Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Ты в чем-то особенный"




" Ты в чем-то особенный"

(Дик Дей)

Несколько лет я занимался семейным наставничеством в крупной общине в Ньюпорт Бич, штат Калифорния. Одним из самых трудных клиентов была молодая женщина за тридцать, отчаянно нуждавшаяся в любви и принятии. Единственная проблема заключалась в том, что она отказывалась говорить о любви и о Боге — источнике всякой любви и принятия.

Джанет была единственным ребенком и выросла в семье с требовательным, деспотичным отцом, который постоянно давал ей понять, что она все делает не так и что она сама не такая, как надо. Деспот — это властный, надменный правитель с абсолютной и неограниченной властью. Отец ее полностью подходил под это определение, и в конце концов он использовал свою власть самым отвратительным образом, физически и сексуально надругавшись над дочерью.

Я сразу же заметил, что каждый раз, когда я упоминал о Боге, Джанет напрягалась и на лицо ее набегала тень. Слово " Бог" подразумевает отца, а на память приходил ее собственный отец. Ее сразу же заполняли воспоминания о всех ужасах, ранах и кошмарах детства.

Равным образом слово " любовь" вызывало в ней сильные переживания, но не в положительном смысле. Не получив от отца никакой любви — только надругательство, — она отдавалась любому молодому человеку, лишь бы он сказал ей: " Люблю тебя". Разумеется, молодые люди с легкостью говорили эти слова, чтобы получить то, что хотели. Говорили " люблю тебя" и пользовались ей. Поэтому даже само слово " любовь" вызывало в ней боль.

Всю жизнь Джанет не получала ничего, в то время как другие, в особенности мужчины, брали то, что хотели.

В семье Джанет не знала ничего, кроме запретов и окриков со стороны деспотичного, властного отца, вылившихся в ужасное сексуальное надругательство. В причинах бунта Джанет против отцов, земного и небесного, и той легкости, с которой она отдавала тело и душу любому молодому человеку, нет никакой тайны. Она являла собой крайний случай в той ситуации, когда человек полностью сходит с рельс.

Единственно, чем я мог помочь Джанет — так это просто показать ей, что любящий небесный Отец ничем не похож на ее слабого, путаного и развратного земного отца. То, что я сделал для установления с ней хороших взаимоотношений, возможно, покажется многим моим хорошим христианским друзьям слишком либеральным. Я начал разговаривать с Джанет о " Существе", любящем ее. Я взял на себя роль утешителя, наставника-отца, не для того, чтобы привести ее к себе, а чтобы через себя привести ее к небесному Отцу. В конце концов, демонстрируя ей принятие и признание, я получил полную свободу говорить о Боге и о Его любви, и с радостью увидел, что Джанет отвечает не только на мои советы, но и на Божью любовь.

 

Бунт означает: " Пожалуйста, обратите на меня внимание, полюбите меня! "

 

Когда человек чувствует себя непринятым, бунт проявляется в различных формах. Джанет была крайним случаем, но результаты чувства непринятия можно наблюдать в самых разных вариациях. Например, работая наставником, я проводил какое-то время в школах. В мои обязанности входила, в частности, помощь учителям в наблюдении за школьным двором во время перемен. Эти учителя говорили мне, что примерно 80-90 процентов случаев дурного поведения во дворе происходит в десяти ярдах от них. Для многих из них это казалось странным. По их представлению было бы логичнее, если бы дети совершали дурные поступки где-нибудь в конце двора, где за ними труднее наблюдать.

Это не так. Я объяснил учителям, что на самом деле эти дети как бы говорили им: " Эй, я здесь. Мне нужна любовь. А если нет любви, хочу хотя бы внимания и буду делать все что угодно, чтобы добиться его". Эти дети не получали любви в семье, они не видели к себе даже неприязни. Чтобы испытывать неприязнь, надо как-то к человеку относиться, а их родители никак к ним не относились. Они были безразличны к своим детям. Самое большое оскорбление чувства достоинства любого человека — относиться к нему, как к ничего не значащему существу, как будто его вообще нет.

