Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональное самовоспитание спортивного




Педагога

Роль и значение самовоспитания в профессиональной

Деятельности спортивного педагога

Профессия спортивного педагога, как было сказано в предыдущих параграфах, требует от человека постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. Выполнить эту миссию способен только педагог с диалектическим мышлением, обладающий яркой индивидуальностью, готовой к непрерывному самообразованию и самовоспитанию, ибо личность учителя- тренера основное условие и средство успеха в учебно-тренировочном процессе.

Профессиональные качества учителя-это не раз и навсегда заготовленная информация, а сама способность к живой мысли, к постоянному самосовершенствованию. “Огонь разжигается огнем, личность формируется личностью. Нельзя дать другому того, чего не имеешь сам”. На вопрос, каждый ли учитель может стать мастером, овладеть искусством воспитания, научиться работать творчески, А.С. Макаренко отвечал определенно: ’’Да!’’.

Но только при условии неустанной работы над собой. Самовоспитание как сознательная и целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности должно рассматриваться, прежде всего, с точки зрения содержания того, что должно совершенствоваться. Следовательно, содержанием (задачами) профессионального

самовоспитания будущих спортивных педагогов должны явиться все профессионально значимые качества его личности, включая как его мировоззрение, так и физическое здоровье.В первую очередь речь идет о высоком уровне методологической подготовки будущего спортивного педагога, о подготовке его к постоянному развитию своей идейно-

политической и нравственной культуры, о развитии способности к широкому и глубокому социально-педагогическому мышлению и творчеству. Для более глубокого понимания значимости самовоспитания для спортивного педагога следует осмысленно подойти к пониманию самого понятия «самовоспитание».

Характеристика понятия «самовоспитание» в педагогической

Теории и практике

Леонтьева М.Р. определяет самовоспитание как процесс усвоения человеком опыта, предшествующих поколений за счет и посредством внутренних и душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание включает такие умения личности как: самоцелеполагание, саморегуляция, самоуправление,самопознание, самоприказ, самоконтроль. Воронов В.В. описал самовоспитание как сознательную, целенаправленную самостоятельную деятельность, ведущую к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.

В то время как в Большой российской энциклопедии самовоспитание характеризуется как систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным социально обусловленным идеалом. Самовоспитание – составная часть воспитания и всего процесса развития людей.

Осипов П.Н. дает ряд определений самовоспитания, во- первых, это управление личностью, т.е. саморазвитие; во-вторых, самовоспитание- это процесс изменения человеком самого себя под влиянием сознания и воли; в-третьих, самовоспитание-

это высшая форма саморазвития человека.

Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. рассмотрели самовоспитание как целеустремленную, активную деятельность преподавателя высших учебных заведений, направленную на

формирование и совершенствование у себя положительных качеств.

Все авторы подчеркивают тесное неразрывное единство самовоспитания и воспитания, поэтому в изложении форм, методов, приемов организации воспитания и самовоспитания

наблюдается их смешение, повторение, перенос из одного элемента воспитания в другой. Механизм же этих процессов, их структура, принципы остаются не до конца раскрытыми.

Личностный подход к непрерывному профессионально- личностному воспитанию и самовоспитанию преподавателя учитывает в отличие от вышеизложенных: целостность личности преподавателя, а, следовательно, неразрывное единство самовоспитания и воспитания; тесную взаимосвязь образования и самообразования; доминирующую роль воспитания и самовоспитания в процессе подготовки преподавателей.

Реализация такого подхода приводит к возможности успешного формирования творческой личности педагога, в системе высшего образования.

В рамках данного подхода, под воспитанием и самовоспитанием понимается достижение личностью такого уровня работы над собой, как педагогической компетентности,

профессионального мастерства и других форм отношений в процессе педагогической деятельности, который обеспечивает развитие педагогических качеств, убеждений, а также активности поведения. С другой точки зрения самовоспитание определяется как непрерывный процесс формирования и развития личности преподавателя, интегрируемый потребностями личности педагога и общества.

Следует отметить, что самовоспитание преподавателя проявляется в самостоятельно выбранном пути профессионально- педагогического развития, самостоятельном его прохождений.

Таким образом, личностный подход к определению содержания самовоспитания, дает возможность выявить механизмы его проявления. Непрерывное самовоспитание -

это не данное нам изначально свойство или качество, это не самовозникающий и не саморазвивающийся процесс, но трудная и важная работа преподавателя над собой на протяжении всей жизни активной педагогической деятельности, которая будет не

эффективна без определенных профессиональных знаний. Осознание значения самовоспитания в педагогической деятельности представляет возможны актуализировать этот процесс в системе вузовской подготовки будущих спортивных

педагогов.

