Роль эффективного управления оборотными средствами в условиях рыночной экономики
Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования одно из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Материальной основой производства являются производственные фонды в виде средств труда[1]. В процессе функционирования средства труда и предметы труда по-разному и, в разной степени, переносят свою стоимость на стоимость производимого продукта. Этим и обусловлено деление производственных фондов на основные и оборотные. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в процессе одного производственного цикла. В своем обороте оборотные фонды последовательно принимают денежную, производительную и товарную формы, что соответствует их делению на производственные фонды и фонды обращения[2]. Оборотные производственные фонды представляют собой необходимые для производства запасы сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, запасных частей для ремонта, незавершенного производства[3].[33, с.43] Фонды обращения включают: готовую продукцию, денежные средства и средства в расчетах. Оборотные производственные фонды и фонды обращения, находясь в постоянном движении, обеспечивают бесперебойный кругооборот средств. Кругооборот фондов предприятий начинается с авансирования стоимости в денежной форме на приобретение сырья, материалов, топлива и других средств производства - первая стадия кругооборота. В результате денежные средства принимают форму производственных запасов, выражая переход из сферы обращения в сферу производства. Стоимость при этом не расходуется, а авансируется, так как после завершения кругооборота она возвращается. Вторая стадия кругооборота совершается в процессе производства, где рабочая сила осуществляет производительное потребление средств производства, создавая новый продукт, несущий в себе перенесенную и вновь созданную стоимость.
Авансированная стоимость снова меняет свою форму- из производительной она переходит в товарную. Третья стадия кругооборота заключается в реализации произведенной готовой продукции (работ, услуг) и получении денежных средств. На этой стадии оборотные средства вновь переходят из сферы производства в сферу обращения. Прерванное товарное обращение возобновляется, и стоимость из товарной формы переходит в денежную. Разница между суммой денежных средств, затраченных на изготовление и реализацию продукции (работ, услуг) и полученных от реализации произведенной продукции (работ, услуг), составляет денежные накопления предприятия. Закончив один кругооборот, оборотные средства вступают в новый. Именно постоянное движение оборотных средств является основой бесперебойного процесса производства и обращения. Это важнейшая функция оборотных средств - производственная. Осуществляя анализ оборотных средств, необходимо выделить основные факторы, которые влияют на скорость оборота оборотных средств. Оборотные средства являются одной из основных финансовых категорий, оказывающих существенное влияние на сферу производства, сферу обращения, состояние расчетов в народном хозяйстве и, тем самым, на денежное обращение в стране, выполняют свою вторую функцию - платежно-расчетную.[33, с.44]
Статьей 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации[4]. Этим и обуславливается необходимость учета на предприятиях состава оборотного капитала, а при необходимости их группировка по составу и размещению. В бухгалтерском учете оприходование материальных ценностей отражается по дебету соответствующего счета учета имущества и кредиту счетов 60 или 76 именно в момент возникновения права собственности на полученные ценности. Если право собственности к покупателю не перешло, а товарно-материальные ценности поступили на его склад, то они должны учитываться на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"[5]. Если переход права собственности осуществляется после оплаты, то сначала происходит обеспечение выполнения условий по оплате товара покупателем. В таком случае покупатель до перехода к нему права собственности не имеет права продавать (передавать) товар другим лицам или распоряжаться им иным образом. Товарно-материальные ценности, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости, предусмотренной в договоре. После получения ценностей и расчетных документов поставщика производится уточнение их фактической себестоимости[6]. Современный бухгалтерский учет определяет метод оценки, учета оборотных активов, а также расходы организации, признаваемые в результате выбытия активов[7]. На современном этапе для большинства хозяйствующих субъектов по ряду объективных причин не доступно решение задач по оптимизации использования оборотного капитала. Это отсутствие типового целевого программного продукта применительно к условиям организации, который необходимо разрабатывать либо покупать у компаний, реализующих системные решения, и переводить предприятия на новые методы работы. Таким образом, синхронизация информационных и финансовых потоков должна быть достигнута, используя накопленный опыт в современном менеджменте.
