Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональной деятельности спортивного педагога.




Изучение характеристики личности и педагогической деятельности спортивного педагога высокого уровня педагогического мастерства позволяет нам рассмотреть способы и приемы педагогического взаимодействия с воспитанниками.

Буквально ответить на вопросы: как же происходит передача специальных знаний, умений и навыков, посредством чего спортивный педагог осуществляет нравственное и педагогическое воздействие на учащихся?

Деркач А.А. в своей работе отмечает, что мастерство тренера выражается в умении владеть средствами педагогической техники, т. е. быть эстетически выразительным, уметь, когда это нужно скрывать своё дурное настроение, а если необходимо – показать свою взволнованность, радость, страстность. Он говорит о том, что именно педагогическая техника позволяет тренеру управлять своими эмоциями, организовывать своё поведение. Что является неотъемлемым условием для успешной организации

педагогического процесса.

Традиционно считается, что педагогическая техника как научное понятие было введено А.С.Макаренко. В широком смысле она понимается «как научно организованная система всех влияний на главный объект воспитания – личность и коллектив».

В этом случае речь идёт о целом ряде приёмов и методов воспитания и обучения (традиции, игры, доверие, проектировка личности, педагогика действия и т.д.).

В более узком плане педагогическая техника рассматривается здесь «как средство реализации внешних проявлений педагогического мастерства». А.С.Макаренко выделил такие её компоненты как:

- постановка голоса, необходимая для точного выражения мыслей и чувств;

- мимика и пантомимика для точной реакции на те или иные действия или ситуации, позволяющие проявлять в целесообразных границах гнев, негодование, радость, любовь;

- умение «смотреть» на ребёнка и видеть процессы в нём происходящие.

Однако одни авторы сводят педагогическую технику к педагогическому такту. Другие рассматривают её как форму организации поведения педагога, совокупность средств, приёмов эффективного педагогического воздействия. Третьи – как практический уровень реализации мастерства, как специальную подготовку педагога к творческому труду и даже как интегральное качество личности. Педагогическая техника также рассматривается, как умение использовать в педагогическом процессе эмоционально-выразительные средства – голосовые, моторные, мимические, управление своим психическим

состоянием. Турчанинова Ю.И. рассматривает сущность педагогической техники с точки зрения её двухкомпонентной структуры, состоящей из техники общения и техники предметной деятельности. Исследователь определяет педагогическую технику, как части системы общепедагогических умений учителя, которая в непосредственном взаимодействии с воспитанниками обеспечивает оптимальное использование педагогического потенциала личности учителя (техника общения). А так же, и педагогического потенциала разнообразных объектов материальной и духовной культуры

(техника предметной деятельности). Зязюн И.А. говорит, о том, что педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Он определяет технику как совокупность приёмов, а речь и невербальные средства общения называет её средствами. В понятие «педагогическая техника» включены две группы компонентов. Первая группа компонентов связана с умением педагога, управлять своим поведением, что означает:

- владение своим организмом (мимика, пантомимика);

- управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);

- социально-перцептивные умения (внимание, наблюдательность, воображение);

- техника речи (дыхание, постановка голоса, дикции, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением, воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и

обучения: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приёмы предъявления требований, управления педагогическим общением, организация коллективных творческих дел.

Таким образом, при любом подходе к определению педагогической техники в ней устойчиво сохраняются следующие элементы:

- техника речи (голос, дыхание, дикция, интонирование, эмоциональность);

- мимическая техника (мимика лица);

- пантомимическая техника (внешний вид, жест, взгляд);

- саморегуляция психической деятельности (самоконтроль, выдержка).

Чтобы убедиться в том, что развитие умений педагогической техники действительно возможно и необходимо для спортивного педагога, рассмотрим подробнее элементы педагогической техники, опираясь на работу Зязюна А.И.

По подсчётам учёных на учебное слушание приходится приблизительно ¼ - ½ всего учебного времени, следовательно, процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Некоторые считают, что голос и его тембр – только природные данные человека. Однако современная физиология доказала, что качество голоса можно совершенствовать. Как уже

отмечалось выше, техника речи включает в себя дыхание, голос, дикцию, ритмику.