1.3. Направления и пути реализации студенческого

самовоспитания в период вузовской подготовки

В настоящее время у многих студентов переход от позиции учащегося на позиции будущего специалиста происходит со значительной задержкой. Они выполняют общественную работу чтобы “выполнять”, “участвовать”, не осознавая и активно не используя возможности своей разносторонней деятельности в целях саморазвития.

Большинство студентов оказываются незнакомыми с теорией и практикой самовоспитания, с его возможностями в деле профессиональной подготовки специалиста

Надо сказать, что студенческое самовоспитание означает не только развитие специальных знаний, умений и качеств. Оно предполагает совершенствование многих других,

неспецифических для данной профессии, но профессионально значимых качеств личности. Будущий специалист должен отличаться высоким уровнем политической и нравственно- эстетической зрелостью, особенностью психических процессов,

социальной активностью, современным стилем работы. Это протекает более экономно, если студент уже накопил определенный опыт самовоспитания в школьные годы. К

сожалению, таких студентов немного. Поэтому так важно, чтобы педагоги вуза поставили во главу угла проблему организации и руководства студенческим самообразованием и самовоспитанием с первого до выпускного курса.

Непрерывное самообразование и самовоспитание является одной из основных составляющих высокой культуры труда преподавателя. Так как от правильной организации индивидуальной творческой деятельности преподавателя на

протяжении всех этапов профессионально-личностной подготовки зависит и уровень его педагогического мышления, культура педагогического общения, и качество овладения им

приемами педагогического наблюдения, то есть культура педагогического труда в целом.

В соответствующей литературе мы нашли достаточное подтверждение рассматриваемой проблемы. Большое внимание уделяется вопросам студенческого самовоспитания. Справедливо считается, что особенно остро эти вопросы встают не только в подростковом раннем юношеском возрасте, но и в студенческие годы, когда на первый план выдвигается проблема будущего- жизни, профессии, отношений с людьми, когда волнует вопрос не

только “кем быть”, но и “каким быть”. К сожалению, студент получает меньше всего знаний о себе самом как человеке, личности. Изучение проблемы показало, что не нашлось ни одного студента, который бы имел ясную содержательную программу самовоспитания, владел бы оптимальными средствами и способами работы над собой.

Однако есть данные исследователей об использовании реальных средств и способов, применяемых студентами в работе над собой.

Так Елканов С.Б. выявил, что на первом месте у студентов педагогических вузов стоит нравственное самообразование, в том числе чтение художественной и научно-популярной литературы по психологии, что свидетельствует о своеобразном просветительском характере самовоспитания студентов. Они стремятся развить у себя установку не совершать аморальных поступков, осуществлять самоконтроль, упражняться в сдержанности, использовать методы самовоспитания - самоубеждение и самовнушение.

Понимание важности самовоспитания приходит к студентам во время прохождения педагогической практики. Студенты сталкиваются с реальными педагогическими ситуациями, где требуется контролировать свое поведение, сдерживать эмоции,

проявлять такт и терпение к ученикам. Все это приводит к тому, что требуются определенные навыки педагогического взаимодействия, которые приходят чаще всего интуитивно, не осознанно.

На этом этапе необходима профессиональная помощь студентам в направлении самопознания, определения программы самоизменения, рефлексии своей педагогической деятельности. К сожалению, подобная помощь не предусматривается и редко

когда оказывается.

Харламов И.Ф. утверждает, что правильное поставленное самовоспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над

собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа студентов. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым учителем. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у студентов соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждаю их работать над

собой.

Примеров, когда человек благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой совершенствовал и развивал свои лучшие личностные качества, можно привести множество.

Большое значение придавал самовоспитанию Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он, по его словам, сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость имногие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение,память.

Известный французский философ Сартр Ж.П. даже утверждал, что “человек есть только то, что он сам из себя делает”, подчеркивая тем самым определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии. Все это говорит об исключительно большой роли самовоспитания в развитии и формировании личности студента и необходимости его организации в условиях студенческого воспитания. Вот почему теоретические и методические основы студенческого самовоспитания активно разрабатываются в психологии и педагогике, в частности, такими учеными, как Ковалевым А.Г., Гришиным Д.М.,.Кочетовым А.И, Рувинским Л.И.и другими.

