Нём. Я отлично понимаю, что это попытка сделать поклонение максимально личным для каждого, и это неплохо. Нам действительно дана заповедь петь Господу (Пс. 32:3). Но мне кажется не стоит быть догматичными в этом случае, потому что тогда мы лишимся огромного количества песен, истинно назидающих церковь. К тому же, те отрывки в Писании, которые многие верующие считают фрагментами ранних гимнов (Ефес. 5:14, Филип. 2:6-11, Колос. 1:15-20) говорят о Господе, а не обращены к Нему.

 

 

Благовестие

 

Искусство может быть особенно полезным в благовестии, поскольку оно способно отразить внутренние искания человека, его жажду познать Бога. Джон Фишер в своей книге "Для чего мы здесь?" пишет, что "большинство произведений искусства неверующих авторов отражает их стремление к Богу". Чуть позже Фишер развивает свою мысль:

 

Когда человек творит - берёт кистью краски, выводит чередой ноты, проявляет фотоплёнку или записывает свои мысли на бумаге, то он взаимодействует с вечностью, которую вложил Бог в его сердце. Он пытается стать важным в своей вселенной - быть не просто случайным скоплением молекул, а кем-то гораздо значительней. Современная философия утверждает, что человек - ничто, а сердце подсказывает совсем другое. А так как его разум не может постичь то, что знает его сердце, то он ощущает тяжесть бремени, наложенного Богом. Искусство часто выглядит иррациональным, потому что сердце обгоняет разум. Музеи современного искусства хранят под своими сводами многочисленные доказательства этого состязания сердца и разума, когда человек пытается понять суть своего существования.

Несомненно, люди стремятся к Богу, и мы, творческие их собратья, можем помочь ищущим найти Его. Спору нет, поклонение в Духе - это замечательное благовестие. В Псалме 39:4 сказано, что, когда верующие поклоняются Богу, то у многих неверующих появляется желание обратиться к Христу. Однако, как человек, долгое время служивший в церкви, которая поставила себе целью привлекать ищущих Бога и заинтересованных в духовных вещах людей, умоляю вас, используйте искусство и в стратегически спланированном благовестии. Творчество может сыграть главную роль в привлечении неверующих в церковь.

Сотни раз люди рассказывали мне, что стали приходить на богослужение именно потому, что им понравилась музыка. Должен заметить, правда, что нужно очень тщательно подбирать способ творческого благовестия. Когда Павел обращался к не христианам, то он делал всё, чтобы люди поняли его на своём уровне. В Афинах, представляя евангелие, он цитировал родных тому краю поэтов и философов (Деяния 17:28). Он использовал их же искусство, отражение их общенациональной культуры, чтобы достучаться до их сердец. Мы должны научиться так общаться с нашими неверующими друзьями в нашу эпоху постмодернизма, чтобы не унизить их в собственных глазах. Я бы предпочёл не использовать на благовестнических проектах песни, где много христианских клише, который будут непонятны неверующему человеку. Я не стал бы использовать сценки, в которых звучат банальные фразы о серьёзных жизненных вопросах. Если вы хотите привлечь новых людей в свою церковь, то следите за тем, на каком языке вы обращаетесь к ним.

Служение ободрения

 

Искусство может ободрять и назидать церковь. Музыка, сценки, танцы, литература и живопись могут ободрить кого-то, кому сейчас нелегко следовать за Христом, кто столкнулся с испытаниями или искушением. Давид служил Саулу, играя ему на арфе, и Саул почувствовал облегчение и прилив сил (1-я Царств 16:23). И у Давида, и у Иова мы читаем о том, как Бог давал им "песни в ночи", другими словами, ободрение в тяжкие времена (Иова 35:10, Пс. 41:9, 76:7).

Нельзя забывать о людях и их нуждах. Церковь может применить наш талант ободрять тех, кто нуждается в Божьем прикосновении.

Мне нравится, когда мелодия гимна или песни надолго остаётся в моей памяти после богослужения, а слова из песен помогают мне на протяжении всего дня, как драгоценное Слово Божье. Я вспоминаю слова псалмопевца: "Уставы Твои были песнями моими". Я впервые почувствовал это на себе, когда услышал песни "Обрати взор твой на Христа" и "Ищите прежде Царство Божия" на основе Матфея 6:33. Я не мог забыть эти песни, да и не хотел. Я становлюсь другим человеком с другим отношением к жизни, когда Слово Божье проникает в моё сердце. Искусство способно

на такие превращения.

