Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация моделей и процессов




Моделирование информационных процессов

Модели объектов и процессов

Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многообразны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности и поэтому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели. Кроме того, в реальном времени оригинал (прототип объекта, процесса, явления) может уже не существовать. На основании известных фактов методом гипотез и аналогий можно построить модель событий или природных катаклизмов далекого прошлого (теории вымирания динозавров или гибели Атлантиды, теоретическая модель “ядерной войны” и т.д.).

! Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.

Моделирование – построение моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.

В моделировании есть два заметно разных пути. Модель может быть похожей копией объекта, выполненной из другого материала, в другом масштабе, с отсутствием ряда деталей (игрушечный кораблик, домик из кубиков, макеты исторических памятников и т.д.). Модель может, однако, отображать реальность более абстрактно-словесным описанием в свободной форме, описанием, формализованным по каким-либо правилам, математическими соотношениями и т.д.

Классификация моделей и процессов

На сегодняшний день еще не существует общепринятая точка зрения на классификацию абстрактных моделей. Однако необходимость разложить по “полочкам” все многообразие используемых моделей приводит к таким, например, способам классификации объектов, как:
  • область использования;
  • учет в модели реального фактора (динамики);
  • отрасль знаний;
  • способ представления моделей.
Классификация по области использования Если рассматривать модели с позиций для чего, с какой целью они используются, то можно применить следующую классификацию:
  1. Учебные модели. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы.
  2. Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта (натурные модели). Используются для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик (модели конструируемых зданий, кораблей, гидроэлектростанций и.т.д.).
  3. Научно - технические модели используют для исследования процессов и явлений (синхротрон – ускоритель электронов, стенд для проверки телевизоров и т.д.).
  4. Игровые модели – это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Они прогнозируют поведение объекта в различных ситуациях, позволяют оказывать психологическую помощь, разрешать конфликтные ситуации.
  5. Имитационные модели не просто отражают реальность с определенной точностью, но и имитируют ее. Эксперимент либо многократно повторяется, чтобы изучить последствия каких-либо действий на реальную обстановку, либо проводится одновременно со многими другими похожими объектами. Это метод проб и ошибок. Например, опыты на мышах по испытанию новых лекарств, эксперименты в обычных школах по введению новых предметов в учебную программу.
Классификация с учетом фактора времени и области использования С учетом фактора времени модели можно разделить на:
  • статические модели– это как бы одномоментный срез информации по объекту. Например, медицинское обследование учащихся школы дает картину состояния их здоровья на данный момент.
  • Динамические модели – позволяют увидеть изменения объекта во времени (карточка здоровья ребенка в поликлинике, расчет сейсмических колебаний и других факторов при строительстве зданий и т.д.).
По области использования модели классифицируются на: биологические, исторические, физические и.т.д.). Классификация по способу представления По способу представления все многообразие моделей делится на две группы: материальные и информационные. Материальные модели иначе можно назвать предметными, физическими. Они воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение. Например, это – детские игрушки, чучела животных, географические карты, астрономические карты, макет ракеты, школьные физические и химические опыты. Подобные модели реализуют материальный подход к изучению объекта, процесса, явления. Информационная модель не имеет материального воплощения, стоятся на информации. В основе этого метода моделирования лежит информационный подход к изучению окружающей действительности. ! Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром. В свою очередь информационные модели имеют следующую структуру:
  • знаковые
  • компьютерные
  • некомпьютерные
  • вербальные
! Вербальная модель – информационная модель в мысленной или разговорной форме. Вербальные модели возникают в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или быть выражены словесно. Например, модель безопасного поведения человека на дороге, идея изобретателя, музыкальная тема в голове композитора, рифма в сознании поэта. ! Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными знаками, т.е. средствами любого формального языка. Знаковые модели окружают нас повсюду. Рисунки, тексты, графики, схемы... Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. По форме представления можно выделить следующие виды информационных моделей:
  • геометрические – графические формы и объемные конструкции;
  • словесные модели – устные и письменные описания с использованием иллюстраций;
  • математические модели – математические формулы, отображающие связь различных параметров объекта или процесса;
  • структурные модели – схемы, графики, таблицы и т.д.;
  • логические модели – модели, в которых представлены различные варианты выбора действий на основе умозаключений и анализа условий;
  • специальные модели – ноты, химические формулы и т.п.;
  • компьютерные и некомпьютерные модели.
Компьютерные и некомпьютерные модели Если модель выражена в абстрактной, умозрительной форме, то нужны некоторые знаковые системы, позволяющие описать ее,- специальные языки, чертежи, схемы, таблицы, алгоритмы, математические формулы и т.д. Здесь могут быть использованы два варианта инструментария: либо традиционный инструмент (линейка, карандаш и т.п.), либо более совершенный инструмент – компьютер. Значит по способу реализации информационные знаковые модели делятся на компьютерные и некомпьютерные модели. ! Компьютерная модель – модель, реализованная средствами программной среды. Компьютер работает с информацией. Поэтому следует исходить из того, какую информацию и в каком виде может воспринимать и обрабатывать компьютер (звук, видеоизображения, анимация, текст, таблицы и т.д.). Но для использования всего многообразия информации необходимо как техническое (Hardware), так и программное (Software) обеспечение. И то и другое – инструменты компьютерного моделирования. Информационные компьютерные модели строятся на основе следующих технологий:
  1. с помощью использования инструментального использования базовых универсальных программных средств (текстовые редакторы, СУБД, табличные процессоры, телекоммуникационные пакеты);
  2. компьютерного моделирования, представляющего собой
  • вычислительное (имитационное) моделирование;
  • “визуализацию явлений и процессов” (графическое моделирование;
  • “высокие” технологии, понимаемые как специальные прикладные технологии, использующие компьютер (как правило, в режиме реального времени) в сочетании с измерительной аппаратурой, сенсорами и т.д.

Основные этапы моделирования

Моделирование занимает центральное место в исследовании объекта, процесса, явления. Оно позволяет обоснованно принимать решение: как совершенствовать объекты, (процессы), надо ли создавать новые, как изменять процессы управления и, в конечном итоге, - как менять окружающий мир в лучшую сторону.

Прежде чем браться за какую-либо работу, нужно четко представить себе отправной и конечный пункты деятельности, а также примерные ее этапы. То же можно сказать о моделировании.

Прототип (объект, процесс) à Моделирование à Принятие решения

Отправной пункт здесь – прототип. Им может быть существующий или проектируемый объект либо процесс.

Конечный этап – принятие решения. На этом этапе мы либо создаем новый объект (процесс), модель которого мы исследовали, либо улучшаем существующий, либо получаем о нем дополнительную информацию.

Моделирование – творческий процесс. Заключить его в формальные рамки очень сложно. В наиболее общем виде его можно представить поэтапно.

I этап. Постановка задачи

    • Описание задачи
    • Цель моделирования
    • Анализ объекта

II этап. Разработка модели

    • Информационная модель
    • Знаковая модель
    • Компьютерная модель

III этап. Компьютерный эксперимент

    • План моделирования
    • Технология моделирования

IV этап. Анализ результатов моделирования

Четвертый этап показывает, соответствуют ли полученные результаты цели или не соответствуют. В последнем случае, необходимо вернуться либо на второй, либо на третий этапы.

Моделирование процессов в электронных таблицах

Расчет параметров геометрической модели

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...