Но все ли студенты занимаются самовоспитанием? К сожалению, не все. Хотя встречаются студенты, которые так или иначе, задумываются над своим совершенствованием, предпринимают_те или иные попытки работать над собой. Чаще

всего это делают студенты, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.

Рувинский Л.И. отмечает, что стабильность процесса студенческого самовоспитания зависит не только и не столько от особенностей возраста и образовательного уровня, сколько от индивидуальных особенностей личности студента. А так же от характера воспитательной работы вуза, от того, как удается вузу сочетать свои воспитательные воздействия со встречной активностью самих студентов. Большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факторов, которые побуждают студентов к самовоспитанию. Изучив, направления и пути реализации студенческого самовоспитания в период вузовской подготовки мы можем перейти к разработке содержания профессионального самовоспитания будущего спортивного педагога.

Содержание профессионального самовоспитания будущего

Спортивного педагога

Опыт педагогов, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самовоспитанию

надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. По мнению Мижерниковой В.А., анализ результатов и процесса собственной деятельности (рефлексия деятельности) помогает прийти к пониманию закономерностей образовательного процесса и поступательному движению к педагогическому мастерству.

Новичков В.Б., Шевченко В.М. выявили ведущий компонент профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога. Этим компонентом является самообразование, под которым они понимают целенаправленную, определенным

образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса”.

По словам А. Дистервега самообразование - основа роста учителя как специалиста. Учитель, “лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием”. Перекликаясь с ” учителем русских учителей” К.Д. Ушинским, утверждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик Лихачев Д.С., обращаясь к молодежи, писал: “Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить.

Ибо знания все растут и усложняются”. В этом плане весьма примечательно мнение Скульского Р.П., утверждающего, что необходимо и учителя научить быть учителем! Для этого следует:

- систематически овладевать методологическими знаниями, изучать труды классиков философии, государственные и ведомственные документы об образовании и воспитании

подрастающих поколений;

- сосредоточить свои усилия на совершенствовании учебного процесса, в котором наиболее полно реализуется профессионально-педагогические функции учителя, применяя в своей деятельности новейшие достижения психологии и педагогики, передового опыта и осуществляя собственный научно-педагогический поиск;

- постоянно анализировать состояние реализуемого образовательного процесса, соотнося его с общими тенденциями развития процесса обучения, используя в качестве критериев оценки педагогической эффективности своего учительского труда его конечные и промежуточные результаты, обоснованность проектов конкретных вариантов методик требованиями науки;

- глубоко осознавать собственную педагогическую деятельность как творческий процесс решения разнообразных по содержанию учебно-воспитательных задач в их системе;

- непрерывно совершенствовать свою профессионально- педагогическую квалификацию посредством самообразования, изучения и применения достижений науки и передового опыта;

- посредством самовоспитания и саморазвития формировать в себе те профессионально-педагогические качества, которые являются предпосылками творческой деятельности; руководствуясь всей системой дидактических принципов, постепенно овладевать исследовательскими умениями и приемами решения педагогических задач творческого характера.

Профессиональная деятельность спортивного педагога требует от человека определенной склонности, необходимых физических и психологических данных, а также соответствующего личностного развития. Не в меньшей степени является важной профессиональная пригодность спортивного педагога к педагогической деятельности, к воспитанию людей.

Недаром выдающийся русский химик Д.И. Менделеев писал: “К педагогическому делу надо призывать как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность”. Ретивых М.В. отмечал, что “профессиональная пригодность специалиста физической культуры и спорта есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно- психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни. Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе

профессионального обучения. Еще нужна, как отмечено, склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств.

Учитывая то, что вопросы самовоспитания в спортивной педагогике изучены не в полной мере, мы рассмотрим сущность самовоспитания будущих спортивных педагогов, на основе характеристики компонентов воспитательного процесса.

Цель самовоспитания будущего спортивного педагога можно определить как достижение физической готовности (через достижение спортивных результатов) к успешной

профессиональной деятельности. Она регулируется общественными целями и имеет те же направления: идейно- политическое; нравственное; профессионально-трудовое;

эстетическое и т.д.

Содержание самовоспитания будущего спортивного педагога реализуется чрез личностный рост (развитие личностных способностей и качеств) и профессиональное самоопределение (профессиональный рост, расширение сферы деятельности

спортивного педагога).

Главным средством самовоспитания спортивного педагога является поддержание спортивного долголетия и адекватная реальная (теоретическая и практическая) педагогическая деятельность.

К дополнительным средствам самовоспитания спортивного педагога можно отнести поддержание интереса к различными видами искусства, предметами культуры и быта, чтение художественной литературы.