Оборотные активы обслуживают текущую деятельность предприятия, от их состояния и оборачиваемости зависит непрерывность производственно - коммерческого цикла, а потому изучение изменений структуры оборотных активов, их отраслевых особенностей необходимо для решения практических задач управление оборотным капиталом. В системе управления оборотным капиталом заслуживает внимания подход экономиста в сфере банковского бизнеса Д.П. Додона, который усматривает в менеджменте финансово-логистического потока следующие базовые составляющие - оптимизация оборотного капитала, закупочно-сбытового потока и отношений со всеми участниками процесса и финансирование закупочно-сбытового потока.[8] Основной и важным компонентом, который необходимо рассматривать для целей совершенствования и внедрения менеджмента финансово-логистического потока, Д. П. Додон считает программное обеспечение, или, другими словами, «платформа, на основе которой будут происходить оптимизация и синхронизация всех информационных и финансовых потоков»[9]. Потребность фирмы в оборотном капитале не является неизменной величиной. Причины ее изменений могут быть следующие: - увеличение масштабов деятельности, когда капиталовложениям в основной капитал должны соответствовать дополнительные вложения в оборотный капитал; источники финансирования дополнительной потребности в оборотном капитале закладываются в план финансирования инвестиционного проекта; - краткосрочные изменения рыночной конъюнктуры, на которые фирма должна гибко реагировать, увеличивая или уменьшая объемы продаж, что требует соответствующего изменения величины применяемого оборотного капитала; - сезонные колебания потребности в оборотном капитале, характерные для ряда отраслей. Непостоянная потребность в оборотных активах является характерной чертой ряда видов производственной и коммерческой деятельности, связанных, в основном, с природными факторами, чередованием сезонов. Элемент сезонности наиболее остро наблюдается в производствах, прямо связанных с природой, например в консервной промышленности;
- изменение условий снабжения факторами производства и сбыта продукции; например, потребность в увеличении оборотного капитала может измениться вследствие изменения частоты поставок (отгрузки), состава и численности поставщиков (покупателей), форм расчетов за товары, работы, услуги; - рыночная стратегия фирмы, которая может, например, предусматривать накопление товарных запасов для выхода на рынок в наиболее выгодный для фирмы момент; - чрезмерное отвлечение средств в дебиторскую задолженность; - необходимость восполнения оборотного капитала, разъедаемого инфляцией. Потребность предприятия в дополнительных оборотных средствах может финансироваться за счет собственных источников, но наибольшая гибкость текущего финансирования обеспечивается за счет использования краткосрочного кредита. Для определения потребности в источниках текущего финансирования оборотный капитал делится на две части[10]: - постоянный оборотный капитал (системная часть оборотных активов) - потребность в нем относительно неизменна в течение всего операционного цикла; - переменный оборотный капитал (варьирующаяся часть текущих активов) - потребность в нем незначительно изменяется вплоть до полного ее отсутствия. Оборотные средства и политика в отношении управления этими активами важны прежде всего с позиции обеспечения непрерывности и эффективности текущей деятельности предприятия. Поскольку во многих случаях изменение оборотных активов сопровождается изменением краткосрочных обязательств (пассивов), оба объекта учета рассматриваются, как правило, совместно в рамках политики управления чистым оборотным капиталом, величина которого рассчитывается как разность оборотного капитала и краткосрочных обязательств. Менеджмент оборотного капитала, «представляет собой процесс, посредством которого компания производит управление своей дебиторской (ДЗ) и кредиторской задолженностью (КЗ), а также товарно-материальными запасами (ТМЗ) с целью улучшения периода оборачиваемости своего денежного потока, сокращения расходов на финансирование оборотного капитала и изыскания внутренних резервов для повышения внутренней нормы рентабельности".[11] Это мнение совпадает с мнениями других экономистов, которые занимаются проблемами эффективности использования оборотного капитала. Управление чистым оборотным капиталом подразумевает оптимизацию его величины, а также соотношения значений отдельных факторов его изменения. Что касается общей величины чистого оборотного капитала, то обычно разумный рост ее рассматривается как положительная тенденция. Однако могут быть и исключения, например ее рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера. С позиции факторного анализа принято выделять такие факторные компоненты чистого оборотного капитала, как производственные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные пассивы.
