Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические задания и упражнения




Теорія мови / Загальне мовознавство

Практическое занятие № 1

ТЕМА: ЯЗЫК КАК СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Теоретические вопросы

1. Понятия системы и структуры.

2. Основные типы систем:

- естественные/искусственные,

- простые (гомогенные) / сложные (гетерогенные),

- иерархически организованные/ неиерархически (линейно) организованные,

- открытые/закрытые,

- динамические/статические,

- детерминированные/вероятностные.

3. Язык как определенный тип систем. Уровневая модель языка. Основания для выделения уровней. Уровни системные и функциональные.

4. Единицы уровней. Функции единиц разных уровней. Единицы языка и единицы речи: алло-эмическая система понятий для единиц всех уровней

5. Межуровневые единицы.

Литература

1. Березин Ф.М. Общее языкознание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература» / Ф.М. Березин, Б.Н. Головин. — М.: Просвещение, 1979. — 416 с.

2. Кодухов В.И. Общее языкознание: Учебник для студентов филол. специальностей. — М.: Высшая школа, 1974. — 303 с.

3. Кочерган М. П. Загальне мовознавство / М. П. Кочерган. – К.: Академія, 2006.‑ 400 с.

4. Попова З.Д. Общее языкознание: Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT: Восток - Запад, 2007. — 408 с.

Практические задания

1. Охарактеризуйте следующие объекты как типы систем: озеро, холодильник, человек, светофор, математический язык, язык жестов, язык, латинский язык.

2. Сравните точки зрения на сущность системы и структуры языка, представленные в учебниках В.И. Кодухова, Ф.М. Березина, М.П. Кочергана, а также определения системы и структуры языка в разных Словарях лингвистических терминов. Есть ли различия? Если да, сформулируйте их суть.

3. Почему язык называют системой систем? Докажите или опровергните утверждение, что каждый из уровней языка представляет собой систему.

4. Самостоятельно заполните таблицу:

 

Единица уровня в языке и речи Функции единицы Уровень, подуровни Межуровневые единицы Раздел языкознания
         

 

5.Определите, к какому из уровней языка относятся следующие единицы: по, к, дом, жизнь, ся, а, бешеные деньги, объегорить, он устал. Определите функции, которые выполняют эти единицы в системе языка.

6. Из каких элементов складывается «структура» склонения?

7. Проанализируйте лексическую парадигму слова красота.

8. Опишите следующие слова с точки зрения их фонетических, морфологических, лексико-семантических и синтаксических характеристик.

Дом, звездный, плыли.

9. Приведите примеры слов, с которыми вступают в парадигматические и синтагматические отношения русские слова дом, книга, линия.

 

 

Практическое занятие № 2

ТЕМА: ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА

 

Теоретические вопросы

1. Понятие о звуке речи. Звук речи в акустическом и артикуляционном аспектах. Правила фонетической транскрипции.

2. Артикуляционная классификация звуков:

– классификация звуков на гласные и согласные;

– классификация гласных звуков (по подъему, по ряды, по лабиализованности / нелабиализованности, по долготе / краткости);

– классификация согласных звуков (по способу образования; по месту образования; по палатализованности; по наличию шума)

3. Понятие фонетического процесса. Фонетические процессы: системные и функциональные; синхронные и диахронные; позиционные и комбинаторные.

4. Понятие фонемы. Функции фонемы. Отношения фонема / звук.

Литература

1. Березин Ф.М. Общее языкознание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература» / Ф.М. Березин, Б.Н. Головин. — М.: Просвещение, 1979. — 416 с.

2. Кодухов В.И. Общее языкознание: Учебник для студентов филол. специальностей. — М.: Высшая школа, 1974. — 303 с.

3. Кочерган М. П. Загальне мовознавство / М. П. Кочерган. – К.: Академія, 2006.‑ 400 с.

4. Попова З.Д. Общее языкознание: Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT: Восток - Запад, 2007. — 408 с.

