Вопросы для повторения. Темы рефератов. Библиографический список. Раздел III. Русская культура
Вопросы для повторения
1. Как повлияли идеи Просвещения на культурную жизнь Европы? 2. В чем заключается романтический идеал? Назовите ценности романтизма? 3. Почему европейский реализм называют критическим? 4. Каким образом высказывание Фридриха Ницше о том, что Бог умер, повлияло на дальнейшее развитие европейской культуры? 5. Каково значение искусства авангарда для художественной картины мира Европы? Темы рефератов 1. Поэтическое творчество древнегреческих лириков. 2. Идеал человека в творчестве Фидия, Мирона, Поликлета (на выбор). 3. История женского и мужского костюма в Древней Греции. 4. Особенности античной культуры Древнего Рима. 5. Стилистическое своеобразие древнеримской архитектуры, живописи, скульптуры. 6. Игровая карнавальная культура позднего средневековья. 7. Отражение сущности человеческого бытия в творчестве Рабле, Петрарки, Боккаччо. 8. Поэзия Микеланджело. 9. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан (на выбор). 10. Особенности развития культуры Северного Возрождения. 11. Барокко: система художественного видения и стиль. 12. Классицизм как отражение принципа государственной и гражданской дисциплины. 13. Эстетика рококо в контексте эпохи Просвещения. 14. Противостояние романтизма и реализма. 15. Образ ХХ века. 16. Рождение кино как результат поисков искусства авангарда.
Библиографический список
1. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. – М., 2000. 2. Базен Ж. Барокко и рококо. – М., 2001. 3. Боннар А. Греческая цивилизация: в 2-х т. – М., 1992. 4. Боткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.
5. Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. – СПб., 1999. 6. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – СПб., 1994. 7. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь: в 2 томах. – СПб., 1998. 8. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь: в 2 томах. – СПб., 1998. 9. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1988. 10. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М., 1989. 11. Данилова Е. И. Искусство средних веков и Возрождения. – М., 1984. 12. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1987. 13. История зарубежной литературы XIX века: в 2 ч. / Отв. ред. Н. П. Михальская. – М., 1991. 14. Косиков Г. К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. – М., 2001. 15. Личность – идея – текст в культуре Средних веков и Возрождения. – Иваново, 2001. 16. Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. – М., 1992. 17. Лосев А. Ф. Гомер. – М., 1960. 18. Лосев А. Ф. История античной эстетики. – М., 1992. 19. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1998. 20. Лукшин И. П. Несбывшиеся притязания. – М., 1982. 21. Модернизм: анализ и критика основных направлений. – М., 1986. 22. Морозов А. А. Из истории некоторых эмблем в эпоху Ренессанса и Барокко // Миф. Фольклор. Литература. – Л., 1987. 23. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. – М., 1993. 24. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988. Раздел III. Русская культура Хронологически можно выделить следующие этапы русской истории: 1. Язычество восточных славян и языческая Киевская Русь (середина II тысячелетия до н. э. – Х в. н. э. ); 2. Древняя Русь: христианская Киевская Русь (988 г. – середина ХIII в. ) и Московская Русь (вторая половина ХIII в. – конец ХVI вв. ); 3. Императорская Россия (ХVII в. – 1917г. ); 4. Советская Россия (1917–1991 гг. ); 5. Либерально-демократическая Россия (1991 – сегодняшний день). Однако помимо указанных существуют и промежуточные этапы, несколько обособленные в истории: это культура России «Смутного времени» (включая весь XVII в. ); эпоха Серебряного века (конец XIX – начало XX в. ), по мнению многих современников, составляющая особый стиль культуры, отличный от культуры императорской России; культура русской эмиграции (русское зарубежье).
В российской социокультурной истории старое никогда полностью не исчезало, а продолжало жить параллельно с формированием нового; в то же время новое никогда не вытесняло до конца старое, хотя именно на это, казалось бы, претендовало. Старое и новое в истории России не сменяли друг друга, а шли параллельно друг другу, накладываясь друг на друга и делая свое сосуществование особенно парадоксальным, внутренне противоречивым и драматичным. Именно на таком социокультурном механизме основан феномен социокультурной многоукладности России. Подобное историческое наслоение этапов в российской культуре становится типологической чертой: так язычество в Киевской Руси сосуществует с христианством; традиции Византии в Московском царстве переплетаются с монгольскими нововведениями; в петровской России мощное проникновение западноевропейского опыта сочетается с глубоким традиционализмом Древней Руси. Такие периоды длились в российской истории не только десятилетиями, но и веками. Это, в свою очередь, означает, что противоречивость России является не временным периодом становления русской культуры, но стержневым, структурообразующим свойством самого менталитета русской культуры с ее изначальной безграничностью, широтой, способной «вместить» в себя абсолютные, взаимоисключающие крайности; с ее готовностью двигаться то в одну, то в прямо противоположную сторону – безо всякого «перерыва постепенности», стихийно, спонтанно – «вдруг». Отсюда и знаменитая непредсказуемость российской истории, и ее не менее заметная повторяемость – свойства, проявляющиеся в невиданных по сравнению с другими странами и народами масштабах. Не менее отчётливо видятся в истории России и русской культуры многочисленные поворотные пункты, в процессе которых происходила смена ценностно-смысловых систем и стилевых принципов культуры: 1) крещение Руси и создание восточными славянами централизованного государства; 2) завоевание Руси монголами; 3) создание Московского царства и утверждение русского самодержавия; 4) смута и кризис российской государственности; 5) религиозный раскол и начало петровских реформ; 6) осуществление крестьянской реформы (отмена крепостного права); 7) русская революция 1905/07–1917 г.; 8) «Великий перелом» 1929 г. – сталинский террор (начало советского тоталитаризма); 9) «Оттепель» – осуществление первых либерально-демократических реформ; 10) август 1991 г. – крушение тоталитарного режима, распад СССР и начало постсоветской эпохи.
Нетрудно заметить не только разрушительный, катастрофический характер каждого из перечисленных этапов, имевших далеко идущие культурно-исторические последствия, но и их взаимно противоположную направленность: Крещение Руси и религиозный раскол; порабощение Руси Золотой Ордой и самоутверждение Московского царства; антикрепостническая реформа и сталинская коллективизация; социалистическая революция 1917 г. и «вторая русская революция» 1991 г.; создание Петром I Российской империи и крах советской и постсоветской империи на рубеже XX–XXI вв. Вышеперечисленные особенности России и русской культуры являются типологическими чертами, формирующими целостность и своеобразие русского менталитета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|