Кризис просоветских режимов
Тем временем черты социально-экономического и политического кризиса стали отчетливо проявляться в странах, вовлеченных в той или иной степени в сферу влияния СССР. Однобокий характер приобрела интеграция в рамках СЭВ, которая сводилась главным образом к поставкам продуктов питания и товаров народного потребления в обмен на советские топливно-энергетические ресурсы, сырье и оборудование. Этот обмен носил довольно странный характер: пока цены на нефть росли, все социалистические страны постепенно стали должниками СССР, но потом, когда эти цены упали, Советский Союз продолжал "интеграцию" себе в убыток. В результате общая задолженность СССР социалистическим странам достигла 20 млрд долл. Понимая полную несостоятельность экономического аспекта "социалистической интеграции" в рамках СЭВ и опасаясь стать "энергетическими заложниками" СССР, правительства социалистических стран с начала 1970-х годов начинают переориентировать крупные экономические проекты на Запад, рассчитывая получить кредиты и доступ к новым технологиям. Растет задолженность социалистических стран западным кредиторам. Окончательно дистанцировались от СССР Албания и Румыния, руководство которых все активнее сближалось с Пекином. Китай напрямую поддерживал камбоджийскую оппозицию в ее войне с Вьетнамом, основным советским союзником в Юго-Восточной Азии. Экономическая ситуация в странах "третьего мира" все более явно приобретает кризисные черты, что проявляется в низкой производительности труда, неэффективных капиталовложениях, растущей изоляции от внешнего мира и социальном напряжении внутри этих стран. Настоящей катастрофой оборачивается внутренняя политика правительства Эфиопии, все меньше людей поддерживали Даниэля Ортегу в Никарагуа. С каждым годом экономическая поддержка союзников обходилась СССР все дороже, а бремя расходов все пагубнее сказывалось на советской экономике и внутреннем социальном развитии. Но даже при существенных материальных затратах такой внешнеполитический курс далеко не всегда имел успех. Еще вчерашние "друзья на век" все чаще переориентируются на США.Так, с середины 1970-х годов правительство Египта занимает все менее дружественную позицию по отношению к СССР, что приводит к отказу в 1976 г. с его стороны от договора о дружбе и сотрудничестве с СССР.Такая политика способствовала включению Египта в орбиту американского влияния, что окончательно было закреплено в израильско-египетском мирном договоре 1979 г., ослаблявшем позиции арабского мира и СССР в этом регионе.
Основным фактором, вызвавшим на рубеже 1970—1980-х годов ослабление влияния СССР в мире, стало отсутствие конкурентоспособной экономической политики. Это проявлялось как в предложениях о сотрудничестве, которые сводились главным образом к помощи в осуществлении индустриализации промышленности по-советски: крупномасштабном строительстве предприятий группы "А", развитии приоритетных отраслей и пр., так и в развитии национальных экономических программ, разрабатывавшихся при участии советских специалистов и воспроизводивших известные отечественные подходы. Усиление военного вмешательства Буквально по всем позициям рассыпается в этот период политика СССР в странах "третьего мира". Идеологическая основа стратегии отношений с освободившимися государствами приводит к тому, что СССР оказывает военную помощь откровенно диктаторским режимам, уверивших советское руководство в своей марксистско-ленинской ориентации. Такая политика проводится в Ираке, Сирии, Ливии, Эфиопии. В этих странах СССР использует те же самые инструменты, что и США, стремясь всеми правдами-неправдами усилить свое влияние и, прежде всего, военное присутствие. Все это делало риторику "пролетарского интернационализма" откровенно нелепой. Во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов Советский Союз в большей или меньшей степени втягивается в региональные войны между Ираном и Ираком, Сомали и Эфиопией, в гражданские войны в Анголе, Мозамбике, Никарагуа. В этой обстановке военная помощь и прямое военное участие в защите своих интересов за рубежом становятся теми средствами, к которым СССР прибегает все чаще и чаще. Военные действия ведутся действительно "ограниченными контингентами", состоящими в основном из военных специалистов. У политического и военного руководства СССР, особенно у его консервативно настроенной части, возникает иллюзия того, что такая стратегия является единственно правильной.
Афганская война В апреле 1978 г. под руководством Народно-демократической партии (НДПА) в Афганистане был свергнут режим М.Дауда, правивший в стране после падения монархии с 1973 г. Свершившаяся апрельская революция стала следствием сложного расклада этнических сил в стране, роста влияния НДПА среди офицерского корпуса и произошла без непосредственного участия СССР.Советский Союз сразу же оказал правительству Н.М.Тараки дипломатическую поддержку, снабдил его боевой техникой и оружием, направил в Афганистан военных специалистов. Вместе с тем внутриполитический курс нового режима неуклонно ввергал страну в глубокий общенациональный кризис: был развязан террор против "сил контрреволюции" и оппозиции в самой НДПА, межэтнические противоречия усиливались, а социальная база апрельской революции сужалась. Начиная с 1978 г. лидеры Афганистана 11 раз обращались к советскому правительству за помощью. В Афганистане начиналась междоусобная война между представителями различных этнических и клановых группировок, использовавшими коммунистическую риторику; постепенно она приобрела форму борьбы между двумя группировками в правящей партии НДПА.Требования военного вмешательства в ситуацию из Кабула в Москву шли все более настойчиво. Реакция советского руководства на них была поначалу весьма сдержанной. СССР продолжал ограничиваться материальной и военно-технической помощью.
