Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рост экономической и политической напряженности




В 1989—1990 гг. экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Прилавки магазинов опустели, для отпуска элементарных продуктов питания были введены так называемы "карточки потребителя" с фотографиями, которые выдавались по месту жительства. На руках у граждан СССР в 1989 г. было 100 млрд руб., на которые просто нечего было купить. Товары по низким государственным ценам моментально скупались и перепродавались в коммерческих магазинах в несколько раз дороже. Дефицит госбюджета в 1988 г. составил 11% от валового национального продукта, который продолжал сокращаться. Государственный долг приблизился к 2/3 национального дохода страны. В жизни людей после трех лет перестройки налицо были явные ухудшения. Не оправдал надежд политического руководства и новый лозунг "сильной социальной политики", который в 1988 г. сменил провалившуюся "концепцию ускорения". Вместе с тем в недрах государственной экономики стали отчетливо обнаруживаться новые тенденции. Широкий размах приобрело кооперативное движение, в котором к 1990 г. принимало участие уже около миллиона человек, появились первые коммерческие банки. Возникли реальные условия для перераспределения финансовых потоков из государственного в частный сектор экономики, который был ориентирован только на торговлю, сферу услуг и посредническую деятельность. Ситуация товарного голода, инфляционные процессы и целый ряд других факторов не давали частному предпринимательству возможности развиваться в производственной сфере. На протяжении 1989 и особенно 1990 г. начинается также процесс перераспределения финансовых потоков из центра в регионы. Это сопровождается на политическом уровне идеей экономического суверенитета союзных республик, которую наиболее последовательно проводят народные депутаты от республик Прибалтики. В такой обстановке сдерживающая роль центра воспринималась все более болезненно. Это понимали и наверху. XIX партийная конференция поддержала идею регионального хозяйственного расчета. Для новых хозяйственных отношений отсутствовала правовая база, которую впервые попытались создать в конце 1988 г. в Эстонии, провозгласив в Декларации о суверенитете верховенство законов республики над общесоюзными, республиканскую собственность на землю, недра, основные средства производства в промышленности. Верховный Совет СССР признал принятый в Эстонии документ недействительным, но "парад суверенитетов" остановить было уже нельзя. В начале 1989 г. в Литве возникло движение "Саюдис", выступавшее за восстановление независимого Литовского государства; Закон о суверенитете в конце того же года был принят в Азербайджане.

Новый импульс "парад суверенитетов" получил после выборов в республиканские и местные Советы весной 1990 г., на которых большинство голосов получили приверженцы самостоятельного развития республик. На фоне пустых прилавков и бесконечных очередей первой половины 1990 г. идея республиканского суверенитета быстро эволюционирует от требований хозяйственной самостоятельности к полной политической независимости и выходу из СССР. Москва в этот период рассматривалась радикальными силами как основное и главное препятствие экономического развития, не позволяющее добиться решительного улучшения качества жизни. В марте 1990 г. сейм Литвы принял Декларацию о восстановлении независимости республики, признав незаконным включение Литвы в СССР после заключения пакта Риббентроп — Молотов. Ответом центра на литовскую независимость стал режим жестких экономических санкций, что еще более обострило ситуацию между центром и республиками. Весной 1990 г. все союзные республики приняли декларации о своем суверенитете.

Выборы народных депутатов РСФСР весной 1990 г. впервые проходили в условиях многопартийности. Они отличались более низкой активностью избирателей, уставших от политизации жизни, видевших серьезное ухудшение экономической ситуации. Было сформировано два предвыборных блока — "Платформа КПСС", пытавшаяся представить некую "золотую середину" сильно отличающихся уже к тому времени взглядов в партии, и блок "Демократическая Россия", объединивший все оппозиционные силы под лозунгом противостояния КПСС.Следует заметить, что если во время выборов "Демроссия" еще говорила о приверженности "социалистическому выбору", то осенью 1990 г. она перешла на антикоммунистические позиции. "Демроссия" получила 250 мандатов из 1063 в основном в крупных столичных и промышленных центрах. На новом Съезде народных депутатов РСФСР коммунисты составляли около 80% делегатов, 60% из них занимали руководящие должности в высшем и среднем управленческом звене. В ситуации экономического развала и потери большинством населения четких социальных ориентиров строить политику исключительно на критике КПСС, как это делала "Демроссия", было крайне сложно. Все большую популярность в 1990 г. получают идеи государственности, которые облекаются в национально-патриотическую форму. Активно обсуждаются концепции особого исторического пути России, место русского народа в мировой истории, которые еще с 1988 г. дискутировались в журнале "Наш современник" и газете "Советская Россия". Требование самостоятельной хозяйственной и культурной политики в рамках сильного российского государства становятся привлекательной альтернативой в условиях резкого падения жизненного уровня. Основная причина экономических трудностей России виделась в дотационном характере отношений между РСФСР и другими союзными республиками, где Россия выполняла функцию донора. Однако республика не имела ни своей столицы, ни Академии наук, ни многих других республиканских управленческих структур. Наконец, РСФСР практически не распоряжалась произведенной на ее территории продукцией, так как здесь в основном находились предприятия союзного подчинения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...