Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С признанием надо обращаться осторожно




С признанием надо обращаться осторожно

 

Сказав все то, что я сказал о признании, я должен сказать и слово предупреждения. Если только ваши дети не уверены абсолютно в том, что вы безоговорочно принимаете их, похвала и признание могут стать средствами манипулирования. Ребенок может сделать исполнение обязанностей самоцелью, размышляя примерно так:

" Если я хорошо сделаю работу... если получу пятерки... тогда мои родителя будут ценить меня".

Когда человек делает достижение успеха основой своего существования, у него неизбежно возникает чувство вины. Я часто спрашиваю у родителей, чувствовали ли они себя когда-нибудь виноватыми, если им что-то не удавалось сделать. Почти все отвечали утвердительно.

" Почему? — спрашиваю я. — Какое отношение это имеет к нравственному поведению? "

Они понимают, что именно я имею в виду. Когда нам что-то не удается сделать, мы действительно ощущаем не столько вину, сколько стыд. И это чувство стыда приводит к тому, что мы просто не хотим принять самих себя. Это происходит из-за того, что в действительности наша жизнь построена на постоянном исполнении каких-либо обязанностей. Именно это и происходило со мной: я рос, всегда стараясь выполнить задачу, всегда стараясь получить одобрение других людей — то одобрение, которого я не получал от моего отца.

Вот почему я из кожи вон лезу, чтобы сначала сделать своих детей признанными, а потом уж высоко ценимыми. Например, двое моих старших детей — Келли и Син — всегда были отличниками. Когда они приносят свои табели, я стараюсь с каждым из них в отдельности поговорить о том, чего они достигли.

Эти беседы стали чем-то вроде ритуала, в котором я всегда внушаю им уверенность в том, что хотя я, конечно, ценю то, что они получают отличные отметки, я хочу, чтобы они всегда знали: " даже если вы и не получите высших оценок, я все равно буду любить вас".

Недавно, когда я начал произносить перед Сином свою речь, он буквально потряс меня, сказав:

" Я знаю, папа. Если даже за всю свою жизнь я не получу ни одной хорошей оценки, ты все равно будешь любить меня".

" Это так, " — ответил я.

И тогда Син улыбнулся и сказал, хитро поблескивая глазами:

" Но разве ты не рад, что я отлично учусь? "

Должен признать, что он меня поймал, но я и не возражал. Во Второзаконии 10 Господь Бог сказал детям Израилевым, что Он дает им заповеди для их собственного блага (стих 13). И именно так я и хочу воспитывать своих детей: делая для них то, что для меня нелегко, но что всегда послужит для их собственного блага и развития.

" Да, — сказал я Сину, — Я рад, что ты получаешь все высшие оценки, потому что ты студент-отличник. Если ты получишь тройку или четверку, я расстроюсь, и мне придется принять определенные меры для того, чтобы помочь тебе улучшить оценки. Если ты способен отлично учиться, а я позволю тебе получать тройки и четверки, значит я не делаю для тебя всего, что могу".

С Кэти все было иначе. Мы с Дотти не нажимали на нее, не заставляли получать только отлично, потому что она скорее средняя ученица. Как же мы узнаем о том, насколько различны способности наших детей? Мы наблюдаем за ними, работаем вместе с ними и поощряем их. Мы всегда хорошо представляем, над чем они работают в школе и как они с этим справляются.

Мы также разговариваем с их учителями. Дотти и я, мы всегда старались, чтобы у нас были отличные отношения с учителями наших детей. Мы всегда ценили их вклад, а они ценили нашу заинтересованность. Учителя наших детей знают, что мы заинтересованы, и что они могут сказать нам правду.

Я хочу, чтобы Син и Келли поняли, что если я допущу, чтобы во время учебы в средней школе они получали мало или вовсе не получали отличных оценок, то я подведу их, и они будут расплачиваться за это всю оставшуюся жизнь. То же самое относится и к Кэти. Если мы дадим ей возможность завязнуть и не получать тех отметок, на которые она способна, мы также подведем и ее.

 

Предоставьте им свободу добиваться

 

Конечно, надо признать, что граница здесь очень тонкая. Но лучше всего, чтобы не нарушить ее, начать с принятия, а затем перейти к признанию. Сделайте так, чтобы ваши дети почувствовали себя в безопасности, почувствовали, что их любят, почувствовали свою значимость, чтобы ваши дети знали, что у них есть право на ошибку. Тогда им будет легче расслабиться и полностью реализовать свой потенциал. Получают ли они отметки в школе, участвуют ли в спортивных соревнованиях или занимаются любой другой работой, они делают это, ощущая, что они чего-то стоят, а не предпринимают отчаянные усилия для того, чтобы добиться одобрения. Мне всегда нравится говорить следующее:

 

" Я ценю усилия, которые делает мой ребенок

больше, чем его достижения, и я ценю

достоинства моего ребенка, как человека даже

больше, чем его усилия".

