Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Женский портрет конца XVIII века




 Женский портрет конца XVIII века

(Рокотов, Левицкий, Боровиковский)

XVIII век в жанре портрета – это и целая галерея нюансов женской души, с её порывами и глубиной жизни.

Характерная черта «рокотовского женского типа» – гордо посаженная голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная полуулыбка – «сочетание утонченного довольства и грусти, которая почти не поддается описанию». Эти черты наблюдаются уже в портрете Е. Н. Орловой, урожденной Зиновьевой, который еще амбивалентен (двойственен) по своей концепции: Орлова в белом атласном платье с горностаевой мантией, с лентой св. Екатерины и усыпанным бриллиантами портретом императрицы на груди представлена в репрезентативном (представительном), «сословном виде», но «сословность» уживается с интимностью настроения, как надменность всего облика; самоуверенность – с задумчивостью и грустью во взгляде. Для Рокотова характерно движение от трепетности и зыбкости душевного мира (например, портреты «Струйской» и «Неизвестной в розовом платье») до создания образа женщины, способной на самостоятельное суждение о мире – портрет В. Н. Суровцевой, притягатель­ная сила которого заключена в одухотворенности и тонкой задушевности образа. Рокотов как бы показывает, что есть иная красота, кроме внешней, он создает в этом портрете представление о женской красоте прежде всего как красоте духовной. Легкая грусть и даже некоторая душевная усталость не исключают большой внутренней сдержанности, высокого достоинства и глубины чувства.

Левицкий создает серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – «смолянок» – единый художественный ансамбль (семь портретов: портреты Ржевской и Давыдовой, Нелидовой, Хованской и Хрущевой, Борщевой, Молчановой, Алымовой). Общий замысел – тема победительной юности, искрящегося веселья, особой жизнерадостности мироощущения; в них прослеживается единый декоративный замысел. «Смолянки» – это парадные портреты. Но Левицкого интересовал и другой подход к модели: он стремился к раскрытию потаенной, глубоко закрытой от поверхностного взгляда жизни. И чаще всего это получалось у него с моделями, душевно, а главное, духовно ему близкими.

Боровиковский выработал нечто вроде композиционного канона женских (а это всегда женские) портретов: поясной (редко поколенный) срез фигуры, опирающейся на дерево, тумбу и др., в руке цветок или плод. Фон всегда природный. Фигура размещена как бы на стыке светлого (небо) и темного (купы деревьев) (например, портрет Лопухиной). Иногда не только постановка фигуры, но даже платье и украшения повторяются из портрета в портрет, как в изображениях Е. Н. Арсеньевой (1796) и Скобеевой (вторая половина 1790-х гг. ). Белое платье, жемчужный браслет, яблоко в руке – все повторяется, не говоря уже об общих высоких живописных качествах: ясной пластичности формы, изысканной живописности, прекрасно разработанной воздушной атмосфере, – а образы совершенно различны.

Три замечательных художника второй половины XVIII в. – Рокотов, Левицкий и Боровиковский – разрабатывали одну систему типологии портретного жанра и шли от рококо и барокко к классицизму, а Боровиковский и дальше – от сентиментализма к романтизму, но всемиими руководила одна мечта об идеале, который каждый из них толковал по-своему, в силу своего мироощущения и степени таланта.

Таким образом, XVIII век, с одной стороны, явился основой формирования национальной культуры, с другой – способствовал чёткой полярности двух типов культуры – дворянского и народного (сохранившего традиции языческой и христианской Руси).

 

Вопросы для повторения

 

1. Укажите характерные черты эпохи Просвещения. Как взаимосвязаны традиции и инновации в культуре XVIII века?

2. Назовите основные стили эпохи Просвещения. Почему, на Ваш взгляд заметно такое стилевое разнообразие, стилевая синтезность?

3. Почему в живописи XVIII века портрет является ведущим видом искусства?

4. Какие изменения эпохи можно проследить в эволюции русского портрета в 18 веке?

5. В чём видится специфика женского портрета? Почему, на Ваш взгляд, женский мир становится объектом живописи XVIII века?  

 

3. 3. Становление русского национального самосознания в культуре XIХ века

 

«Россия XVIII и XIX столетий жила совсем не органической жизнью, – пишет Н. А. Бердяев –... Образованные и культурные слои оказались чужды народу. Нигде, кажется, не было такой пропасти между верхним и нижним слоем, как в петровской, императорской России. И ни одна страна не жила одновременно в столь разных столетиях, от XIV до XIX века и даже до века грядущего, до XX века. Разрыв между этнической и национальной культурами наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между славянофилами и западниками. Он обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.

На рубеже XVIII–XIX веков в России начала формироваться классическая культура. На первый план выходили проблемы национального самосознания. В конце XVIII – начале XIX веков две тенденции русской культуры – центростремительная (концентрация национально-культурных сил) и центробежная (символизирует многогранность и разветвленность национально-культурного целого, его открытость вовне, безграничное жанровое, стилевое и поэтическое многообразие, многозначность и бездонную неисчерпаемость смыслов) – столкнулись и проникли друг в друга, увязались в один драматический и судьбоносный узел. Личность и Государство, творческая индивидуальность и народ, поэт и толпа; поиск смысла, осмысленного бытия и бессмысленный бунт, смута – эти противоречивые мотивы одинаково занимают и Карамзина, и Пушкина».

Подобные мотивы и настроения вообще характерны для русской культуры первой трети XIX века. В идеологии де­кабристов борются государственнические и свободолюбивые тенденции; классицистические идеи созидания государства ценой самоотвержения отдельных личностей переме­жаются с романтическим стремлением разрушить государственную тиранию и во что бы то ни стало раскрепостить каждую личность, по своей природе суверенную и самобытную. Так, например, романтическое творчество М. Лермонтова трагически раздвоено между пламенным эгоцентризмом неординарной личности байронического типа и резко критическим взглядом на состояние российского общества, холодного, бездушного, формализованного, лицемерного. Ведущими стилями XIX века становятся романтизм и реализм.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...