Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Финансирование учреждений физической культуры и спорта




 

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации является воспитание здорового молодого поколения граждан страны посредством привлечения детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Правительством РФ утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы».

В ней отмечается, что в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных развитие физической культуры и спорта во многом отстало от развитых стран современного уровня. В концепции приводится обоснование перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования и выделяются следующие основные преимущества программно-целевого метода:

- комплексный подход к решению проблемы;

- распределение полномочий и ответственности;

- эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы. [7]

Финансирование программных мероприятий предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования предусмотренный программой с учетом прогноза цен на соответствующие годы (согласно последним изменениям программы от 25.09.08 г.) составляет 129 340,7 млн. рублей, в том числе на развитие массового спорта – 101 068,8 млн. руб. При этом если рассматривать направление развитие массового спорта, то обязательства по финансированию мероприятий распределились практически поровну между федеральным бюджетом – 48 026,8 млн.руб. и средствами бюджетов субъектов Российской Федерации – 47 962 млн. рублей. Финансирование из внебюджетных источников заложено в размере 5 080 млн. рублей.

Финансирование направления «Спорт высших достижений» в размере 28 271,9 млн.руб. полностью возложено на федеральный бюджет.

В Свердловской области утверждена областная государственная целевая программа «Обеспечение развития деятельности в сфере физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни в Свердловской области» на 2009 - 2011 годы». Она предполагает решение следующих задач:

- проведение научных исследований в сфере физической культуры и спорта;

- пропаганда здорового образа жизни через средства массовой информации;

- создание условий для развития на территории Свердловской области массового спорта, в том числе детского.

На выполнение областной государственной целевой программы предусмотрено выделение на 2009 – 2011 годы средств областного бюджета в размере 188 400 тыс. рублей, в том числе:



- в 2009 году в размере 11 020 тыс. рублей;

- в 2010 году в размере 86127 тыс. рублей;

- в 2011 году в размере 91253 тыс. рублей. [8]

Согласно ФЗ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» средства органам государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Данный Федеральный закон подробно регламентирует организацию деятельности в области физической культуры и спорта. Так, введен новый вид общественного объединения – спортивная федерация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд.

Федеральным законом впервые разграничены расходные обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по финансовому обеспечению физической культуры и спорта.

Установлено, что финансирование организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, региональных физкультурно-спортивных учреждений, подготовки спортивных сборных команд субъектов РФ и их выступлений на соревнованиях осуществляют субъекты РФ. Кроме того, в законе более подробно урегулированы вопросы организации международного сотрудничества в области физической культуры и спорта.

Федеральный закон вступил в силу с 30 марта 2008 года.

Согласно ФЗ № 329-ФЗ физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения подразделяются на сооружения федерального, регионального и местного значения и могут принадлежать соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, физкультурно-спортивным организациям, иным организациям, а также физическим лицам. В соответствии с вышеизложенным, финансирование данных учреждений происходит согласно их ведомственной принадлежности.

Наиболее остро в настоящее время стоит проблема недофинансирования муниципальных учреждений, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью и прочей деятельность в области спорта в связи с общим уменьшением доходной части местных бюджетов.

В настоящее время в городе действует 767 спортивных сооружений, в их числе 4 стадиона, Ледовый Дворец спорта, 11 стандартных спортзалов, 20 крытых плавательных бассейнов, 17 стрелковых тиров. Большая часть спортивно-оздоровительных сооружений являются муниципальными учреждениями и, соответственно, финансируются из местного бюджета.

По данным рисунка 1 видно, что расходы бюджета МО на физическую культуру и спорт занимают наименьший удельный вес среди всех расходов.

Кроме того изначально планируемая в местном бюджете сумма на 2009 г. в размере 186 271 тыс.руб. после изменений в бюджете города от 24.06.09 г. была уменьшена до 182 624 тыс.руб. Уменьшение на 3 647 тыс.руб. произошло, за счет снижения финансирования по всем статьям бюджетных обязательств, при этом также произошло уменьшение финансирования муниципальных целевых программ на 1 452 тыс.руб. (таблица 1).

 

Рисунок 1 – Динамика структуры расходов бюджета муниципального образования в 2009 г.

