Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«тридцать тиранов». Историография. Литература по теме. Культура Греции классической эпохи. Духовный мир древних греков




«ТРИДЦАТЬ ТИРАНОВ»

 

Вскоре после заключения мира со Спартой, в том же 404 г. до н. э., в Афины прибыл спартанский наварх Лисандр. Он обвинил афинян в том, что условия мирного договора выполняются недостаточно быстро, и потребовал ликвидации демократии в полисе. Народное собрание вынуждено было подчиниться; афинская демократия во второй раз временно прекратила существование. Власть была передана коллегии из тридцати олигархов, ярых приверженцев Спарты, во главе с Критием – умным, жестоким и циничным политиком, убежденным противником народовластия. Режим «тридцати тиранов», как афиняне прозвали своих новых правителей, опирался на размещенный в Афинах спартанский гарнизон и поддерживался антидемократическими гетериями.

Новое правительство Афин сосредоточило в своих руках всю полноту власти и приступило к проведению проспартанской политики. Число граждан было сокращено до 3000 человек, а остальные афиняне были разоружены и впоследствии высланы в сельскую местность. Демократические институты не функционировали. «Тридцать тиранов» установили в Афинах террор. Приверженцы демократии частью были казнены, частью бежали. Всех неугодных олигархам лиц, да и просто невинных людей из числа состоятельных горожан, убивали без суда и следствия в надежде попользоваться их богатством. Всего жертвами режима «тридцати тиранов» стало более 1500 человек, как граждан, так и метеков. По инициативе Крития были подосланы убийцы к Алкивиаду, жившему в то время в персидских владениях, – жизнь этой яркой и неоднозначной личности оборвалась.

Подобный разгул беззакония не мог, конечно, продолжаться долго. В 403 г. до н. э. бежавшие из Афин сторонники демократии, объединившись под командованием активного участника Пелопоннесской войны Фрасибула, вторглись в Аттику и нанесли войску олигархов ряд поражений. Критий погиб в одной из битв, правительство было свергнуто, и Фрасибул торжественно вступил в город. Спартанскому гарнизону пришлось оставить Афины. Во избежание продолжения гражданских смут был принят закон о всеобщей амнистии, не распространявшейся только на «тридцать тиранов». Таким образом, и вторая попытка установления власти олигархии оказалась безуспешной; афинская демократия была восстановлена.

Историография

Изучая историю Пелопоннесской войны, ученые особенно часто пытались понять предпосылки этого военного конфликта. Была ли война неизбежна или же ее можно было предотвратить путем взаимных уступок? Какая из сторон должна в наибольшей степени считаться виновником кровопролитного столкновения? Этим темам посвящены, в частности, работы Дж. де Сент‑ Круа (G. de Ste Croix), Э. Бадиана (E. Badian), В. М. Строгецкого. Одни исследователи придерживаются традиционной, восходящей еще к Фукидиду точки зрения, согласно которой войну инициировала Спарта, недовольная усилением Афин. Другие считают, что, напротив, афинский экспансионизм, нежелание афинян и лично Перикла идти на какие‑ либо уступки привели к тому, что война оказалась неизбежной. Самым фундаментальным является исследование о Пелопоннесской войне Д. Кэгена (D. Kagan), в котором детально проанализированы все сколько‑ нибудь важные военные кампании 431– 404 гг. до н. э.

 

Литература по теме

 

КорзунМ. С. Социально‑ политическая борьба в Афинах в 444–425 гг. до н. э.

Минск, 1975. ПанченкоД. В. Платон и Атлантида. Л., 1990.

Соболевский С. И. Аристофан и его время. М., 1957.

Строгецкий В. М. Полис и империя в классической Греции. Нижний Новгород, 1991.

Суриков И. Е. Эволюция религиозного сознания афинян во второй половине V в. до н. э. М., 2002.

Фролов Э. Д. Социально‑ политическая борьба в Афинах в конце V в. до н. э. Л., 1964.

BadianE. From Plataea to Potidaea. Baltimore, 1993.

