Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.5. Карьерное погрузочное оборудование.




Выемку и погрузку руд и пустых пород в карьерах осуществляют одно- и многоковшовыми экскаваторами. В рудной промышленности наибольшее распространение имеют одноковшовые экскаваторы; многоковшовые экскаваторы применяют только при разработке мягких руд и пород. По конструкции рабочего оборудования одноковшовые экскаваторы подразделяются на следующие типы: прямая механическая лопата; драглайн (канатно-ковшовый экскаватор); обратная механическая лопата (канавокопатель); струг; грейферный экскаватор. Обратная механическая лопату, грейферный экскаватор и струг имеют ограниченное применение в горнорудной промышленности.

          Рис. 2. 19. Экскаватор ЭКГ-5А

Экскаватор типа п р я м о й м е х а н и ч е с к о й л о п а т ы ЭКГ-5А (экскаватор карьерный гусеничный с ковшом вместимостью 5 M3) состоит из ходовой тележки 14 на гусеничном ходу, на которой установлена поворотная платформа 13 с кузовом 1 (рис. 2. 19). На стреле 5 размещен  напорный  механизм  4,  служащий  для перемещения двух рукоятей  12.  На

концах рукоятей  расположен  ковш  9  с  зубьями  8,  Подъем  ковша осуществляется  канатом  7,

который  перекинут  через  головной  блок  6  и  навивается  на  барабан  подъемной  лебедки,


 

 

установленной на поворотной платформе. Днище 10 ковша откидное. При опускании ковша вниз оно автоматически захлопывается. Открывание его происходит при натяжении троса 11 с помощью электродвигателя, установленного на стреле.

Стрела имеет коробчатое сечение и в рабочем положении устанавливается под углом 45°. Подъем и опускание стрелы в необходимых случаях производят специальной лебедкой, расположенной на платформе. Канат 3 от этой лебедки, пропущенный через полиспасты, крепится к двуногой стойке 2.

На поворотной платформе расположены два двигателя с редукторами, шестерни которых входят в зацепление с зубчатым венцом 15, неподвижно соединенным с рамой ходовой тележки. Эти шестерни перекатываются по зубчатому венцу и корпус экскаватора поворачивается на любой угол.

Рис. 2. 20. Гидравлический экскаватор ЭГ-12А

 

 

Один рабочий цикл погрузки экскаватором предусматривает следующие  операции: копание, поворот для разгрузки, разгрузку ковша, поворот к забою, опускание ковша. Копание заключается в подъеме ковша с одновременным выдвижением рукояти в начале подъема. Некоторые операции (например, поворот к забою и опускание ковша) совмещают, что позволяет сократить продолжительность цикла.

В  последние  годы  созданы  и  Уралмашзаводом  выпущены  г и д р а в л и ч е с к и е э к с к а в а т о ры с оборудованием типа прямой лопаты и ковшами вместимостью 12 и 20 м3. У гидравлического экскаватора (рис. 2. 20) стрела 1, рукоять 2 и ковш 3 челюстного типа соединены друг с другом шарнирно и имеют независимый гидравлический привод. Стрела также соединена

шарнирно с корпусом экскаватора. Рабочее давление в гидросистеме 30 МПа. При выдвижении штоков гидроцилиндра 6 рукояти и гидроцилиндра 4 ковша происходит копание породы. Разгрузка производится при подъеме передней подвижной части ковша. Установка ковша на определенной высоте достигается работой гидроцилиндров 5 и 6.

Для машиниста экскаватора в кабине созданы комфортные условия путем установки кондиционера, системы тепло- и звукоизоляции, усовершенствованной системы колонок управления, требующих небольших усилий. Кабина установлена на высоте 2 м над поворотной платформой, что обеспечивает хороший обзор забоя и транспортных средств и безопасность работы.

Гидравлические экскаваторы ЭГ-12А и ЭГ-20 имеют меньшие массу и установленную мощность электродвигателей и более высокую (на 10—-15 %) производительность по сравнению с экскаваторами ЭГ-12, 5 и ЭКГ-20

Кроме прямых механических лопат к а р ь е р н о г о типа (типа К), предназначенных для  погрузки  в  транспортные  средства,  отечественными  заводами  выпускаются в с к р ы ш н ы е э к с к а в а т о р ы типа В, отличающиеся большими рабочими параметрами. Вскрышные экскаваторы служат в основном для перевалки пустых пород в выработанное пространство и для погрузки в транспортные сосуды, установленные на верхней площадке уступа.

