Б) Наблюдательность в общении.
«Что помню?» Один из участников (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего – как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Обсуждение: - Легко или трудно было описывать внешность? - В чём были сложности? - Почему? - Что легче всего вспоминается? - Что труднее? - Кому было легко выполнять это упражнение? - Почему? В) Умение слушать другого. «Спина к спине» Двое участников (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача – вести диалог на какую-либо интересующую обеих тему в течение 3-5 минут. Остальные участники играют роль молчаливых зрителей. Обсуждение: - Легко ли было вести разговор? - В чём были трудности? - Есть ли удовлетворение от разговора? Зрители высказывают свои наблюдения. Можно повторить упражнение с другой парой участников. Г) Точная передача информации. «Пересказ текста» - Сейчас все вы покинете комнату, останется только один человек. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго участниками и первый перескажет ему текст, который только что прослушал. Затем я приглашу в комнату следующего и т.д. Затем последний участник пересказывает текст всем. Участники сравнивают текст. - За счёт чего произошло искажение информации? - Что «своего» каждый внёс в рассказ? - Бывает ли так в жизни? - Что надо делать, чтобы искажения были минимальными? Как укрепить свою коммуникабельность. - Облегчите другим общение с вами, идя им навстречу. Для этого внимательно изучите следующие рекомендации и следуйте им. И вы будете «душой общества».
1. Серьёзно ищите себе друзей. 2. Открыто проявляйте интерес к другому человеку. 3. Идите навстречу людям с открытым сердцем. 4. Улыбайтесь до того, как начнёте говорить. 5. Спрашивайте других об их интересах. 6. Сначала представляйтесь сами, называя своё имя. 7. Задавайте человеку вопросы. 8. Сами говорите меньше. 9. Отвечайте на каждый заданный вам вопрос. 10. Помогайте другим преодолевать трудности. 11. Проявляйте сердечность. 12. Будьте спокойны и невозмутимы. 13. Будьте терпимы и оптимистичны. 14. Горите четко и членораздельно мелодичным голосом. 15. Смотрите на человека заинтересованно. 16. Проявляйте понимание. 17. Внимательно слушайте собеседника. 18. Запоминайте то, что говорил собеседник. 19. Держите себя спокойно и уверенно. 20. Крайне осторожно высказывайте свою точку зрения. Успех в общении. - Чем же определяется успех в общении? Обычный ответ: знаниями, эмоциональностью, техникой разговора, умением найти «общий язык», правильно слушать собеседника и многим другим. Всё это правильно. И вместе с тем недостаточно. Нужно помнить: главное в общении – это сам человек. Общаясь, мы, прежде всего, использует самого себя. Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже самой нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами – человеческими личностями. Для этого надо совсем немного… суметь открыть себя другому. (Под открытостью, естественно, понимается вовсе не обрушивание на другого интимных подробностей своей жизни.) Сюда входят, прежде всего, умение открыто выражать свои чувства и переживания, способность быть самим собой, отказ от всякого искажения своей личности в глазах другого – желание выглядеть лучше или хуже, чем есть на самом деле, способность подпустить другого как можно ближе к себе. Для общения у нас всё уже есть – наша неповторимая личность. Поэтому выражение «научиться общаться» в принципе не совсем верно. Как раз общаться-то мы на самом деле всегда умеем.
Наша же проблема совсем в другом. В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открываться. «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Значит, надо «научиться» убирать всевозможные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения. 8. «Как слово наше отзовётся…» - Помните, что ваши высказывания, мнения, суждения, доказательства – тоже твоё поведение. Такое поведение психологи называют вербальным (словесным). Мы иногда не придаём должного значения словам, особенно сказанным в минуту раздражения, усталости или просто походя – в автобусной толпе, на перемене в школе, дома маме... Однако наши слова, содержание нашей речи значит не меньше, чем наши реальные действия и поступки. Неслучайно об этом говорится в таких точных народных пословицах: «Слово пуще стрелы разит»; «От слова спасенье и от слова погибель»; «От одного слова – да навек ссора»… Поверьте, что ваша грубость и резкость отрицательно влияют не только на других, но и на нас самих. Если вы не сдержались, по какому – то ничтожному поводу задели человека обидным словом – значит, вы унизили не только его, а, прежде всего, себя самого, что-то потеряли в себе. Вам, наверное, знакомо это чувство внутреннего стыда и раскаяния, когда вы говорите себе: «Зачем же я так сказал? Ведь это же неверно, несправедливо, да и я так не думаю. Что же теперь делать? Попробовать объясниться? А поверят ли мне? Как стыдно!» Сила слова беспредельна. Особенно доброго слова. Таким образом, можно успокоить человека, убедить его в чём-то, привлечь внимание к какому-либо явлению, пробудить благодарные чувства. Вспомните такие привычные и простые слова «спасибо» и «пожалуйста» - насколько с ними приятнее и легче жить. Не случайно в детских сказках «пожалуйста» - волшебное слово, открывающее человеческие сердца. А «здравствуйте»? Попробуйте произнести его неторопливо, не как бездумное «здрасьте», а медленно, с чувством: «Здрав-ствуй-те!» и посмотрите при этом тому, кого вы приветствуете, в глаза, улыбнитесь. Поверьте, что и у вас, и у него целый день будет хорошее настроение. Ведь дело не только в самих словах, но и в тоне, каким эти слова произносятся.
Найди свою пару. - Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано «слон». Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, всё, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдёте свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговариваться. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось. Ритуал прощения. Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|