Нараставший внутриполитический кризис привел к изменению ситуации осенью 1979 г. В середине сентября министр иностранных дел Афганистана Х.Амин совершил государственный переворот и физически устранил Тераки. Сильное влияние на развитие ситуации оказывал также внешний фактор: осенью 1979 г. США ввели свои войска в Персидский залив, вступив в конфликт с Ираном. В Москве подозревали, что Амин ведет двойную игру: продолжая клясться в верности советскому руководству на знамени апрельской революции, он хочет выйти из-под плотной опеки СССР и восстановить отношения с США.Кроме того, в стране резко усилился террор в отношении деятелей партийной оппозиции, представителей мусульманского духовенства, которые буквально "вырезались" вместе с семьями, включая грудных детей. Все это делалось под эгидой социалистических преобразований, дискредитировало традиционные дружеские отношения между СССР и Афганистаном, ослабляло там советские позиции. Перспектива "потерять Афганистан" в существенной мере влияла на позицию советского руководства. В этой обстановке было принято решение переломить ситуацию в Афганистане, используя продолжавшиеся обращения Амина к советскому руководству о помощи. В декабре 1979 г. заседание Политбюро одобрило меры по Афганистану, предложенные Андроповым, Устиновым и Громыко. Суть этих мер сводилась к вводу в страну советских войск, замене Амина на более лояльного Москве лидера и корректировке внутриполитического курса в стране. Для выполнения этих решений в Кабул был отправлен спецотряд Главного Разведывательного Управления (ГРУ) Генштаба СССР общей численностью 500 человек. Силами этого подразделения режим Амина был свергнут, в стране осуществлен государственный переворот, а во главе нового правительства поставлен оппозиционный деятель НДПА Б.Кармаль. Одновременно с этим советские войска вошли в Афганистан. Советское руководство фактически приняло на себя ответственность за нагнетание ситуации в стране. В тупик зашло проведение аграрных преобразований. Вопросы земельной собственности были в Афганистане теснейшим образом связаны с межэтническими и родоплеменными отношениями и не вписывались в московские рецепты аграрных реформ. Развязанный НДПА оголтелый антирелигиозный террор вызывал ненависть всех слоев общества и способствовал росту социальной базы для вооруженной антиправительственной борьбы. Внутри НДПА продолжался раскол, переходивший в вооруженные стычки между сторонниками противоборствующих группировок правящей партии. В этой ситуации нового лидера Кармаля поддерживала часть партии, которая опиралась на бюрократию. Подавляющее число сторонников бывшего президента Амина, напротив, было в армии, органах милиции и госбезопасности. Несмотря на усилия Кармаля сгладить межэтнические и религиозные противоречия в стране, смягчить ситуацию, социальная база его правительства продолжала сужаться.
Положение советских войск в Афганистане усугублялось целым рядом обстоятельств. Главным моментом, оказывавшим негативное влияние на морально-психологическую обстановку, были отсутствие у советского контингента четкой цели и неопределенность правового статуса пребывания на чужой территории. То, что объяснялось в Москве необходимостью "выполнения интернационального долга", на месте приобретало совершенно иные контуры. По существу, советские войска были вовлечены в гражданскую войну, порождаемую целой системой сложно объяснимых для постороннего этнических, религиозных, родоплеменных факторов. Война велась с вооруженным населением, прекрасно знавшим местные условия и с успехом применявшим тактику партизанской борьбы, — "душманами" или "духами", как называли их советские солдаты. Хотя боевые действия должны были вести соединения афганской армии, а советские войска предполагалось использовать для охраны военных объектов, воинских частей, дорог и других стратегических объектов, часто выходило наоборот. Именно советским войскам пришлось наиболее активно сражаться с вооруженными отрядами оппозиции. Тактика "маскировки", которая применялась на самом раннем этапе, когда в составе контингента были в основном призывники из республик Средней Азии — таджики, узбеки, туркмены, — вскоре оказалась несостоятельной, поскольку солдаты отказывались выполнять приказы. Вскоре их стали заменять солдатами-славянами. Боевые действия велись в горной местности и в сложных природно-климатических условиях, усугублявшихся специфической среднеазиатской водой, вызывавшей гепатит и желудочно-кишечные заболевания. Даже та краткосрочная подготовка, которую проходили солдаты перед отправкой в Афганистан, мало помогала, поскольку велась по стандартной схеме, рассчитанной на боевые действия против стран НАТО. К горным условиям приходилось приспосабливаться на месте. Все это вело к существенным потерям в личном составе. В Советский Союз стали поступать цинковые гробы, возвращались физически и психически искалеченные молодые люди. По стране ползли слухи об Афганистане, которые усугублялись полным отсутствием правдивой информации о том, что там на самом деле происходило. По телевизору передавали репортажи о том, как наши солдаты помогают в строительстве детских садов и школ. Афганистан из внешнеполитической проблемы превращался в проблему внутриполитическую.
