Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика основных методов этнопсихологии




Этнопсихология как наука. Предмет и методы

Этническая психология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и

разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2)

проблемы национальных особенностей мировосприятия; 3) проблемы национальных

особенностей взаимоотношений; 4) проблемы национального характера; 5)

закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических

стереотипов; 6) закономерности формирования обществ, национальных общин.

Объектом исследования являются нации, национальности, национальные общности.

Предмет – особенности поведения, эмоциональных реакций, психики,

характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.

Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология

применяет определенные методы исследования. Широко используется метод

сравнения и сопоставления, при ктором строятся аналитические сравнительные

модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы

по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод

заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп

К способам исследования в этнопсихологие относят общепсихологические методы:

наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности. тест.

Наблюдение – изучение внешних проявлений психики представителей этнических

групп происходит в естественных жизненных условиях (должно быть

целенаправленным, систематическим, обязательное условие - невмешательство).

Эксперимент – активный метод. Экспериментатор создает необходимые условия

для активизации интересующих его процессов. Повторяя исследования при

одинаковых условиях с представителями разных этнических групп, экспериментатор

может установить психические особенности. Бывает лабораторным и

естественным. В этнопсихологии лучше использовать естественный. Когда

существуют две конкурирующие гипотезы, применяется решающий

эксперимент. Метод беседы – основан на вербальной коммуникации и имеет

частный характер. Применяется в основном при изучении этнической картины мира.

Исследование продуктов деятельности – (рисунки, письменные сочинения,

фольклор). Тесты – должны являтся подлинным показателем изучаемого

явления или процесса; давать возможность изучить именно то, что исследуют, а не

похожее явление; важен не только результат решения, но и сам процесс; должен

исключать попытки установления предела возможностей представителей этнических

групп (Минус: психолог субъективен)

Основные направления развития современной этнопсихологической науки

Существует два основных ответвления этнопсихологии: этнологическая (

психологическая антропология) и психологическая (сравнительно-культурная

или кросс-культурная психология). При этом предметом первой является

систематические связи между психологическими переменными (внутренним миром

человека) и этнокультурными переменными на уровне этнической общности.

Предметом же второй – изучение сходства и различий психологических переменных в

различных культурах и этнических общностях. Кроме того существует еще

психология межэтнических отношений, которая является составной частью

социальной психологии.

Ментальность как интегральный психологический признак нации

Ментальность – спектр социально-психологических явлений, отображающих

духовный мир человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры. Дает

возможность анализировать психический состав людей в социальном, политическом

или этническом контексте. Ментальность охватывает различные уровни социальных

целостностей. В зарубежной литературе выделяют три структурных компонента

ментальности: эмоциональный (эмотивный), когнитивный (вербальный),

поведенческий (конативный). Эмоциональный компонент включает: 1)

эмоциональные состояния, предшествующие организации вербального и

поведенческого компонентов; 2) переживания, связанные с наиболее важными

вербальными элементами. Вербальный компонент состоит из знания об

объектах и ситуациях жизнедеятельности, являющихся результатом приобретения

индивидуального жизненного опыта, то есть процессов обучения. Поведенческий

компонент случит импульсом актуализации элементарных фиксированных

установок, ценностных ориентаций, этнических ценностей.

Этническая ментальность проявляется в доминирующем настроении человека, в

характерных особенностях мировосприятия, в системе моральных требований,

норм, ценностей и принципов воспитания, в формах межличностных

взаимоотношений. Ментальность выступает целостным выражение духовных

направлений (не только религии и исксства), специфическим отображением

действительности, обусловленным процессом жизнедеятельностиэтноса в

определенном географическом, историческом или культурном пространстве.

Общая характеристика основных методов этнопсихологии

Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология

применяет определенные методы исследования. Широко используется метод

сравнения и сопоставления, при ктором строятся аналитические сравнительные

модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы

по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод

заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп

К способам исследования в этнопсихологие относят общепсихологические методы:

наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности. тест.

Наблюдение – изучение внешних проявлений психики представителей этнических

групп происходит в естественных жизненных условиях (должно быть

целенаправленным, систематическим, обязательное условие - невмешательство).

Эксперимент – активный метод. Экспериментатор создает необходимые условия

для активизации интересующих его процессов. Повторяя исследования при

одинаковых условиях с представителями разных этнических групп, экспериментатор

может установить психические особенности. Бывает лабораторным и

естественным. В этнопсихологии лучше использовать естественный. Когда

существуют две конкурирующие гипотезы, применяется решающий

эксперимент. Метод беседы – основан на вербальной коммуникации и имеет

частный характер. Применяется в основном при изучении этнической картины мира.

Исследование продуктов деятельности – (рисунки, письменные сочинения,

фольклор). Тесты – должны являтся подлинным показателем изучаемого

явления или процесса; давать возможность изучить именно то, что исследуют, а не

похожее явление; важен не только результат решения, но и сам процесс; должен

исключать попытки установления предела возможностей представителей этнических

групп (Минус: психолог субъективен)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...