Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема семинарского занятия: Особенности мнемической деятельности умственно отсталых учащихся




1. Своеобразие процессов запоминания, сохранения и воспроизведения у умственно отсталых школьников.

2. Физиологические механизмы нарушений в процессах памяти.

3. Логическая и механическая память умственно отсталых.

4. Дефекты мышления, обусловливающие нарушения памяти умственно отсталых.

5. Нарушения мотивационного компонента памяти.

6. Представления памяти умственно отсталых и их особенности.

7. Условия, способствующие развитию высших форм памяти умственно отсталых.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Замский X. С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе. \\ Известия АПН РСФСР. – 1954. Вып. 57.

2. Замков Л. В. К вопросу о своеобразии памяти умственно отсталых детей. \\ Учебно-воспитательная работа во вспомогательных школах и в школах для глухонемых детей. - М., 1940. - Вып. 8.

3. Зсйгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.

4. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти при локальных поражениях мозга. - М., 1974.

5. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. - М., 1976.

6. Матасов Ю. Т. Особенности геометрических представлений учащихся младших классов вспомогательной школы. \\ XXIV Герценовские чтения. Психология. - Л., 1972.

7. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. - Гл. А.

8. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.

9. Трауготт Н. Н. О механизмах нарушения памяти. - М., 1973.

10. Юодрайтис А. Особенности припоминания умственно отсталыми школьниками непреднамеренно запоминавшегося словесного материала. \\ Дефектология. – 1980. - № 5.

 

Тема лабораторного занятия: Экспериментальные методики изучения памяти и представлений умственно отсталых учащихся

Задание 1. Исследование логической и механической памяти

Необходимый материал: заранее подготовленные пары слов. В одной колонке пары слов со смысловыми связями, в другой — пары слов, не связанные по смыслу, например: 1) нож — резать, ручка — писать, ученик — школа, курица — яйцо, лед — коньки; 2) небо — рак, рыба — песня, ботинки — стол, дерево — крыша, спички — кровать.

Ход выполнения задания

Экспериментатор медленно зачитывает пары слов из первой, а затем из второй колонки. Испытуемому предлагается их запомнить. После этого экспериментатор называет начальные слова из первой колонки, испытуемый должен назвать соответствующее парное слово. Аналогичная работа производится со словами второй колонки. Затем сопоставляются те и другие данные.

 

Задание 2. Исследование зрительной памяти

Необходимый материал: заранее подготовленные два десятка картинок.

Ход выполнения задания

Экспериментатор предъявляет (с интервалом в две секунды) картинки из первого десятка. Затем нужно сделать десятисекундный перерыв. Следует перемешать предъявлявшиеся картинки с картинками из второго десятка. Затем надо разложить все двадцать картинок на столе. После этого испытуемому предлагается назвать те картинки, которые были ему предъявлены в начале эксперимента. Полученные результаты выражаются в процентах.

 

Задание 3. Исследование словесно-логической памяти

Необходимый материал: короткий рассказ с четкими смысловыми единицами.

Ход выполнения задания

Экспериментатор читает рассказ и просит испытуемого воспроизвести его содержание.

Галка и голуби

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби приняли ее как свою, накормили, но она не удержалась и закричала по-галочьи. Тогда голуби увидели, что она галка, и выгнали ее. Она вернулась было к галкам, но те ее не признали и тоже не приняли.

Подсчитывается количество и полнота воспроизведенных смысловых единиц.

 

Задание 4. Исследование условий продуктивного запоминания

Необходимый материал: заранее подготовленные две колонки слов.

работа к-рова

солома плат-к

мост с-мка

пещера р-чка

мотор спич-а

путь дров-

роща стак-н

Ход выполнения задания

Испытуемому предлагается переписать первую колонку слов. Затем дается задание переписать вторую колонку слов и при этом вставлять пропущенные буквы. После этого письменная работа забирается. Испытуемому предлагается назвать все слова, которые он помнит, из первой, а затем из второй колонки. В итоге подсчитывается и сопоставляется количество воспроизведенных слов из первой и второй колонок. В выводах отмечается влияние особенностей деятельности на продуктивность запоминания.

 

Задание 5. Исследование полноты и точности представлений

Необходимый материал: заранее подготовленная картинка с изображением рыбы.

Ход выполнения задания

Испытуемому предлагается рассмотреть картинку, а затем воспроизвести ее в собственном рисунке. Затем экспериментатору следует проанализировать рисунок в сопоставлении с картинкой, учитывая полноту и точность воспроизведения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976.

2. Геллерштейн С. Г. Психотехника. - М., 1926.

3. Занков Л. В. Последовательность воспроизведения и ее особенности у умственно отсталых школьников. \\ Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей. - М., 1941.

4. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.

5. Практикум по общей психологии. /Под ред. А. И. Щербакова. - М, 1979.

6. Практические занятия по психологии. /Под ред. А. В. Петровского. - М., 1972.

7. Симонова Н. В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами. \\ Дефектология. – 1981. - № 4.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976.

Лаудис В. Я. Память в процессе развития. - М., 1976.

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА

1. Особенности памяти умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. - Гл. 10.

2. Особенности произвольной памяти умственно отсталых детей.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.

3. Роль учебной деятельности в развитии высших форм памяти умственно отсталых детей.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Пинский Б. И. Об особенностях использования прошлого опыта учащимися-олигофренами. \\ Специальная школа. – 1958. - Вып. 5.

Пинский Б. И. Психологические особенности де­ятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.

Психологические вопросы сочетания слова и наглядности в учебном процессе вспомогательной школы. /Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1956.

Смирнов А. А. Психология запоминания. - М., 1948.

4. Коррекционные пути развития памяти умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.

Замский X. С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе. \\ Известия АПН РСФСР. – 1954. - Вып. 57.

Пинский Б. И. Процессы воспроизведения при непреднамеренном запоминании и его особенности у учащихся вспомогательных школ (олигофренов). \\ Известия АПН РСФСР. – 1954. - Вып. 57.

Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...