Когда жизнь складывается не так благополучно, как хотелось бы, именно искусство может смягчить боль и нежно напомнить об истинах Слова Божьего. Иногда проповедник может что-то сказать, но все его слова пролетят мимо ушей. А что, если взять те же слова и облечь их в красивые мелодии? Люди прислушаются, потому что мы взываем к их сердцу. Искусство может пробудить нас, заставить прислушаться к голосу Бога. Если вы и вправду хотите ободрить прихожан вашей церкви, то подумайте, как творчество может помочь вам в этом.

 

Прославление

 

Искусство всегда было верным союзником Израиля, когда нужно было отметить такие события, как переход через Красное море или посвящение скинии и Храма. Значит, оно может пригодиться и церкви в праздновании своих важных событий. Я имею в виду не только Рождество и Пасху. Мы можем праздновать гораздо чаще, чем сейчас. Из всех народов на земле, Божьему народу всегда есть, что отметить. Крещения, церковные годовщины, верность Божию, ответы на молитвы - всё это отличные причины для праздника. Не дожидайтесь Пасхи или Рождества. Церковь может праздновать больше, чем два раза в году. Нужно лишь отвергнуть всякие препятствия и начинать! А что может быть лучше, чем дать волю творчеству, которое жаждет прославлять Бога?

В канун нового 1989 года Леонард Берстайн дирижировал 9-ю Симфонию Бетховена на концерте, посвящённому падению Берлинской стены. В своей книге "Письма сыну" Кент Нербурн вспоминает о том, какое сильное впечатление произвёл на него этот концерт:

 

Инструменты играли как одно целое. Музыка поднималась и парила над землёй, превращаясь в одно сплошное чувство.В глазах у меня навернулись слёзы. Я начал плакать как ребёнок. Это было выше моих сил и больше, чем я мог себе представить. Это было исцеление и правда о том лучшем, что мы есть, и о том худшем, что мы есть. Это была исповедь, праздник души. Это были мы во всей своей красе. К завершению концерта я уже был другим человеком. В мою повседневную жизнь хлынул поток истинной красоты. Находясь на огромном расстоянии от того места, я ощутил то, что может передать только истинное искусство человека, создающее нечто из ничего, и это нечто может поспорить с красотой и величием самих богов.

 

Звёздный час творчества

 

Сегодня для творческих людей настал звёздный час, поскольку Бог явно пробуждает интерес церкви к потенциалу искусств. Недавно в продаже появились несколько новых журналов, посвящённых различным видам искусства и их роли в христианстве. Читая подобные издания, мне кажется, что творчество не исчезло из наших церквей, а живёт и развивается. Многие церкви создают специальные отделы по развитию творчества или программные отделы. Я предвкушаю изменения к лучшему в этой сфере церковной деятельности. К примеру, меняется сама роль творческого человека в церкви, начиная с музыкантов. Если бы двадцать лет назад вы сказали, что участвуете в музыкальном служении вашей церкви, то друзья сделали бы вывод, что вы поёте в церковном хоре. Если бы двадцать лет назад я сказал, что являюсь регентом в церкви, то все бы подумали, что я дирижирую хором. А сегодня во многих церквях даже нет хора. Раньше в церкви в музыкальное служение могли принять только хорошего певца или органиста, и если вы ни тот, ни другой, то больше вам ничего предложить не могли. А сегодня в церквях есть и гитаристы, и барабанщики, и саксофонисты, люди, умеющие обращаться с синтезатором, играющие на струнных инструментах, и певцы всех стилей и направлений, которые ведут музыкальное служение или участвуют в нём. Стремление церквей привлечь в свои ряды людей, ищущих Бога, и движение поклонения возродили музыку в церкви. Бог призывает исполнителей, записывающихся в студиях, и певцов, работающих в рекламах на телевидении, перейти от профессионального музыкального бизнеса к служению в церкви. Он призывает и любителей к служению, людей, которые отложили свои инструменты ради немузыкальной карьеры. Эти люди откроют для себя радость и удовлетворение, которые наступает, когда мы применяем свои таланты в служении Господу.

Звёздный час настал не только для музыкантов, но и для актёров. Раньше в церквях спектакли показывали только под Рождество и на Пасху. Это не только ограничивало этот дар во времени, но и в разнообразии - всё сводилось к пересказу библейских историй. Люди привыкли к тому, что сценка означает людей в банных халатах, застывших у яслей Младенца. Но, слава Богу, что всё больше и больше церквей начали использовать сценическое искусство, да так, что, порой, сценки становятся неотъемлемой частью церковной программы. Поскольку сценки стали столь распространены, их сцен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...