Целевой установкой политики управления чистым оборотным капиталом является определение объема и структуры оборотных активов, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия. Для любого предприятия оптимальный уровень ликвидности является одной из важнейших характеристик стабильной хозяйственной деятельности. Таким образом, политика управления оборотным капиталом должна обеспечить компромисс между риском потери ликвидности и эффективностью работы. Это сводится к решению двух важных задач. 1. Обеспечение платежеспособности. Такое условие отсутствует тогда, когда предприятие не в состоянии оплачивать счета, выполнять обязательства и, возможно, находится на грани банкротства. Предприятие, не имеющее достаточного уровня чистого оборотного капитала, может стать неплатежеспособным. 2. Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Известно, что разные уровни оборотных активов по-разному воздействуют на прибыль. Например, высокий уровень производственно-материальных запасов потребует значительных текущих расходов, в то время как широкий ассортимент готовой продукции в дальнейшем может способствовать реализации и увеличению доходов. Каждое решение, связанное с определением уровня денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, должно быть рассмотрено с позиции как оптимальной величины данного вида активов, так и оптимальной структуры оборотных средств в целом. Итак, оборотные средства представляют собой авансируемую в денежной форме стоимость для планомерного образования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, обеспечивающих выполнение предприятием производственной программы и своевременность осуществления расчетов. Поскольку оборотные средства включают как материальные так и денежные ресурсы, от их организации и эффективности использования зависит не только процесс материального производства, но и финансовая устойчивость предприятия.[33, с.43] Организация оборотных средств является основополагающей в общем комплексе проблем повышения их эффективности. Организация оборотных средств включает: - определение состава и структуры оборотных средств; - установление потребности предприятия в оборотных средствах; - определение источников формирования оборотных средств; - распоряжение и маневрирование оборотными средствами; - ответственность за сохранность и эффективность использования оборотных средств.[43, с.56] Под составом оборотных средств понимается совокупность элементов, образующих оборотные производственные фонды и фонды обращения. Элементами оборотных средств являются: сырье; основные материалы и покупные полуфабрикаты; вспомогательные материалы; топливо и горючее; тара и тарные материалы; запчасти для ремонта; инструменты; хозяйственный инвентарь и другие; незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления; расходы будущих периодов; готовая продукция; отгруженные товары; денежные средства; дебиторы; прочие. В практике планирования, учета и анализа оборотный капитал группируется по следующим признакам: 1. в зависимости от функциональной роли в процессе производства - оборотные производственные фонды (средства) и фонды обращения; 2. в зависимости от практики контроля, планирования и управления - нормируемые оборотные средства и ненормируемые оборотные средства; 3. в зависимости от источников формирования оборотного капитала - собственный оборотный капитал и заемный оборотный капитал; 4. в зависимости от ликвидности (скорости превращения в денежные средства) - абсолютно ликвидные средства, быстро реализуемые оборотные средства, медленно реализуемые оборотные средства; 5. в зависимости от степени риска вложения капитала - оборотный капитал с минимальным риском вложений, оборотный капитал с малым риском вложений, оборотный капитал со средним риском вложений, оборотный капитал с высоким риском вложений; 6. в зависимости от стандартов учета и отражения в балансе предприятия - оборотные средства в запасах, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы; 7. в зависимости от материально-вещественного содержания – предметы труда, готовая продукция и товары, денежные средства и средства в расчетах.[30, с.81] Под структурой оборотных средств понимается соотношение между элементами в общей сумме оборотных средств.[33, с.49] Состав и структура оборотных средств неодинаковы в разных отраслях и подотрослях экономики. Они определяются многими факторами производственного, экономического и организационного порядка. Так для промышленных предприятий характерной чертой является то, что большую часть в их оборотных средствах занимают запасы товарно-материальных ценностей и дебиторская задолженность.