Д р а г л а й н ы (канатные экскаваторы) предназначены для выемки и погрузки относительно мягких пород. Значительные рабочие параметры этих экскаваторов позволяют применять их при бестранспортных системах разработки. Драглайны выпускают на гусеничном и шагающем ходу. Мощные драглайны имеют шагающий ход,


 

Рис. 2. 21. Схема драглайна (а) и ковш драглайна (б): RK max — максимальный радиус копания; Rp max — максимальный радиус разгрузки; Нк тах — максимальная глубина копания; Нр тах  — максимальная высота разгрузки

 

В отличие от прямой механической лопаты ковш 2 драглайна подвешен на двух канатах: подъемном /и тяговом 3 (рис. 2. 21, а). Драглайн осуществляет копание пород преимущественно ниже уровня своего стояния. Конструкция драглайнов позволяет осуществлять поворот корпуса на любой угол.

Мощные отечественные шагающие драглайны передвигаются с помощью гидравлического механизма, состоящего из четырех гидравлических цилиндров (двух подъемных 6 и двух вспомогательных 4) и двух опорных башмаков 7, шарнирно подвешенных с каждой стороны экскаватора. Нагнетание масла в цилиндры производят насосами высокого давления. Во время работы экскаватор стоит на опорной раме 5, представляющей собой круглую сварную плиту.

Ковш (рис. 2. 21, б) соединен с тяговым канатом цепями 1, а с подъемным — цепями 5. К арке 2 ковша крепится разгрузочный канат 3. Второй конец каната перекинут через блок 4 и прикреплен к тяговому канату. Если тяговый канат ослаблен, то теряет натяжение и разгрузочный канат, при этом передняя часть ковша опускается вниз (как более тяжелая) и происходит разгрузка ковша. При натяжении тягового каната натягивается разгрузочный канат, который через блок поднимает переднюю часть ковша, — происходит копание. Характеристика некоторых отечественных одноковшовых экскаваторов типа прямой механической лопаты и драглайна приведена в табл. 2. 6.

Многоковшовые экскаваторы бывают цепные и роторные. Цепные многоковшовые экскаваторы выпускают на рельсовом и гусеничном ходу

 

Рис. 2. 22. Многоковшовый цепной экскаватор

 

 

М н о г о к о в ш о в ы й ц е п н о й экскаватор на рельсовом ходу (рис. 2. 22) состоит из корпуса 5, установленного на раме 5, ковшовой рамы 1 с бесконечной цепью, на которой укреплены ковши 2. Основное и планирующее 9 звенья рамы подвешивают через систему полиспастов 3 к укосине корпуса экскаватора. С помощью системы лебедок рама может перемещаться в вертикальной плоскости. Ковшовая цепь приводится в движение ведущим барабаном, установленным в корпусе экскаватора. Ковши с породой разгружаются у ведущего барабана и порода через разгрузочные люки поступает в вагоны, подаваемые по рельсовым путям 8.


 

Т а б л и ца  2. 6

Показатели

Карьерные экскаваторы

Вскрышные экскаваторы

Драглайны

ЭКГ-5А (ЭКГ-4, 6) ЭКГ-8И ЭКГ-12, 5 ЭГ-12А (ЭГ-12) ЭГ-20 ЭКГ-20 ЭВГ-4И ЭВГ-15 ЭВГ-35/65 ЭШ-6/45М-У ЭШ-20/90 ЭШ-40/85 ЭШ- 100/100
Вместимость  ковш, м3 5 (4, 6) 6, 3; 8 12, 5 16; 20; 25 80; 90; 100
Длина стрелы, м 10, 6 - 20, 6 19, 5
Угол         наклона стрелы, градус - - 25-35
Максимальный радиус копания, м 14, 4 17, 7 22, 5 21, 6 23, 5 42, 5
Максимальный радиус разгрузки, м 12, 6 15, 7 19, 9 13, 5 19, 4 20, 9 37, 8 43, 5
Максимальная высота   (глубина для    драглайнов) копания, м   10, 2     15, 6       17, 9   21, 7         42, 5    
Максимальная высота разгрузки, м 6, 3 8, 3 10, 5 14, 5 19, 5 38, 5
Радиус вращения задней          части кузова, м   5, 2       7, 2   8, 7     7, 5       9, 7   19, 7   21, 5  
Радиус  копания  на уровне стояния, м 8, 2 10, 3 14, 8 13, 5   13, 7 14, 3 - - - -
Масса, т
Скорость передвижения, км/ч 0, 55 0, 5 0, 61 1, 3 0, 85 0, 9 0, 5 0, 31 0, 2 0, 48 0, 08 0, 06 0, 06
Преодолеваемый подъем, градус 7, 5
Мощность  сетевого двигателя, кВт 630х2 1450х2 2250х2 3600х4
Продолжительность цикла, с

