Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Источники финансирования отраслей социальной сферы





 

В современном обществе многие отрасли социальной инфраструктуры предоставляют населению бесплатные услуги за счет общественных фондов потребления, формирующихся в основном из бюджетных средств.

К социальным гарантиям, обеспечение которых возлагается на отрасли социальной сферы, относятся, прежде всего, гарантии в области социального обслуживания, здравоохранения, образования и культуры.

Основными источниками финансирования социальных расходов являются средства бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов социального значения. Также существуют внебюджетные источники в виде доходов получаемыми учреждениями социальной инфраструктуры в результате предпринимательской и иной деятельности приносящей доход.

Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается в ее дифференциации на два типа:

- отрасли, работающие и развивающиеся за счет собственных ресурсов и ориентированные на хозрасчет и получение прибыли как основной цели своей деятельности. К ним относятся торговля, общепит, бытовое обслуживание;

- отрасли, осуществляющие свою деятельность за счет централизованных, территориальных и коллективных общественных фондов потребления. Эти отрасли полностью или частично ориентированы на бюджетные средства.

Большая часть средств общественных фондов потребления состоит из бюджетных ассигнований, которые поступают населению по каналам федерального, региональных и местных бюджетов. Большая часть бюджетных расходов поступает через территориальные бюджеты, в основном через местные бюджеты, которые в финансировании учреждений образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства занимают главенствующее положение. Таким образом, эти бюджеты играют значительную роль в социальной защите населения, а федеральный бюджет – в финансировании искусства, средств массовой информации, высших учебных заведений, науки.

Доходы от предпринимательской деятельности в отраслях социальной сферы в отдельных случаях замещают недостающие бюджетные ассигнования, в других бюджетные средства дополняются новыми источниками.



Специфика предпринимательской деятельности в социальной сфере в основном определяется характером собственности. Являясь некоммерческими организациями, они в процессе своей деятельности вступают в экономические отношения с другими хозяйствующими субъектами и населением, осуществляют различные сделки и получают доход.

Согласно Бюджетному Кодексу РФ бюджетное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнений функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Из определения видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений – это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли – ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги. [9. п.4]

Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собственника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены ст. 321.1 Кодекса, в соответствии с которой налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В целях гл. 25 Кодекса иными источниками – доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Таким образом, все доходы бюджетных организаций от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности можно разделить на две группы.

Первая группа включает доходы от реализации товаров, работ, услуг. Такими прежде всего являются доходы, получаемые от оказания платных услуг.

Типичными внереализационными доходами, включаемыми во вторую группу являются:

- доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду).

- плата кредитных организаций, начисляемая за размещение средств на расчетном счете (этот источник имеет место только в негосударственных организациях социальной сферы)

- излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в ходе инвентаризации.

Наиболее значимыми для социальной сферы в целом являются профильные доходы от реализации населению и юридическим лицам платных услуг.

В соответствии с российским законодательством платными могут быть только те услуги, которые не финансируются за счет бюджетных источников. Например, в учреждениях профильного образования это плата за подготовку, переподготовку и повышения квалификации персонала сверх государственного заказа.

Если квалифицировать виды доходов от приносящий их деятельности, то можно выделить группу к которой относятся гранты, поступления на выполнение конкретных программ на безвозмездной и безвозвратной основе от физических лиц и некоммерческих организаций, поступления от благотворителей, имущество, переходящее по завещанию в порядке наследования и т.п.

Таким образом, в современных условиях на содержание и развитие государственных и муниципальных объектов социальной сферы финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, населения.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.