Такое поведение характерно от возраста детского сада до восьмого класса, но встречается и в девятом-двенадцатом классах. В старших классах оно может проявляться более утонченно, но все равно оно есть. Суть в том, что любой человек, в особенности ребенок, хочет быть принятым. Не получая принятия одним способом, он ищет другой, даже если он считается " неприемлемым" для окружающих. Почему это так?

Мы с Джошем считаем, что ответ надо искать в том, каким Бог сотворил человека и как Он общается с ним. Мы придаем такое значение принятию, потому что, со всей очевидностью, оно является первым строительным камнем Бога в развитии человеческой личности. Бог, небесный Отец, желает изменить поведение своих чад, но прежде чем делать это, Он являет нам Свою благодать, А что такое благодать? Безоговорочное принятие. Библия ясно учит, что нам не надо пытаться измениться, чтобы быть принятым Богом. Он принимает нас такими, какие мы есть, с грехами и прочим.

Чем лучше родители усвоят этот принцип, тем лучше будут их отношения с детьми. Основной данной Богом потребностью для каждого из нас является чувство уверенности — понимание, что мы приняты, что мы имеем ценность. Это фундамент здорового самоуважения.

Натаниэл Бранден, психолог, много написавший о проблемах самооценки, указывает, что потребность человека в самоуважении присуща самой его природе. Но он не рождается с готовым пониманием того, что может удовлетворить эту потребность и какими мерками оценивается самоуважение. Ему надо открыть это. К сожалению, многие попытки удовлетворения потребности в самоуважении оказываются саморазрушительными.

 

Ложные картинки не помогают разрешению жизненной загадки

 

Вам приходилось составлять картинки-загадки? Многие начинают с того, что рассыпают все составные части и смотрят на картинку коробки, чтобы понять, как можно составить рисунок. Смотря на картинку, можешь начать с углов, боковых сторон и затем продвигаться к центру. Картинка на коробке дает представление о схеме рисунка — как нужно расположить его части.

В самом прямом смысле слова жизнь — тоже загадка, но многие пытаются составить эту загадку, пользуясь ложной картинкой. Как будто кто-то подменил картинку на коробке, а они пытаются соединить части, пользуясь не той схемой.

Работая с группами родителей и молодых людей, мы с Джошем выделили как минимум четыре ложных жизненных картинки: внешность человека, его достижения, положение и собственность.

Я не встречал еще никого, кто так или иначе не занимался бы проблемами своей внешности. Книга д-ра Джеймса Добсона " Прятать или искать" содержит главу " Золотая монета человеческой ценности", имеется в виду красота. 1

Не важно, какие мы прилагаем усилия или сколько миллиардов долларов тратим в целом по стране на то, чтобы выглядеть привлекательнее, мы все равно пользуемся ложной картинкой, если хотим найти здесь ключ к человеческой ценности. К тому же, придавая излишнее значение физической внешности, мы идем прямо к второй ложной картинке - стремлению к достижениям. Помните Дэмбо, маленького слоненка с огромными ушами? Его отвергли из-за внешности. И что же он сделал? Начал учиться летать.

Многие, считая, что не могут рассчитывать на свою внешность, компенсируют это своими достижениями. Как мы увидим в следующей главе, достижения ребенка надо ценить, но только после того, как он, без малейшей тени сомнения, поймет, что его достижения не имеют ничего общего с самоуважением.

 

Из-за " четверки" он был готов совершить харакири

 

Однажды священник одного студенческого городка привел ко мне студента на грани самоубийства. Этот студент крупного университета рассчитывал на медаль, и вот за четырнадцать лет учебы впервые получил " четверку". Про себя помню, что, получив первую " четверку", я пошел ее отпраздновать. Но этого молодого человека первая " четверка" привела к мысли о самоубийстве, и было видно, что он не блефовал.