 


 

 

Небольшие многоковшовые цепные экскаваторы на рельсовом и гусеничном ходу имеют боковую погрузку, которая осуществляется через выносной консольный погрузочный конвейер в транспортные сосуды, находящиеся сбоку от экскаватора. Экскаватор во время работы железнодорожными тележками 7 перемещается вдоль уступа и срезает слой породы толщиной 0, 1—0, 2 м. Вслед за выемкой слоя передвигают железнодорожные пути встроенными в тележки путепередвижными машинами непрерывного действия. Кран 4 служит для механизации монтажных и ремонтных работ.

Многоковшовые экскаваторы могут располагаться на верхней площадке уступа и копать породу ниже уровня своего стояния. Такие экскаваторы называют экскаваторами с нижним копанием. При необходимости применяют сдвоенные экскаваторы для нижнего и верхнего копания.

Размеры и мощность многоковшовых цепных экскаваторов зависят от вместимости ковша, которая изменяется от 250 до 2240 л.

Ниже приведена характеристика многоковшового цепного экскаватора на рельсовом ходу с нижним копанием и вместимостью ковша 1500 л.

 

Число ковшей                                                        30
Скорость движения ковшовой цепи, м/с                                                        1, 25
Число разгрузок ковшей в минуту                                                        22
Глубина копания, м                                                        24-29
Рабочая масса, т                                                        2400
Число ходовых колес                                                        178
Скорость рабочего хода, м/мин                                                        4
Мощность двигателей, кВт                                                        2300

 

 

Рис. 2. 23. Роторный экскаватор ЭРШРД- 5250

 

Р о т о р н ы е э к с к а в а т о р ы (рис. 2. 23) отличаются от цепных конструкцией рабочего органа. Ковши этого экскаватора расположены на рабочем колесе — роторе 1, которое крепится к роторной раме 2.

Копание породы происходит при вращении ротора. Порода из ковшей разгружается на ленточный конвейер; установленный на роторной раме, и далее поступает на разгрузочный конвейер 3.

Роторная стрела при работе может выдвигаться или задвигаться, подниматься или опускаться.

Крупные роторные экскаваторы в настоящее время выпускаются преимущественно с невыдвигаемой стрелой, способной подниматься, опускаться или поворачиваться на угол 90—120° относительно экскаватора.

Большинство роторных экскаваторов выпускается на гусеничном или шагающе- рельсовом ходу. В последнем случае при работе экскаватор передвигается по рельсам, укрепленным  на  специальных  лыжах  на  длину  хода  около  10  м.  Затем  экскаватор


 

 

устанавливается на круглую опорную раму? а лыжи с рельсами выдвигаются вперед.

Роторные экскаваторы по сравнению с цепными обладают более высокой производительностью, могут применяться для разработки более плотных пород и вести селективную выемку. При вязких влажных породах роторные экскаваторы имеют худшие показатели, чем цепные.

Вместимость ковшей роторного экскаватора составляет 0, 2— 5 м3, диаметр ротора — 4—21

м. Высота черпания у мощных роторных экскаваторов достигает 50 м, а глубина копания ниже уровня стояния — 25 м.

Характеристика некоторых отечественных роторных экскаваторов приведена в табл. 2. 7.

Т а б л и ца  2. 7

 

 

Показатели ЭР-1250 ЭРШР-5000 ЭРП-5250
Теоретическая производительность, м3/ч Вместимость ковша, м3 0, 375 1, 6 0, 6
Число ковшей
Диаметр ротора, м 6, 5 11, 5
Скорость передвижения, м/ч
Максимальная высота копания, м
Глубина нижнего копания, м 1, 5 2, 1
Установленная мощность электродвигателей, кВт
Масса, т

 

Производительность экскаваторов. Сменную производительность (м3) одноковшовых экскаваторов определяют по формуле

Q = 60TVkН kИ

p
см                   tk

где Т — продолжительность смены, ч; V — вместимость ковша, м3; kH — коэффициент наполнения ковша; kИ — коэффициент использования рабочего времени в течение смены; t - продолжительность цикла, мин; kp — коэффициент разрыхления породы.