Иногда меня спрашивают, не может ли подобная высокая оценка усилий ребенка оказаться еще одним условием, которое подтолкнет его к тому, чтобы сделать исполнение своих обязанностей основой жизни. Конечно, это вполне возможно, но для меня наилучшей мерой предосторожности против этого заключается в том, чтобы постоянно трудиться над тем, чтобы принять, а затем по достоинству оценить детей. Неважно, как долго я этим занимаюсь, я никогда не стану " экспертом". Я всегда должен буду работать над тем, чтобы быть признательным и чутким отцом.

 

Я все еще борюсь со старыми привычками

 

Со старыми привычками трудно расстаться, и если я расслаблюсь хоть на минуту, то снова окажусь там, где начал, высматривая, что же мои дети сделали не так, вместо того, чтобы замечать их хорошие поступки. Попытки что-то изменить — это работа на всю жизнь, и я до сегодняшнего дня борюсь с подходом к воспитанию " Гневом Господним". Каждый раз, когда мои дети плохо ведут себя, мой первый и естественный порыв — обрушиться на них. Не важно, какие усилия я прикладываю, привычная реакция вскипает во мне.

Всегда существуют три барьера, которые я должен преодолеть. Один из них я уже упомянул — это старые привычки. Если я не сконцентрируюсь на том, чтобы не торопиться и принять моих ребят, оценив их по достоинству, то я этого и не сделаю. Я знаю, насколько это значимо. Я знаю, как это важно, но если я не буду ежедневно помнить об этом, я упущу возможность и вскоре вовсе не буду этого делать.

Второй барьер состоит в том, что сатана действительно " ходит как рыкающий лев" (1 Пет. 5: 8), и одним из самых действенных его орудий является рационализм. Я могу сказать себе:

" Мой отец был алкоголиком. Он никогда не тратил время на то, чтобы принять и оценить меня, а я вырос нормальным человеком".

Однако, это будет всего лишь предлогом, чтобы увильнуть от исполнения моих родительских обязанностей. Кроме того, мои дети растут в культурном окружении, совершенно отличном от того, которое знал я. Перед моими детьми стоят такие проблемы, которые даже и не существовали, когда я был в их возрасте. Они нуждаются во всей той помощи, которую только могут получить.

И так как я никогда не переставал сосредотачиваться на том, чтобы принять и по достоинству оценить моих детей, они точно знают, что именно я имею в виду, когда побуждаю их " сделать все, что в их силах". Я стараюсь подготовить их к жизни в том мире, где очень сильная конкуренция. Как представители человеческой расы мы все постоянно соревнуемся. В следующей главе Дик поведет беседу о положительных и отрицательных способах соревнования, и о том, как помочь вашему ребенку добиваться совершенства и не попасть в ловушку перфекционизма.

 

Для обдумывания, обсуждения и практического применения

 

1. Заключается ли ваш подход к воспитанию главным образом в том, чтобы " поймать их на чем-то, что они делают неправильно", или же " на чем-то, что они делают как надо"? А что бы сказали ваши дети?

2. Почему Джошу, по его словам, легко думать, что воспитывать в первую очередь означает исправлять и критиковать, и только потом — хвалить (если хвалить вообще)? Случалось ли такое когда-нибудь и с вами?

3. Прочитав эту главу, скажите, почему же похвала обладает такой силой? Что общего имеет похвала с тем, чтобы быть хорошим родителем?

4. Почему родителям следует с осторожностью пользоваться признанием? Что может случиться, если они не заложат надежного фундамента признания, вселив в детей уверенность, что принимают их?

5. Возьмите в библиотеке, или купите книгу " Сиюминутный менеджер" и прочтите несколько раз. Кратко запишите почерпнутые оттуда идеи полезные для лучшего исполнения родительских обязанностей.

6. Дополнительные примеры того, как выражается признание в Библии вы можете найти в Рим. 1: 8; Еф. 1: 15-16; Кол. 1: 3-4; 1 Фес. 1: 2-3; 2 Фес. 1. 3-4; Флм. 1: 4-7. 7. Какова та главная идея, которая прослеживается во всех выражениях признания со стороны Павла? Что вы можете узнать такого, что помогло бы вам в выражении признания по отношению к вашим детям?

7. Если у вас не вошло в привычку открыто выражать одобрение тому, что ваш ребенок делает правильно, начните с того, чтобы найти хотя бы две вещи, которые вы ежедневно сможете по достоинству оценивать в вашем ребенке. Когда найдете, обязательно скажите об этом вашему ребенку, как бы неловко вы себя не почувствовали в первый раз. Потом будет легче.

8. Став экспертом в области признания, попробуйте применить на практике идею Джоша о " сеансе оценки". Очень удобный случай — когда вся семья собирается за обедом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...