Систему методов самовоспитания спортивного педагога целесообразно рассмотреть в последовательности, соответствующей логике его протекания, начиная от воздействия потребности в нем и кончая достижением тех или иных результатов.

По мнению Станкина М.И., Елканова С.Б. самовоспитание спортивного педагога начинается с самопознания и с самооценки. Самопознани е- процесс сложный и не одномоментный. Оно происходит в условиях взаимодействия с другими людьми: в процессе общения, совместной деятельности, на досуге и т.д. Завершается оно определенным оценочным отношением к качествам своей личности. Спортивный должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно поставить цели самовоспитания. Она формируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует: в семье, в учебном заведении, на отдыхе. А так же критически сопоставлять себя с окружающими.

Методы самовоспитания будущего спортивного педагога, на наш взгляд, согласуются с общепринятыми методами самовоспитания.

Самонаблюдение предполагает работу памяти и мысли, фиксацию, и анализ поступков за определенный промежуток времени. Высший уровень самонаблюдения преобразуется в профессиональную привычку следить за своей деятельностью и поведением.

Самоанализ - критический разбор отдельных поступков, переживаний, эмоциональных реакций, своего поведения в целом.Оценка психофизических, профессиональных и социально-личностных качеств.

Самоиспытание можно осуществить, участвуя в общественно-организаторской работе, в общении с коллегами по коллективу и других ситуациях. Для испытания профессиональных знаний и умений лучше всего использовать возможности различных форм педагогической практики. Именно здесь можно увидеть себя «глазами учащихся», определить уровень своих знаний, педагогических способностей, культуры, разумеется, в том случае, если самоиспытание сопровождается самонаблюдением и самоанализом. Самоиспытанию можно подвергнуть и особенности своих интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, а также особенности своего темперамента и физических возможностей. Cамооценка означает не просто фиксацию уровня развития

личности, а ценное отношение к качествам личности, которое с необходимостью предполагает удовлетворенность положительными качествами и потребность в их закреплении, неудовлетворенность отрицательными или недостаточно развитыми качествами своей личности и желание внести в них изменения к лучшему. Очевидно, эта работа будет успешной только в случае адекватной и незначительно завышенной самооценки. Самоубеждение применяется, когда педагог знает, как надо вести себя в определенной ситуации, но у него не достаточно силы воли, чтобы реализовать свое знание. Поэтому, приняв решение, он подкрепляет его убедительными аргументами. Благодаря самоубеждению можно перестроить самосознание, отношения к различным явлениям жизни и, как следствие этого, - собственное поведение Самоубеждение требует активной, а иногда и нелегкой мыслительной работы, своеобразной дискуссии с самим собой.К разновидностям самоубеждения относят самооправдание и самоутешение.

Самоприказ. Волевое воздействие на себя в форме самоприказа может происходить, когда прошел этап самоанализа, решение принято, а сомнения и послабления себе только мешают активной деятельности и активному самовоспитанию. Наступает момент, когда необходимо заставить себя приступить к исполнению планов, задумок. Самоконтроль служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях. Частным проявлением самоконтроля является самонапоминание. Самовнушение как существенный способ саморегуляции психических состояний посредством словесных воздействий. Выделяют виды самовнушения: самогипноз, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, активное самовнушение. Саморегулировка дает возможность корректировать свое эмоциональное состояние, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях.

Самостимуляция: самопоощрение и самонаказание. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя. Необходимо, чтобы методы самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. В основе всех способов и приемов самовоспитания спортивных педагогов лежит упражнение, проводимое по собственной инициативе, адресованное своей же личности. Именно упражнение обеспечивает превращение желанных образов своего “Я” в реальные черты и качества своего характера. Народная мудрость гласит: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку- пожнешь характер, посеешь характер- пожнешь судьбу.

Упражнения необходимы не только для двигательных, но и нравственных, эстетических, правовых и других свойств личности. Они нужны и для овладения умениями и навыками самовоспитания. Упражнение как процесс регулируется психическим образом. Поэтому так важно, чтобы занимающиеся самовоспитанием имел перед собой или своим мысленным взором образец того, что делать и как это делать. Следует помнить, что впереди всегда есть некая зона еще не реализованных возможностей. Вообразив себя суровым, или веселым, педагог в какой-то мере станет суровей или веселей. Овладев подобной техникой, способностью точно выражать свое психическое состояние физическим действием, мимикой, жестами, педагог научается правильному педагогическому воздействию, как актер сценическому искусству.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...