 

Общие проблемы, связанные с недостатком средств также коснулись и муниципальных целевых программ в области физической культуры и спорта. По данным таблицы 1 видно, что местные органы власти были вынуждены уменьшить финансирование по данным программам в 2009 г. При этом, первоначально утвержденные «до кризиса» объемы финансирования из местного бюджета уменьшались дважды, при утверждение бюджета города на 2009 г. и при внесении в него изменений.

 


Таблица 1 – Изменения объемов финансирования из местного бюджета муниципальных целевых программ в 2009 г.

Наименование программы Дата утверждения городской думой Запланированный объем финансирования, тыс.руб. Утвержденный объем финансирования в бюджете города на 2009 г., тыс.руб. Изменения внесенные в бюджет города 24.06.09, тыс.руб.
Развитие шахмат в городе (2006 - 2009 годы) 06.10.2005 498,5 498,0 250,0
Спортивное мастерство и подготовка спортивного резерва в городе (2008 - 2011 годы) 25.10.2007 31 850,2 13 480,0 13 480,0
Кадры в системе учреждений физической культуры и спорта муниципального образования (2008 - 2012 годы) 20.12.2007 17 624,1 1 431,0 437,0
Обязательное обучение плаванию учащихся вторых классов общеобразовательных учреждений города (2009 - 2013 годы) 04.12.2008 2 610,4 2 607,0 2 397,0
Итого   52 583,2 18 016,0 16 564,0

 

Кроме названных выше проблем в финансировании отрасли, следует отметить и ряд проблем, требующих неотложного решения. И самая главная из них – материально-техническое состояние многих спортивных сооружений города, свыше 50% которых не соответствуют современным требованиям для качественного проведения учебно-тренировочного процесса и организации спортивно-массовых мероприятий.

Наиболее остро стоит проблема необходимости проведения капитальных ремонтов, а также реконструкции и модернизации ряда существующих спортивных сооружений города: спортивные залы МОУ ДОД ДЮСШ № 2, МОУ ДОД СДЮСШОР № 1 и МОУ ДОД СДЮСШОР № 3. Завершения капитального ремонта требует здание МОУ ДОД СДЮСШОР и МОУ ДОД «ШШЦ», где капитальный ремонт продолжается уже несколько лет.

Реконструкция и модернизация необходима спортивным сооружениям МОУ ДОД ДЮСШ. Стадион учреждения всегда пользовался большой популярностью у населения города. Сегодня теннисные корты и беговые дорожки стадиона не соответствуют установленным требованиям для проведения соревнований, капитальный ремонт необходим трибунам стадиона и подтрибунным помещениям. [35]

Также требуется реконструкция спортсооружения МСОУ – водноспортивной станции и многих других учреждений.

Помимо ремонта существующих спортивных сооружений остро ощущается необходимость строительства новых объектов, в первую очередь в районе, для активного отдыха и оздоровления населения, с целью доступности плоскостных спортивных сооружений жителям всех районов города.

Общей проблемой для всей социальной сферы является недостаточное качество общедоступной социальной инфраструктуры, ориентированной на массовые слои населения.

Расширение платности во всех отраслях социальной сферы привело к снижению качества услуг, предоставляемых населению бесплатно. Последнее особенно ощутимо отразилось на наиболее неблагополучной с точки зрения уровня доходности части населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные, неполные семьи и т.п.).

В результате роста платности услуг в отраслях социальной сферы ослаблен принцип равенства и гарантии получения различными группами населения необходимого социального обслуживания.

Состояние имеющейся материально-технической базы социальной сферы обеспечивает лишь минимальные потребности населения в гарантированном получении социальных услуг. При этом следует отметить, что невысокая эффективность функционирования рыночного сектора отраслей социальной сферы не позволяет формировать необходимые ресурсы поддержания и развития ее материальной базы.

Безусловно, наиболее приоритетными областями любых местных бюджетов являются расходы на образование, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство. Однако не стоит забывать, что развитие физической культуры и спота являются залогом формирования здоровой нации и напрямую связаны со здравоохранением и образованием. Поэтому проблема недофинансирования учреждений физической культуры и спорта и программ развития отрасли очень остро ощущается в современной жизни города.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.