Первые попытки выйти из афганской войны советское руководство предприняло летом 1982 г. Советский Союз пытался заручиться гарантией США в том, что в случае вывода войск в Афганистане сохраниться режим Кармаля и будут созданы условия для политической стабильности. Но выполнение этих условий зависело не столько от США, сколько от тех сил афганской оппозиции, которых они поддерживали. Процесс межафганского урегулирования с течением времени только заходил в тупик. Уходить из Афганистана проигравшими не хотели ни СССР, ни США.Афганская война приобретала "тлеющий" характер, каждый день участия в ней обходился Советскому Союзу от одного до нескольких миллионов рублей. Участие советских войск в афганской войне продолжалось до февраля 1989 г. По официальным данным, в ней погибли 14,5 тыс. человек, получили ранения 35 тыс. человек, 300 человек пропали без вести или попали в плен. Война стала одним из основных факторов крушения советского социализма и последовавшего вслед за этим распада СССР. События в Польше Признаком глубокого кризиса "социалистического лагеря" стали события в Польше, где в конце 1970-х годов разразился глубокий экономический и политический кризис. Ориентируясь с начала 1970-х годов на западные кредиты и широкий импорт как средство ослабления советской опеки и смягчения социальной напряженности, власть не проводила структурные реформы и консервировала систему директивного планирования. В результате к концу десятилетия Польша имела огромный внешний долг. Герек, сменивший Гомулку на посту руководителя ПОРП, полностью дискредитировал реформы сверху, в обновленческую способность партии поляки больше не верили, правящая партия не пользовалась авторитетом. Выйти из кризиса власть пыталась, подняв цены, что стало причиной забастовок летом 1980 г. Центром польского рабочего движения, выступившего с экономическими требованиями, стал независимый профсоюз "Солидарность". Более радикальных взглядов придерживалась Конфедерация независимой Польши (КНП), которая призывала к свержению существующего строя, ликвидации ПОРП, выходу из социалистического содружества и разрыву с СССР.В этой обстановке правительство было вынуждено признать действия "Солидарности" во главе с Л.Валенсой, первичные организации которой молниеносно охватили всю страну. Рабочее движение в Польше, таким образом, противопоставило себя ПОРП и стало выступать в качестве самостоятельной и наиболее влиятельной силы. После очередного повышения цен в 1980 г. ситуация еще более обострилась. Снятие Герека не привело к улучшению положения. Январь 1981 г. был ознаменован новой волной забастовочного движения, во главе которого стояла "Солидарность". События в стране стремительно уходили из-под контроля ПОРП.Правительство пошло на некоторые уступки, но это не остановило углубления кризиса. В Москве искали механизм "наведения порядка" в Польше, понимая, что сделать это силами Северной группы войск на фоне афганской войны без последствий не удастся. В результате выбор пал на генерала В.Ярузельского, который стал Первым секретарем ЦК ПОРП, сохранив за собой посты премьер-министра и министра национальной обороны. Судя по документам, Ярузельский действовал вполне самостоятельно. Вместе с тем шаги, которые он предпринял, соответствовали принятым в таких случаях "силовым решениям". В декабре 1981 г. в Польше было введено военное положение, а лидеры оппозиции были выдворены из страны. Развитие событий в Польше привело к очередному обострению советско-американских отношений. Главное значение польского кризиса 1979 — 1981 гг. состояло в том, что он пробил первую брешь в мировой системе социализма и в значительной степени интенсифицировал ее последующий распад. СССР и Китай Отношения с Китаем в течение всего периода брежневского правления были, пожалуй, наиболее тяжелой проблемой советской дипломатии. Сложилась ситуация полного разрыва во всех сферах и на всех уровнях. По всей протяженности советско-китайской границы был введен режим усиленной концентрации войск, неизбежность войны с Китаем периодически обсуждалась в советском политическом руководстве. Общество запугивали "китайской угрозой", которая то затихала, то усиливалась. Вместе с тем Китай вел весьма активную политику в мировом коммунистическом движении, пытаясь усилить второй "центр притяжения" сил. Китай жестко боролся за усиление своего влияния в мире. Основной задачей, которую на протяжении всего периода была вынуждена "отслеживать" Москва, было недопущение союза Китая и США.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|