Так дыхание выступает энергетической базой речи. Речевое дыхание называют фонационным (от греческого слова phono – звук). Из всех видов дыхания (верхнее, грудное, диафрагмальное, диафрагмально-рёберное), правильным считается диафрагмально- рёберное. Оно осуществляется за счёт изменения объёма грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межрёберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Такое дыхание используют как основу для речевого дыхания. В речевом дыхании выдох длиннее

вдоха. Последовательность речевого дыхания – короткий вдох, пауза (для укрепления брюшного пресса), длинный звуковой выдох. Звуки речи образуются при выдохе. Поэтому его правильная организация важна для постановки речевого дыхания

и голоса, их развития и совершенствования. Голос, поставленный природой, встречается довольно редко. Голос – звук, образующийся после смыкания и размыкания голосовых связок, в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань. Важной особенностью голоса педагога является сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Важное условие слышимости голоса – полётность. Этот термин определяет способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость. Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко

изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Диапазон – объём голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведёт к появлению монотонности. Тембр – окраска звука, яркость, его мягкость, теплота, индивидуальность. Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Процесс воспитания голоса трудоёмкий и индивидуальный. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.

Дикция - это ясность и чёткость в произношении слов, слогов и звуков. Она зависит от согласованной и энергичной работы всего речевого аппарата. Частый дефект дикции –

скороговорка. Невнятной речь бывает из-за звучания «сквозь зубы», съедания конечной согласной или звуков внутри слова. Некоторым свойственно нечёткое произношение свистящих и шипящих из-за неподвижной верхней и вялой нижней губы.

Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции – движения органов речи. Для этого необходимо выполнять специальную артикуляционную гимнастику, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.

Ритмика определяет скорость речи в целом, длительность звучания отдельных слов, слогов, и использование пауз. Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длинны, но и от их значения. Для достижения выразительности звучания следует умело пользоваться логическими и психологическими паузами. Без

логических пауз – речь считается безграмотной, а, без психологических – безжизненной.

Подводя итог можно утверждать, что голос педагога должен быть ярким, звучным, чётким, привлекающим внимание, побуждающим к мышлению, действию. Воспитание всех перечисленных качеств, безусловно, требует специальной тренировки.

Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния посредствам движения мускулов лица.

Нередко движения лица и жесты оказывают на учащихся более сильное влияние, чем слова. Выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношениям в коллективе. Оно, как и весь внешний облик, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, заинтересованность и другие чувства и эмоции в различных вариантах. Широкий диапазон чувств способна выразить улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Также выразительными деталями мимики являются глаза и брови. Мимика и жесты повышают эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему её усвоению.

Педагог должен уметь показать на лице и в жестах лишь то, что способствует успешному осуществлению учебного процесса, решению поставленных педагогических задач. Взгляд должен быть обращен к слушателям, создавая визуальный контакт. Ни в коем случае нельзя допускать обращения к окнам, стенам, потолку.

Таким образом, визуальный контакт и мимическую технику, в общем, следует сознательно развивать и тренировать.

Пантомимика – это движения тела, рук и ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Красивая, выразительная осанка, прямая походка, собранность движений говорят об уверенности педагога в своих силах и знаниях. В то время как сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Жест педагога должен быть сдержанным и ограниченным, без _широких взмахов

и резких углов, но одновременно нескованным и естественным. Различают описательные и психологические жесты. Описательные жесты иллюстрируют ход мыслей.

Психологические жесты гораздо важнее, так как они выражают чувства. Известно, что жесты чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Практика показывает, для того, чтобы общение было активным, следует принимать открытую позу, что означает: не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию между учениками и преподавателем. Открытая поза создает эффект доверия. Рекомендуются передвижения по классу вперёди назад, а не в стороны. Это объясняется тем, что шаг вперёд усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы даёт слушателям

отдохнуть.

Следовательно, педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед воспитанниками. Добиться того, чтобы все движения и позы привлекали учащихся изяществом и простотой. Это обязательно должно учитываться в процессе вузовской подготовки будущих педагогов, независимо от их специализации.

Психическая саморегуляция – своеобразная психофизическая гимнастика, включающая релаксацию и самовнушение с целью формирования профессионально необходимых качеств. Общение начинающего педагога с классом часто вызывает у него «мышечные зажимы», чувства неуверенности, страха, скованности, действия «на виду» отражаются на стройности мыслей, состоянии голосового аппарата, физическом самочувствии, психическом состоянии. Всё это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения.