[16, с.53] Одним из основных принципов организации оборотных средств является нормирование. Реализация этого принципа позволяет экономически обоснованно установить необходимый размер собственных оборотных средств и тем самым обеспечить условия для успешного осуществления ими производственной и платежно-расчетной функций. Ошибочная практика нашего времени отказа от нормирования оборотных средств является одной из причин кризисного состояния платежно - расчетной дисциплины. Важнейшим принципом правильной организации оборотных средств является использование их строго по целевому назначению. Нарушение этого принципа путем отвлечения из производственного оборота авансированных оборотных средств на покрытие убытков, потерь по бесхозяйственности, на оплату завышенных банковских процентов по ссудам, на взносы в бюджет налоговых платежей привело к кризису платеже-рассчетную дисциплину, росту огромной задолженности поставщикам за поставляемое сырье и готовую продукцию, рабочим и служащим по заработной плате, бюджету по налоговым платежам. Важным принципом организации оборотных средств является обеспечение их сохранности, рационального использования и ускорения оборачиваемости. Организация оборотных средств предприятий обязательно включает систематический контроль за сохранностью и эффективностью использования посредством ревизий и обследований на основе статистических данных, оперативной и бухгалтерской отчетности. Одной из важных причин недостаточности оборотных средств у множества предприятий является отсутствие стабильного поступления сырья. Это ведет к тому, что закупается сразу иногда в 30 - 50 раз больше, чем суточная норма потребления сырья. Получаются залповые выплаты, следовательно, необходимы огромные оборотные средства.[40, с.80] Проблема неплатежей делает необходимым классифицировать своих кредиторов по срокам просроченной кредиторской задолженности и в зависимости от того, кому необходимо заплатить сейчас, кто может еще подождать, а кому можно и вообще не платить. На первых местах в этой очереди стоят выплаты по кредитам и процентам за них коммерческим банкам и налогам в федеральный бюджет. Несвоевременные выплаты здесь оборачиваются штрафными санкциями в таком размере, что легко могут довести предприятие до банкротства. Необходимо, правда, отметить, что в российской хозяйственной практике эта угроза довольно условна. В настоящее время возможность банкротства обратно пропорциональна величине предприятия, при этом для бывших государственных предприятий эта обратная зависимость выражается еще сильнее[12]. Обеспечение достаточного оборотного капитала, дающего компании возможность оплачивать сырье и рабочую силу, производить расходы, связанные с производственной и сбытовой деятельностью, на практике сводится к необходимости решать несколько весьма сложных задач. Первая из них, решение которой может существенно пополнить оборотный капитал предприятия, - управление запасами. По утверждению западных учебников финансового менеджмента, с точки зрения достаточности оборотного капитала ни один фактор не имеет такого значения, как скорость оборота товарных запасов[13]. Наиболее распространенным в нашей стране до сих пор был метод оценки запасов по фактической себестоимости заготовления. Однако при его использовании в условиях длительного хранения запасов, характерного для многих предприятий, во-первых, занижается себестоимость продукции, во-вторых, существенно занижается стоимость остатков материалов, а значит, искусственно завышается их оборачиваемость. Использование метода оценки материалов по стоимости последних закупок (ЛИФО) приводит к искажению величины остатков материалов в сторону их уменьшения, и следовательно, и к завышению коэффициента оборачиваемости. Данный метод использовался в Российском учете до 2007 года, однако в соответствии с Приказом МФ РФ отменен[14]. Оценка запасов товарно-материальных ценностей по стоимости первых закупок (метод ФИФО) приводит к тому, что себестоимость реализованной продукции формируется исходя из наиболее низких цен на материалы, а их остатки оцениваются по максимальной стоимости. Поэтому оборачиваемость текущих активов в данном случае будет объективно ниже, чем при использовании ранее рассмотренных методов оценки запасов. Выход несложный - внедрение на складе и в бухгалтерии учета по средней стоимости, что и предусмотрено инструкциями Минфина[15]. Второй аспект проблемы увеличения оборотных средств – совершенствование системы расчетов. Для ускорения расчетов прежде всего необходимо знать всех плательщиков - нужен реестр, включающий сведения о договорных суммах, сроках и других параметрах, связанных с поступлением платежей. При этом стоит учитывать, кто задержит платежи и на сколько, а кто и вовсе не заплатит. В условиях перехода к рыночной экономике у большинства предприятий состояние оборотных средств серьезно ухудшилось вследствие не только локальных, но и общих причин: разрушение единого экономического пространства, падение уровня производства, рост цен и т.д. Новые модели управления оборотными средствами должны пройти "обкатку", быть добровольно принятыми предприятиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|