Он был старшим сыном в японской семье, и если вам что-нибудь известно об азиатской культуре, вы поймете, какое огромное давление он испытывал. Чувство самоценности у него почти полностью основывалось на достижениях, и теперь, когда он " провалился", получив " четверку", его угрозы самоубийства следовало принимать всерьез. К счастью, мне удалось отговорить его.

 

Владение собственностью и занимаемое положение — тоже ложные цели

 

Другой ложной картинкой, помимо внешности и достижений, является владение собственностью. С самого раннего детства перед нами стоит ящик с экраном, каждодневно, тысячью разных способов внушающая нам: " Покупай! Приобретай! Владей! " Согласно одному исследованию к моменту окончания средней школы человек уже видел около пятидесяти тысяч трехсот рекламных объяснений. 2

Стефен Эйр в своей прекрасной книге " Убить драконов мира" пишет, что специалисты по рекламе десятками способов внушают нам, что чем больше мы имеем, тем лучше себя чувствуем. Что нам надо купить хороший автомобиль, хороший дом, хорошую одежду, хорошую зубную пасту. И все проблемы решены.

- Сирены на Мэдисон-авеню поют нам, что всего можно достичь — успеха, покоя в душе, счастья, — стоит только покупать и владеть. Средства массовой информации вдалбливают нам, что и наше самосознание определяется тем, чем мы владеем". Нас приучают к мысли: " Я такой, чем владею". Мы привыкаем к этикетке: " Потребитель". 3

Кроме владения собственностью, мы также следуем ложной картинке занимаемого положения. Все мы как бы родились со способностью играть в игру, называемую: " человек сам сделал себя". Иисус три года учил учеников, что они не должны оценивать себя по тому, что они накопили из земных благ или как " высоко" они вознеслись своими достижениями. Нет, Он постоянно говорил им о " собирании сокровищ на небе" (Матфея 6: 19-21).

В Евангелии от Марка мы видим сцену, когда Иисус путешествует со Своими учениками. Пройдя весь день, они достигли цели, и Иисус спросил:

" О чем вы спорили по дороге? "

Внезапно установилась тишина. Никто из учеников не хотел признаться, что они спорили о том, кто из них первый. Тогда Иисус сел среди них и сказал:

" Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой (Марка 9: 33-35)".

Одним вот таким проницательным замечанием Иисус дал Своим ученикам понять, что у всех у них равная ценность. Их значимость не определяется словом " первый". Напротив, Иисус рисует картину слуги, который получает уверенность в себе, будучи последним, а не первым. Вот образ подлинного лидерства и подлинного величия.

Дав им урок служения, Иисус взял бывшее там дитя, обнял его и сказал: " Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня" (Марка 9: 37).

Почему Иисус для донесения Своего послания использовал пример ребенка? Потому что ученики спорили о своей ценности, основываясь на своих достижениях. Иисус же решил показать им человека, у которого не было никаких достижений.

В сущности Иисус говорил им:

" Вам надо прийти ко Мне, как малому дитя — без претензий, без хитрости. Не надо показывать Мне свои дела, свои достижения, не надо Мне и Моему небесному Отцу приводить доводы, чтобы любить вас. Мы и так любим вас, как малое дитя, обращающееся к Нам с полным доверием.

Ваша ценность основывается не на достижениях или на занимаемом положении. Ваша ценность не основывается на том, что вы делаете или имеете. Ваша ценность основывается на том, кто вы есть, на личности, созданной по образу Божьему".

 

Измерение глубины Божьей любви

 

Чтобы глубже понять то, что Иисус говорил ученикам (и нам), надо добраться до сущности того, Кто есть Бог. Иоанн, ученик, стремившийся усвоить урок Иисуса больше других, стал апостолом. Кроме Евангелия, он написал три послания к христианской церкви. В одном из своих посланий он высказал простую, но глубокую истину, что " Бог есть любовь" (1 Иоанна 4: 17). Использованное Иоанном греческое слово для выражения этой любви — " агапе", т. е. безоговорочная, полная любовь, которая не стремится к вознаграждению и не нуждается в ней.

