Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 16. Особенности мышления умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста




 

В структуре познавательной деятельности человека мышление является одной из важнейших форм познания. Благодаря мышлению человек не только познает предметы, но и отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, ведет целенаправленный поиск решения возникшей проблемы. Мышление — это обобщенное и опосредствованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.

Отличительной особенностью отражательной дея­тельности умственно отсталого ребенка является на­рушение его познавательной деятельности. Прежде всего это нарушение обобщенного и опосредствованного познания.

Являясь целенаправленной деятельностью, мышление всегда выступает как решение определенной проблемы. Процесс решения мыслительной задачи име­ет несколько этапов: осознание условия задания, поста­новка вопроса, создание гипотез возможного решения, осуществление решения и проверка его правильности. Все этапы мыслительного процесса представляют со­бой произвольную, целеустремленную деятельность, в которой раскрываются знания, умения, способности лич­ности, ее волевые и эмоциональные качества.

Решение мыслительных задач уже на начальном этапе вызывает у умственно отсталых детей значительные затруднения. Они часто неадекватно осознают существо задания, упрощают его или искажают. Таким образом, с самого начала утрачивается целенаправленность мышления, и оно перестает выполнять регулирующую функцию. Обнаруживается неполноценность и последующих этапов решения. Так, гипотеза возможного решения часто подменяется нецеленаправленным манипулированием исходными данными. Используемые способы решения оказываются примитивными и неэффективными. В процессе выполнения решения обнаруживаются тенденции соскальзывания, ухода от поставленной цели, застревания на каком-то частном фрагменте проблемы. Процесс решения нередко сводится к совокупности проб и ошибок. Проверка не осознается как необходимый этап. Связь полученных результатов с исходными данными не производится. Низка критичность мышления на всех этапах решения мыслительной задачи.

Из сказанного следует, что в первую очередь следует помочь умственно отсталым организовать свою деятельность с тем, чтобы каждый отдельный этап мыслительного процесса протекал полноценно. Эта задача оказывается принципиально разрешимой в том случае, когда умственно отсталым даются посильные задания, тщательно отрабатываются способы их выполнения, приемы контроля и т. п.

Мыслительный процесс осуществляется во взаимосвязанных мыслительных операциях. В ходе анализа предметов и явлений умственно отсталые выделяют меньшее число существенных частей, чем их нормальные сверстники. В процессе синтезирования обнаруживается низкий уровень обобщений. Операция сравнения, с помощью которой устанавливаются признаки сходства и различия объектов, у умственно отсталых школьников протекает также своеобразно. Зачастую сравниваются несущественные признаки. Обнаруживается тенденция к неправомерно широким отождествлениям сходных объектов. Абстрагирование — наиболее трудная операция для умственно отсталых. Нарушение абстрактного мышления составляет ядерный признак умственной отсталости. Производимые умственно отсталыми обобщения носят ситуационный характер.

Различают несколько видов мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логиче­ское. Каждое из них отличается ведущим действием: в практически-действенном мышлении это предметные действия, в наглядно-образном — действия-представления, в словесно-логическом — умственные действия. Низкий уровень владения предметным, образным и умственным действиями — отличительная черта мысли­тельной деятельности умственно отсталых учащихся. Выявлено, что в ходе решения мыслительной задачи умственно отсталые учащиеся склонны переключаться со словесно-логического мышления на более простые его виды.

Практика обучения умственно отсталых детей показывает, что нарушение операционной стороны мышления успешно устраняется в результате систематической работы по самостоятельному выполнению учащимися заданий на уровне предметных, образных, умственных действий. Большая роль при этом отводится дефектологу, управляющему процессом формирования опера­ций и действий.

Данная тема - одна из центральных в курсе спе­циальной психологии. Будущему олигофренопедагогу необходимо основательно разобраться в теоретических основах данной проблемы по литературным источникам. При этом следует различать два аспекта изучения мышления умственно отсталых детей. Первый аспект: мышление рассматривается как процесс. При этом изучаются его основные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и т. д. Второй аспект: мышление рассматривается как деятельность. При этом изучаются особенности мотивации мышления, целенаправленности, самостоятельности, критичности и т. д. Таким образом, проблему мышления умственно отсталых необходимо изучать в связи с потребностями, интересами, направленностью личности.

В процессе изучения проблемы мышления необходимо овладеть методиками экспериментального исследования мыслительной деятельности умственно отсталых школьников. На лабораторных занятиях осуществляется общее знакомство с методиками изучения отдельных проявлений мыслительной деятельности умственно отсталых детей. Предполагается, что в дальнейшей работе студенты по рекомендованной литературе самостоятельно познакомятся с другими методиками изучения особенностей мышления детей с умственной отсталостью.

Своеобразие мыслительной деятельности необходимо рассматривать с учетом структуры дефекта изучаемых групп учеников для того, чтобы коррекционные выводы и рекомендации адресовались определенному контингенту учеников вспомогательной школы.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...