Затратные методы ценообразования
Наиболее распространенными методами затратного ценообразования являются. . Определение цен с помощью нормативов рентабельности к затратам. Этот метод используют производители товаров. . Определение цен с помощью торговых скидок (надбавок). Таким способом определяют цены торговые организации оптового и розничного звена. . Метод «целевой прибыли». Модель определения цен с помощью нормативов рентабельности к затратам имеет вид:
Р = С * (1+ NЗ)
где Р - цена; С - затраты; NЗ - норматив рентабельности к затратам - ставка, используемая для определения величины удельной прибыли в цене и задаваемая в долях единицы к средним общим (прямым) затратам на производство единицы продукции. [1,139-147]. На практике используются следующие типы нормативов рентабельности: 1. Единая ставка, определяемая по отношению к общей сумме затрат на производство продукции. 2. Единая ставка, определяемая по отношению к прямым (переменным) затратам, чаще всего - сумме заработной платы и стоимости материалов, использованных для изготовления товара. . Двухэлементный норматив, определенный исходя из необходимости обеспечить требуемую предприятию окупаемость инвестиций. Первый элемент норматива в этом случае определяется в долях единицы к стоимости, использованных для производства материалов и призван обеспечить необходимую рентабельность инвестиций в создание запасов этих материалов. Второй элемент норматива определяется по отношению к сумме затрат на заработную плату и накладных расходов и должен обеспечить соответствующий уровень рентабельности инвестиций в физические (реальные) активы (производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года).
. Многоставочная система, в рамках которой величины нормативов вначале определяются как сумма двух элементов: а) норматива по отношению к величине заработной платы; б) норматива по отношению к сумме стоимости материалов (норматив по отношению к величине накладных расходов не устанавливается). Затем определенный таким образом норматив дифференцируется в зависимости от объема поставляемой партии товара. Выбор типа норматива рентабельности зависит от следующих факторов: . Сложности учета различных типов затрат. . Связи затрат определенного типа с экономической ценностью товара для покупателя. . Объема и условий привлечения дополнительных инвестиций для обеспечения выпуска данного товара. Т.о. основой формирования уровня норматива рентабельности является потребность предприятия в прибыли как в основе финансирования его развития и в источнике средств для удовлетворения требований владельцев капитала. В коммерческой практике продукт обычно проходит через несколько звеньев, прежде чем его приобретает конечный покупатель. Для определения цен продаж при многозвенной системе товародвижения используются торговые скидки и надбавки. Торговая скидка - доля цены конечной продажи, право на получение, которой имеет организация, обеспечившая эту продажу. Использование торговых скидок для расчета цен порождается тем обстоятельством, что каждому следующему звену в системе товародвижения не известна ни величина затрат предыдущего звена, ни общая (кумулятивная) величина затрат на производство и организацию сбыта данного товара до момента его поступления данному посреднику. Формула расчета цены на основе торговой скидки имеет следующий вид:
PS = PP / (1 - MSP)
где РS- цена продажи товара; Рр - цена приобретения товара; МSР - торговая скидка, доли единицы [1,139-147].
Использование торговых скидок позволяет решать коммерческие ситуации двух типов. Первая ситуация возникает в случае, когда конечная цена продажи не лимитирована, но задана цена поставщика, и продавец знает, какую величину торговой скидки он хотел бы иметь. Вторая ситуация возникает в случае, когда поставщик желает задать цену конечных продаж и торговцу надо определить цену поставки, по которой он согласится этот товар взять, чтобы добиться в итоге получения желаемой величины торговой скидки. Уровень торговой скидки определяется несколькими основными факторами: ) величиной торговых затрат, т.е. собственных затрат продавца, без которых он не может обеспечить продажу данного товара следующему звену товародвижения или конечному потребителю; ) уровнем рентабельности, который продавец хотел бы получить на свой капитал; ) объемом продаж. Торговая надбавка (наценка) - сумма, на которую продавец может увеличить цену товара по сравнению со стоимостью этого товара для него самого. Соответственно при этом расчет цены ведется на основе следующей формулы:
PS = PP* (1 + Mpp)
где Мрр - торговая надбавка на цену приобретения, доли единицы. [1,139-147]. На основе метода «целевой прибыли» рассчитывается себестоимость, на единицу продукции исходя из объема продаж, который делает возможным получение намеченной (целевой) прибыли. В случае, когда себестоимость меняется в результате изменения степени загрузки производственных мощностей и объемов сбыта, в качестве справочного материала используют показатели степени загрузки производственных мощностей с учетом влияния конъюнктуры и других факторов. Затем определяют цену продажи единицы продукции, которая при этих условиях обеспечила бы целевую прибыль, по формуле:
P = VC + FC / E(Q) + R * K / E(Q)
где Р - цена; VC - прямые издержки на единицу продукции; FC - суммарные постоянные издержки; R - инвестиции в основной и оборотный капитал, обусловленные производством и реализацией продукции; К - ожидаемая (нормативная) рентабельность; E(Q) - прогноз продаж (как правило, рассматриваются три варианта - оптимистический, пессимистический, наиболее вероятный) [1,139-147]. Алгоритм расчета цены по данному методу следующий: . Определение постоянных и переменных (прямых) издержек. . Установление целевого уровня рентабельности. . Определение вариантов цен товара, включая весь диапазон цен на конкурирующие товары. . Определение безубыточной партии для каждого варианта цены. . Оценка вероятности сбыта безубыточного объема товара. . Установление цены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|