Поэтому ясно, что по определению сама Божья природа означает потребность давать любовь. У Божьей " агапе" должен быть предмет, на который Он изливает любовь. Это может показаться так, будто Бог сотворил всех нас для удовлетворения Своих потребностей. Но если это так, то перед нами встает дилемма, ибо в таком случае Бог не может быть самодостаточным. Решение дилеммы заключается в понимании того, что Бог удовлетворяет Свою потребность любви через Троицу* Свою природу, требующую полной отдачи, Он выражает в Божестве — Отце, Сыне и Святом Духе. На деле Бог не нуждается ни в ком, кроме Себя Самого, тем не менее в Бытии Бог сказал:

" Сотворим (т. е. Отец, Сын и Святой Дух) человека по образу Нашему (Бытие 1: 26)".

Суть в том, что Бог не нуждался в нас, Он пожелал нас и до сих пор желает нас. Мы — ограниченные существа, созданные по образу бесконечного Бога. Это означает, что Он сотворил нас со способностью любить — Его Самого и других людей, прежде всего своих детей. Но чтобы войти в какие-то имеющие смысл отношения, нужны две вещи: выбор и доверие.

Бог сотворил нас со способностью выбирать — добро или зло. Первые мужчина и женщина на земле не выдержали испытания, и все мы с тех пор расплачиваемся за это. Адам и Ева выбрали зло, поскольку не верили Богу и тому, что Он сказал им. Образ Бога в человеке был искажен первородным грехом, но исчез он не полностью. Бог продолжал любить человека безоговорочной любовью и в качестве доказательства послал Своего Сына на крест.

 

У Бога больше того, что я усвоил

 

Годы практики семейного наставничества убедили меня, что существует необходимость организации определенного места, где христиане могли бы встречаться, чтобы лучше понять характер Бога и собственную ценность в Его глазах. В конце концов я бросил работу наставника и переехал в Джулиан, небольшой городок в горах к востоку от Сан-Диего в Калифорнии, чтобы помочь создать центр Джулиан, некоммерческую организацию для помощи всем людям любого возраста в развитии христианского мировоззрения и понимания своей культуры. Для этого мы предложили учебный курс, объединяющий все аспекты Божьей истины: библейский, психологический, исторический и научный. Целью нашей было всестороннее развитие личности: интеллектуальное, социальное, личностное, отношенческое и духовное.

Вскоре в Джулиан переехал и Джош со своей семьей, став преподавателем на нашем факультете. За десять лет работы мы видели, как центр Джулиан изменял христианскую жизнь бизнесменов, домохозяек, студентов, христианских служителей, миссионеров и просто молодых верующих.

Программа включала изучение теологии, философии, истории, искусства, психологии и социологии. В ходе интенсивного трехмесячного курса мы делали также упор на отношениях учащихся — с другими и самим собой.

Особое место занимала часть программы " опыт в пустыне", включавшая в себя хождение по горам, укладку рюкзака, тесты на выживание и направленная на повышение способности студентов справляться с критическими ситуациями.

Вся теологическая часть, в которой знания, полученные в семинарии, я оформил в специальную программу, вращалась вокруг Божьего безоговорочного принятия. Мне казалось, что я довольно хорошо понимаю эту великую истину, которую познал, став христианином, когда мне было под тридцать. К тому времени у меня уже было четверо маленьких детей. Придя к Христу, я дал клятву воспитывать детей в соответствии с высшим Божьим идеалом безоговорочного принятия. Первых четверых детей мы с Шарлоттой растили согласно своему пониманию этого величайшего библейского принципа. Тем не менее по прошествии лет стало ясно, что мне необходимо усвоить еще некоторые Божьи уроки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...