Величина указанных коэффициентов зависит от многих факторов и изменяется в широких пределах. Коэффициент наполнения ковша принимается в зависимости от качества дробления породы в пределах 0, 6—0, 9. Коэффициент разрыхления определяется крепостью породы и колеблется от 1, 3 до 2. Коэффициент использования рабочего времени (отношение времени работы экскаватора на погрузке к общей продолжительности смены) зависит от организации работ, вида транспорта, организации его движения и равен 0, 4—0, 8.

Продолжительность цикла определяется характером пород в забое, углом поворота экскаватора, квалификацией машиниста и т. п. Для экскаваторов ЭКГ-5А (ЭКГ-4, 6), ЭКГ-8И при расчетах она принимается равной 0, 5 мин.

Практически сменная производительность экскаватора ЭКГ-5 (ЭКГ-4, 6) колеблется в пределах 400—1200 м3, экскаватора ЭКГ-8И — от 700 до 2000 м3. Сменная производительность крупных шагающих драглайнов составляет 2000—4000 м3.

Сменную производительность многоковшового экскаватора можно определить по приведенной выше формуле, заменив t величиной 1/n (n — число ковшей, разгружающихся в минуту).

Сменная производительность крупных многоковшовых экскаваторов достигает 5000 - 10000 м3. Особенно высока производительность роторных экскаваторов. Например, роторный экскаватор с ковшами вместимостью 3600 л на угольном карьере имеет суточную производительность до 100 тыс. м3 породы в массиве.

На рис. 2. 24 приведены схемы установки в забое прямой механической лопаты и драглайна. На рис. 2. 24, а показаны форма забоя и расположение прямой механической лопаты при выемке мягких пород с погрузкой их в вагоны или автосамосвалы, расположенные на нижней площадке уступа. Высота забоя h в этом случае не должна превышать максимальной высоты копания экскаватора. При большей высоте в верхней части уступа возможно образование навесов или козырьков породы, представляющих опасность для людей и экскаваторов. Ширина забоя А принимается равной от одного до полутора радиусов копания экскаватора Rк на уровне стояния. При А = 1, 5Rк  ось движения экскаватора располагается от нижней бровки уступа на


 

 

расстоянии  радиуса  копания  на  уровне  стояния  (а  =  0, 5Rк  ;  b  =  Rк  ).  Расстояние  от  оси железнодорожного пути зависит от радиуса разгрузки экскаватора.

 

 

Рис. 2. 24. Схемы установки в забое прямой механической лопаты и драглайна: Rp  - радиус разгрузки

 

 

Переноска путей осуществляется после выемки каждой заходки. Если заходка имеет постоянную ширину, то фронт работ уступа в процессе разработки перемещается параллельно. Более простая организация буровзрывных и экскаваторных работ составляет основное достоинство этого способа по сравнению с веерным перемещением, при котором каждая заходка имеет в плане треугольную форму. Веерное перемещение фронта работ упрощает переноску рельсового пути и применяется чаще при многоковшовых экскаваторах. При сложной конфигурации вскрышного или добычного участка применяют смешанное перемещение фронта работ, представляющего собой сочетание параллельного и веерного.

При выемке и погрузке скальных пород ширина развала В взорванной массы значительно превышает ширину заходки А (рис. 2. 24, б). Поэтому экскаватор убирает породу за два, три или более ходов. На рис. 2. 24, б показана выемка первой заходки шириной b1. Погрузка породы из второй заходки шириной b2 осуществляется при обратном ходе экскаватора после передвижки железнодорожных путей в новое положение (ближе к забою). Для экскаватора ЭКГ-4, 6 при


 

 

ширине развала В, равной 25— 28 м, принимают b1=  15—16 м, b2  = 10—12 м. Высота уступа в скальных породах не должна превышать полуторной высоты копания экскаватора.

Ширина и высота забоя драглайна зависят от его рабочих размеров (рис. 2. 24, в). Угол рабочего разворота драглайна j обычно принимают равным 30-45°. Разгрузку породы драглайн может осуществлять в отвал (на нижнюю или верхнюю площадку уступа) и в транспортные средства, расположенные на верхней площадке уступа. В последнем случае производительность его снижается, так как увеличиваются простои (вследствие ожидания порожняка) и длительность разгрузки ковша. Транспортные пути должны располагаться на определенном расстоянии С от верхней бровки уступа, обеспечивающем безопасность транспорта.