Bleckmann B. Athens Weg in die Niederlage. Leipzig, 1998.

Kagan D. The Archidamian War. Ithaca, 1974.

Kagan D. The Fall of the Athenian Empire. Ithaca, 1987.

Kagan D. The Outbreak of the Peloponnesian War. Ithaca, 1981.

Kagan D. The Peace of Nicias and the Sicilian Expedition. Ithaca, 1981.

Levy E. Athenes devant la defait de 404. P., 1976.

Ste Croix G. de. The Origins of the Peloponnesian War. Ithaca, 1972.

 

 

ГЛАВА 16

Культура Греции классической эпохи

 

ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

 

В классическую эпоху греческая культура достигает своего наивысшего расцвета. Это было непосредственно связано с окончательным оформлением классического полиса. Центральной фигурой античной цивилизации стал новый культурно‑ исторический тип человека – полноправный и свободный гражданин полиса, носитель новой системы ценностей. Именно античный человек создал уникальную культуру, ставшую основой современной мировой культуры. Он создал величайшие образцы художественной и духовной культуры, отражавшей его богатый внутренний мир.

Культура эпохи классики стала итогом интеллектуального развития общества периода архаики. Была разрушена сковывавшая человека традиция, благодаря чему высвободилась огромная творческая энергия, которую античный человек блестяще реализовал в создании памятников культуры, имеющих мировое значение. Эта культура отражала, как отметил Г. Гегель, ту «временную гармонию человека с природой и его политическим миром», которой он достиг в V в. до н. э. в рамках античной цивилизации. Наиболее точным выражением этой гармонии стали произведения искусства эпохи высокой классики, отличавшиеся красотой формы и ясностью содержания. В художественной и духовной культуре классической эпохи была найдена и выражена идеальная мера гармонии, ритма, эстетических и этических оценок.

Те духовные ценности, которые сложились в архаическую эпоху, привели к утверждению высокой гражданственности, основанной на гуманистических началах. В центре античной гуманистической системы ценностей стоит не бог или царь, а рядовой гражданин, у которого духовное превалирует над материальным. Центральным элементом этой системы ценностей было понятие счастья. Геродот рассказал нам о диалоге между Солоном и царем Крёзом. На свой вопрос: «Кто самый счастливый человек на свете? » утопавший в богатстве царь надеялся услышать собственное имя. Но Солон назвал самым счастливым человеком на свете рядового гражданина Телла и перечислил те простые общечеловеческие ценности, которые для обычного человека оказались дороже царских сокровищ. Телл был счастлив потому, что был свободен, зажиточен, имел славную семью, прекрасных сыновей, дожил до того времени, когда смог увидеть внуков, и погиб со славой, защищая родной полис. Фразой «Счастлив не тот, кто богат, а тот, кто жизнь закончил благополучно» Солон подчеркнул принципиальное отличие античной, гуманистической системы ценностей от древневосточной, «варварской».

Смыслом жизни и высшей добродетелью объявляется любовь к доброй славе. Она воспринимается как высшая награда за безупречное и жертвенное служение гражданскому коллективу, за совершенный ради родного полиса подвиг. Обретенная слава определяла место героя среди сограждан, создавала атмосферу почета, уважения и любви, которую не способны дать никакие материальные блага. Только слава делала имя человека бессмертным, что порождало уникальную атмосферу оптимистического мироощущения греков, запечатленную в памятниках искусства.

Важно отметить, что в классическую эпоху в Греции были созданы условия, когда разрыв между идеальным в системе ценностей и реальным в жизни общества практически исчез. В этой духовной атмосфере памятники культуры обретали эстетически совершенную и законченную форму, становились классическими образцами. Наиболее полно и последовательно эта тенденция была выражена в афинских памятниках художественной культуры, когда во времена правления Перикла Афины превратились в культурный центр Эллады. Как передает Фукидид, Перикл высоко оценивал культурное лидерство Афин: «Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа. Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы». На Афины равнялись все полисы Древней Греции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...