Проведённые исследования показывают, что существует ряд типичных ошибок педагогической техники у начинающих педагогов. Они проявляются в неумении подавить неуверенность, душевно беседовать с учеником и его родителями, сдержать или,

наоборот, проявить гнев. Нередко, практиканты сами отмечают, что они не спокойны за свою речь, говорят о том, что проявляли чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона, говорили скороговоркой, испытывали чувство страха, излишне

жестикулировали или стояли, окаменев, не зная, куда деть тяжёлые руки. В осанке многих отмечалась сутулость, опущенная голова. Основными недостатками во владении голосом являются монотонность, безжизненность речи, отсутствие навыков выразительного чтения. Много индивидуальных недостатков в речи – нечёткая дикция, неумение найти оптимальный вариант громкости.

Все эти ошибки мешают педагогу эффективно воздействовать на учащихся и мешают выполнению педагогических задач. Поэтому, нам видится необходимым, ликвидировать их ещё в процессе вузовского обучения будущих педагогов.

В рамках данной темы нам необходимо конкретизировать

Теперь мы можем, утверждать, что владение умениями педагогической техники позволяет спортивному педагогу в полной мере осуществлять свои функции. Попытаемся обосновать данное утверждение. Рассмотрим подробнее те из них, осуществление которых требуют от педагога владения умениями педагогической техники.

Например, функция воспитание культуры, для осуществления которой спортивный педагог должен уметь находить с воспитанниками общий язык, проводить беседы о

моральном облике спортсмена, развивать познавательные интересы и способности, воспитывать сознательную дисциплину, находить и применять разнообразные меры поощрения и наказания. Всё это, по сути, и является умениями педагогической техники.

Следующая функция спортивного педагога – учебно- тренировочная. Преподавателю необходимо уметь использовать многообразные принцип, средства, формы и методы обучения и совершенствования. Обучать мерам безопасности; формировать и совершенствовать определённые физические, психические качества воспитанников, а также их индивидуальные личностные качества. Чётко, ясно и образно объяснять упражнения на основе ассоциации с имеющимся двигательным опытом; владеть

навыкам чёткой подачи команд; образно показать каждое изучаемое упражнение; формировать навыки по самоконтролю и другое. Таким образом, и здесь чётко прослеживается необходимость владения умениями педагогической техники, поскольку невозможно научить ребёнка самоконтролю, если не владеешь им сам. Также невозможно установить дисциплину и добиться того, чтобы дети тебя слушали, не владея техникой речи и невозможно развивать и совершенствовать какие-либо личностные качества, если ты не в состоянии их выявить и проанализировать.

Рассмотрим ещё одну очень важную функцию спортивного педагога – функцию самосовершенствования. Она предусматривает умение пополнять запас знаний и правильно применять их на практике; постоянное совершенствование культуры речи и поведения; умение управлять своим психическим состоянием и психологической настройкой на занятие; умение осуществлять контроль над своим поведением, действиями, движениями, мимикой, эмоциями. И опять же мы видим, что владение педагогической техникой необходимо спортивному педагогу.

Таким образом, педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности спортивного педагога и внешнего его выражения.

По мнению Деркача А.А существует область педагогической техники, которая мало изучена и не обобщена. Это «скрытая педагогическая позиция» педагога. На скрытой педагогической позиции основан метод косвенного воздействия, т.е. создания естественной педагогической ситуации, направляющей воспитанника на самоанализ своего поведения. Исследователь утверждает, что косвенное воздействие на

личность при скрытой воспитывающей позиции тренера представляет один из путей преодоления сопротивления воспитанию. Обобщая исследования ряда учёных, Деркач А.А. выделяет некоторые приёмы косвенного воздействия на личность

занимающегося:

- переключение деятельности подростков с отрицательной на положительную путём создания увлекательных перспектив;

- самопереключение на вновь организуемые виды деятельности;

- дружеская просьба, которая заставляет подростка по- иному взглянуть на своё поведение;

- подключение к личности, когда она изменяет своё поведение под воздействием определённых лиц, которые незаметно подключаются к ней тренером;

- рассказ об аналогичном поступке;

- обращение по неизвестному адресу;

- мнимое безразличие к поступку;

- мнимое игнорирование недостатков личности;

- ожидание меры воздействия;

- авансирование доверием.

Далее автор утверждает, что эти приёмы косвенного воздействия на личность основаны на общем принципе создания воспитывающей ситуации, побуждающей подростка к

улучшению своего поведения. При этом воспитывающая позиция тренера остаётся скрытой. Также он делает акцент на том, что большое значение в применении любого метода педагогического воздействия имеет владение искусством общения. Выбор верного

тона и стиля общения с воспитанниками во многом предрешает успех педагогического воздействия на них. Таким образом, педагогическое мастерство спортивного

педагога реализуется в его деятельности через владение им компонентами педагогической техники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...