Вскрышной экскаватор может работать с погрузкой породы в отвал или в вагоны, расположенные на верхней площадке (рис. 2. 24, г). При этом высота разгрузки ковша экскаватора Нр должна быть больше высоты уступа.

Во всех рассмотренных случаях разгрузка породы — боковая (фронтальная). В тупиковых забоях (рис. 2. 24, д) экскаватор для разгрузки должен поворачиваться на угол 150—180°, что удлиняет цикл. Кроме того, увеличиваются простои экскаватора вследствие более сложных маневров при подаче порожняка. Все это снижает производительность экскаватора, из-за чего тупиковые забои применяют редко.

Для погрузки горной массы в карьерах применяют также одноковшовые погрузчики . Рабочее оборудование погрузчика состоит из подвижной (опускающейся и поднимающейся) стрелы, на конце которой шарнирно закреплен ковш совкового типа. Корпус погрузчика установлен чаще всего на колесном самоходном шасси с дизельным приводом. Движение стрелы и ковша осуществляется с помощью гидроцилиндров.

Загрузка ковша происходит при опущенной стреле под действием ходового механизма и некотором повороте ковша. После заполнения ковша стрелу поднимают в транспортное положение и погрузчик перемещается к месту разгрузки; Разгрузка производится при поднятой на необходимую высоту стреле путем опрокидывания ковша.

Современные отечественные погрузчики (ПГ-10, ПК-15, ПК-25) имеют вместимость ковша 6—14 м3, максимальную высоту разгрузки 4, 1—5, 5 м, мощность двигателя 265—882 кВт, минимальный радиус поворота 7, 5—13 м и массу 36—125 т.

По сравнению с экскаваторами погрузчики характеризуются следующими основными достоинствами: более простой конструкцией, меньшей массой и меньшей (в 2—3 раза) стоимостью, высокой маневренностью и большой скоростью перемещения, позволяющей осуществлять не только погрузку, но и транспортирование горной массы.

Небольшое напорное усилие не позволяет применять погрузчики для погрузки крупнокусковой горной массы. Кроме того, их параметры ограничивают высоту разрабатываемых уступов (10—11 M).

Применение погрузчиков целесообразно в карьерах годовой производительностью до 3—5 млн. т в качестве основного погрузочного оборудования, а при расстоянии транспортирования до 0, 3—0, 5 км и в качестве транспортного оборудования. В последнем случае они оказываются более эффективными, чем экскаваторы и автосамосвалы.

Колесные скреперы являются универсальными и предназначены для выемки породы, транспортирования и размещения ее в отвал. Они работают на прицепе с гусеничными тракторами или чаще двухосными колесными тягачами мощностью 100—600 кВт для загрузки передняя часть ковша 1 скрепера опускается, а передняя стенка 2 поднимается (рис. 2. 25). При движении скрепера зубья ковша срезают слой породы толщиной 10—35 см. После заполнения ковша передняя его стенка опускается и он принимает горизонтальное транспортное положение. При разгрузке передняя стенка вновь поднимается, а, перемещающаяся вперед задняя стенка 3 выталкивает породу из ковша. Скрепером управляют с трактора канатами или гидравлической системой.


 

Рис. 2. 25. Схема колесного скрепера.

 

 

Скреперы выпускают с ковшами вместимостью от 3 до 45 м3. Колесные скреперы применяют при вскрышных работах, проведении траншей, зачистке кровли пластов от породы. Широкое применение они получили на строительстве каналов и различных гидротехнических

сооружений. Производительность скреперов зависит от расстояния транспортирования и составляет в среднем 30—250 м3/ч. Применение скреперов целесообразно при длине доставки 250—2000 м. Крупные скреперы применяют и при больших расстояниях транспортирования (до 4 км).

Бульдозером называют гусеничный или колесный трактор, который снабжен рабочим оборудованием в виде отвала (лемеха), расположенного в передней части трактора. Этим отвалом бульдозер срезает и транспортирует породу на расстояние до 100—150 м. Бульдозеры используют как на вспомогательных (планировка площадки, зачистка кровли пласта), так и на основных горных работах (при разработке россыпей). Мощность бульдозеров 100—450 кВт,

длина лемеха 2, 5—5, 7 м. За один ход бульдозер перемещает от 1 до 10 м3 породы.


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...