Определение «Церковная История».
История Церкви есть, с одной стороны, наука историческая, она излагает перемены в прошлой жизни Церкви, пользуясь историческим методом. Но в тоже время исторический метод не применим в церковной истории, поскольку в нее, как науку богословскую входит еще и Божественный элемент, не подлежащий учету со стороны внешнего человеческого исследования. При помощи чисто исторического метода, например, невозможно выяснить причину происхождения христианства – поскольку Церковь есть мистическое Тело Христово. И этот сложный вопрос решается только в рамках Священного Писания и догматического богословия. Т.е., церковная история должна быть еще и наукой богословской, занимающей в богословии свое определенное место. Церковно-историческая наука в своей методологии и философии всегда и везде ищет высших обоснований для своего содержания – и в великом, и в малом. Главнейшей и общей здесь служит идея Промысла Божьего в истории Церкви, которая направляется им к христианскому совершенству и во всем составе человечества, и в лучших ее представителях, как по своему историческому положению, так и по духовно-интеллектуальным стремлениям и успехам. Для православного же исследователя церковная история является областью особо трепетного отношения. Ибо исследуется историческая жизнь Церкви, того самого мистического Тела Христова, частью которого исследователь является. И очень важно не забывать, что в данном случае история имеет своим предметом Церковь, а Церковь по слову апостола Павла есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Церковь есть новое существование, имеющее своей целью раскрыться в полноте после прекращения мировой истории.
ЦИ в ряду других богословских наук. История христианской Церкви стремится изобразить по возможности полно и всесторонне жизнь Церкви в её последовательном развитии. Специальная разработка отдельных сторон церковной жизни имела следствием возникновение целого ряда богословских наук исторического характера, – история догматов, символика, патрология, история христианской литературы, церковная археология, история богослужения и история христианского искусства. Общая церковная история имеет значение связующего центра и основной науки в среде всех этих частных дисциплин. – Будучи наукою-матерью для многих исторических дисциплин, церковная история связана с экзегетическим богословием (толкованием Библии и уяснением ее смысла), служащим источником для церковного богословия. В свою очередь церковная история помогает экзегетическому богословию, следя за историей канона. Предмет, задачи и методы церковной истории. Церковная история раскрывает систематическое и связное изложение всех явлений церковной жизни, совокупность которых представляет собою полную картину жизни христианской Церкви со времени ее образования до наших дней. История Церкви, как наука, должна иметь своим предметом: 1) как распространялась и сокращалась христианская Церковь и в каких отношениях находилась она к государству и другим религиозным обществам; 2) как сохранялось в ней учение веры и какие возникали для него опасности от ересей и расколов; 3) какие особенности допускались в совершении богослужения и таинств; 4) как действовала священная иерархия; 5) в какой мере нравственные христианские начала проникали в жизнь людей и содействовали их возвышению в духе христианства. Задача церковной истории не просто описать действительность и познать ее при соблюдении полной объективности, но сделать понятным целое историческое развитие, все изменения и, насколько возможно, объяснить ход истории.
В частности, задача церковной истории заключается в том, чтобы в подлежащей области а) собрать факты, извлечь данные из всех соответствующих областей, характеризующие жизнь Церкви, то есть, привести в систему весь доступный исторический материал; б) изучить его критически, установив подлинное, аутентичное, отвергнув подложное, фальсифицированное и указав сомнительное; в) наконец, изложить весь добытый и критически проверенный материал с соблюдением должных правил. Методы ИДЦ. Очевидно, что изложение исторических фактов должно быть составлено при помощи исторического метода, включая диалектический подход при решении тех или иных проблем. Факты нужно располагать в строго хронологическом порядке. Только такой порядок даст возможность понять факты в их естественном, закономерном, генетическом развитии и поможет установить связь между основаниями и следствиями, причинами и действиями. Но в тоже время в полной степени исторический метод не применим в церковной истории, поскольку в нее, как науку богословскую входит еще и Божественный элемент, не подлежащий учету со стороны внешнего человеческого исследования. При помощи чисто исторического метода, например, невозможно выяснить причину происхождения христианства – поскольку Церковь есть мистическое Тело Христово. И этот сложный вопрос решается только в рамках Священного Писания и догматического богословия. Церковно-историческая наука в своей методологии и философии всегда и везде ищет высших обоснований для своего содержания. Главнейшей и общей здесь служит идея Промысла Божьего в истории Церкви.
У христиан один Учитель - Христос, но Его Учение не было закреплено в письменной форме. Именно ученикам было вверено сохранить в памяти и записать происшедшее. Но всего, что видели и слышали свидетели Слова невозможно вместить в текст. «…и самому миру не вместить бы написанных книг». Отсюда, все это богатство содержания того, что передано Божественным Учителем его ученикам, содержится в Священном Предании.
Священное Предание, являющееся основным содержанием Церкви, связано с понятиями авторитета и отбора. «... Святой Дух руководит всем телом Церкви, и поэтому Церковь, руководствуясь своей полнотой познания и авторитетом, производит отбор того, чему надлежит стать ее Преданием». (протопрсв. Иоанн Мейендорф). В свою очередь в церковной истории отцы Церкви были авторитетными выразителями Предания Церкви. Основным и решающим условием в признании того или иного учителя отцом Церкви является апостольская вера, которую они в правильных понятиях толкуют для своих современников. Но именно одна знает, удовлетворяет ли "кандидат" неким трудно определимым, но, тем не менее, несомненно существующим внутренним требованиям, отражающим логику развития Предания, с одной стороны, и формирующим Предание - с другой. Если мы считаем писания святых отцов Церкви свидетельством истины, нам следует пребывать с ними в духовной преемственности, а это означает - не слепо повторять их слова, но усвоить некую внутреннюю логику, интуицию, последовательность, то есть историю развития святоотеческой мысли. А для того, чтобы нам понять их, примкнуть к их мысли, нужно изучать историю, которая неразрывно связана со Св. Преданием. Только вера Церкви, как единого целого, как сообщества верующих, объединенных и ведомых единым Духом, может "опознать" ересь, объяснить ту преемственность и постоянство христианской мысли во времени и пространстве, которые и составляют сущность Церковного Предания. В нашей Церкви только постоянный взгляд "изнутри " позволяет нам различать или даже ощущать постоянную линию преемственности в христианской истории. Эта преемственность динамично и неразрывно связана с чудом и тайной существования самой Церкви в веках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|