Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни исторического сознания.

Происхождение именования церковной истории.

Еще в IV- м веке еп. Евсевием Кесарийским была написана первая «εκκλησιαστική ιστορία» - «Церковная история», что позволило его последователям назвать его «отцом церковной истории». Опираясь на догмат о промысле Божием, Евсевий Кесарийский предпринял попытку создания универсальной хронологии истории различных народов, в центре которой — воплощение Христа. Тем самым Евсевий заложил основы той хронологии истории, в которой события датируются либо по нисходящей («до Рождества Христова»), либо по восходящей («после Рождества Христова») хронологии.

 

Понятие об истории.

Термин «церковная история» состоит из слов ιστορία и εκκλησία.

Сначала о самом понятии «история». Оно происходит от «истор» - «свидетель, очевидец». В свою очередь «истор» происходит от «ода» - «вижу, ведаю, познаю». Это тот, кто сам был при событии и видел что-либо. «Ведение» не заключает в себе глубокого понятия о предмете: оно есть внутреннее состояние субъекта в его познании предмета; кто его имеет, тот не сомневается, оно ему очевидно. Однако, при этом «истор» не думает о приобретении «γνώστης»'α - научного знания в этом путешествии».

Разница между «ведением истора» и «знанием» можно продемонстрировать на примере знания о том, что все люди должны дышать, чтобы жить. Это становится очевидным из наблюдения. И ученый физиолог также знает это. Но между содержанием знания нашего и знанием последнего целая бездна.

Таким образом, в понятии истории дано указание на то, что история должна черпать свои сведения из таких источников, которые, в конце концов, подводили бы к непосредственным очевидцам, т.е., она должна опираться на «историю» в первоначальном смысле этого слова.

Научность исторического знания.

Задачей науки является «выявление закономерностей, общего и особенного в историческом процессе отдельных народов, регионов и человечества в целом». Как раз в этом вопросе – выявлении исторических закономерностей, и как следствие, построении согласно этим закономерностям прогнозов развития человечества в будущем – история, как наука, неубедительна.

Кроме того, Церковная История убеждена в том, что история человечества направляется промыслом Божиим, который творит его для реализации Своего божественного замысла о человеке – его об о жения, через свои воспитательные действия. Бог что движим в отношении к человеку Своей любовью, и исторические пути человечества находятся в зависимости от характера Его отношения к своему Творцу и Спасителю.

 

Социальная функция истории.

История в значительной степени играет в обществе воспитательную функцию, решая задачу культурной самоидентификации народа отвечая на вопросы: «Кто мы?», «откуда пришли?», «кто здесь был до нас?», «кто были наши предки?». Без исторического знания не было бы общественной памяти, человек не имел бы социальных корней. Без знания истории своей страны не может возникнуть национального самосознания, стремления сохранить духовные и нравственные ценности своего народа. А это, в конечном счете, угрожает национальной безопасности государства.

Историческое знание представляет вниманию человека такие образцы поведения, которым он сознательно или неосознанно стремится подражать. Т.е, историческое знание способствует формированию личности человека под воздействием конкретных примеров. Историческое знание способствует воспроизводству народа, как культурного типа, как носителя того или иного рода мировоззрения, и, соответственно, исторического сознания, как его составляющей части.

Уровни исторического сознания.

Обыденное историческое сознание-бессистемно, эмоционально окрашено, часто персонифицировано. Происходит на основании его личного опыта, когда он является очевидцем или даже участником каких-либо событий

Мифологизированное историческое сознание. Ф ормируется на базе народных (фольклорных) представлений об исторических явлениях, на базе легенд, сказаний, литературных, художественных произведений, исторических анекдотов. Мифологизированные представления назвать неадекватными и совсем не отражающими историческую действительность нельзя, ведь часто они основаны на реальных исторических фактах. «Идеи и мифы - тоже факты. Идеи и мифы, овладевшие массами, исторически весомее любых Колизеев и виадуков. Не видеть в мифе факта - значит перестать быть историком».

Высшим в официальной науке, уровнем исторического сознания является научный, в основе которого лежат научные суждения, гипотезы. Благодаря им, человек не только знает сами исторические факты, но и понимает их взаимосвязи, отражающих общие пути развития человеческого общества в целом и особенности развития своего отечества в частности. По этой причине важнейшим направлением исторических исследований в любой стране является ее отечественная история.

«Кто управляет историей, управляет будущим. Настоящий историк сквозь призму опыта прошлого осмысливает настоящее. Предлагает программу на будущее. Ибо сказано: БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО».

Конечно, нельзя сводить историю исключительно к этой ее воспитательной функции, пренебрегая достоверностью исторических фактов и их интерпретации. Иначе, рано или поздно, это может послужить дурную службу. Человек, воспитанный на мифах и легендах, столкнувшись с реальными историческими фактами, может разочароваться в тех идеалах, которым он ранее был привержен.

Несмотря на сомнения в способности истории, как науки давать точные прогнозы на будущее развитие человечества, она, тем не менее, представляет собой комплексную научную дисциплину, включающую в себя целый ряд разделов, направлений и вспомогательных наук.

Процесс исторического исследования можно «аллегорически сравнить с работой мастера-мозаичника, который не только должен отобрать камень нужного цвета и размера, но и найти ему место среди других камней, и только тогда из отдельных деталей конкретного рисунка проступит общая картина, которую будет способен воспринять и оценить зритель… Т.е., историк не только констатирует тот или иной исторический факт на основании сохранившихся данных о нем». Он стремится «объяснить его, установить его причины и значение, выявить его последствия, вписать его в исторический контекст времени и места действия».

Правда, в отличие от художника, историк не имеет права «огранить» изучаемый им исторический факт, «подстроить» его под отведенное ему заранее место. Впрочем, к сожалению, история знает немало подобных попыток, когда выдающий себя за ученого-исследователя автор старается специально подбирать факты для доказательства своей концепции, игнорируя и перевирая «незначительные» по его мнению события.

Предмет истории.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предметом изучения исторической науки является совокупность исторических фактов, явлений, событий прошлого в их взаимосвязях и взаимообусловленности. История при этом выступает как упорядоченная совокупность всех знаний и представлений о прошлом.

А основная цель исторической науки – собирание, обобщение и систематизация всех исторических фактов для выявления закономерностей, общего и особенного в историческом процессе отдельных народов, регионов и человечества в целом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...