Практические задания и упражнения

1. Определите слово по артикуляционным характеристикам звуков, составляющих его:

1) голосовые связки бездействуют, увула приподнята, язык своей задней частью приподнимается к твердому небу, а передней частью приближается к верхним зубам (кончик у нижних зубов), струя воздуха из ротовой полости с шумом выходит через эту щель;

2) голосовые связки вибрируют, губы растянуты, увула приподнята, язык сильно выгнут по направлению к твердому нёбу (более всего средней своей частью), воздух свободно проходит через ротовую полость;

3) голосовые связки напряжены и вибрируют, увула приподнята, язык своим кончиком приподнят вверх, к твердому нёбу, образуемая смычка мгновенно разрывается под напором воздушной струи и вновь восстанавливается;

4) голосовые связки дрожат, воздух свободно проходит через ротовую полость, огибая язык, который отодвигается назад, приподнимаясь к мягкому нёбу (в средней степени), увула приподнята, губы выпячиваются и округляются в трубочку;

5) голосовые связки расслаблены, увула приподнята, язык своей задней частью образует смычку с мягким нёбом, затем смычка разрывается потоком скопившегося за нею воздуха.

2. Назовите русское слово, в состав которого последовательно входят звуки со следующими признаками:

1) согласный, шумный, переднеязычный, щелевой, глухой, твердый;

2) согласный, шумный, переднеязычный, взрывной, глухой, твердый;

3) гласный верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный;

4) согласный, шумный, переднеязычный, взрывной, звонкий, мягкий;

5) гласный среднего подъема, переднего ряда, нелабиализованный;

6) согласный, сонорный, переднеязычный, носовой, звонкий, твердый;

7) согласный, шумный, переднеязычный, взрывной, глухой, твердый.

3. Определите, какие получатся слова, если: а) в словах год, вон, голос, бар, злой, жить первый согласный произнести без участия голосовых связок; б) в словах боль, било, бел, байка, дам, дочка, дядя первый согласный произнести с опущенной увулой; в) в словах мать, рад, томный, сок, бодро, тук, лук первый согласный произнести с участием средней части спинки языка, приподнимающейся к твердому нёбу; г) в словах корь, дуб, тень, тело, крен первый согласный произнести как щелевой, а не как смычный; д) если звуки, из которых состоят слова ель, лён, куль, толь, ноль, лёд, лоб, ток, произнести в обратном порядке.

4. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах (в зависимости от изучаемых языков).

Русск.: яд, жизнь, ошибка, ропот, сдоба, фильм, ёж, щука.

Англ.: know, this, thing, joy, leave, weather, poor, climb, chief.

Нем.: Nacht, singen, nicht, Pferd, Tee, Zunge, wenig, Achtung.

Франц.:bien, gagner, matin, loi, jour, contre, beaucoup, roux.

5. Затранскрибируйте слова. Отметьте случаи качественной и количественной редукции гласных:

волос – волосок – простоволосый, луч – лучи – лучевой, желтый – желтизна – желтоватый, шёпот – шептать – шепоток, ряд – ряды – рядовой, рыба – рыбак – рыбаки,

рябь – рябой – рябоватый, поле – поляна – полевой, шерсть – шерстянка – шерстяной, цирк – циркач – цирковой.

6. Затранскрибируйте словосочетания:

шьет иголкой, говорит с жаром, смеется над собой, вышел из-за стола, достал из стола, вошел без шума, делать из-под палки, изнемог от жары, письмо от брата, ночь длинная, нож тупой, нас двое, плащ был сырой, отец дома, плач громкий, от топота копыт, из сжатого кулака, погуляй с Шариком, свинья под дубом, в тех баснях, от самого дома. Какие фонетические изменения происходят на стыках слов? Охарактеризуйте их.

7. Определите, какие фонетические и какие исторические чередования звуков представлены в следующих примерах:

вырастить – выращивать, дом – дома – домовитый, смутить – смущать, грозить – угрожать, водный – водичка – водянистый, пять – пятак – пятачок, лес – лесок, верх – вершина – верховой, свет – светлеть – засветло, грубый – груб, ножи – нож, бечева – бечёвка, лодочка – лодка, сказочный – сказка, женить – женитьба, игра – сыграть, сон – сна, свет – свечу – освещение, водить – вожу – вождение, резать – нарезка – режу – резчик, область – областной, сердце – сердечко.

8. Ниже приводятся примеры фонетического искажения слов, встречающиеся в русском просторечии. Определите в каждом случае характер фонетического изменения.

Хто вместо кто, ланпа вместо лампа, конпот вместо компот, колидор вместо коридор, секлетарь вместо секретарь, асвальт вместо асфальт, битон вместо бидон, какаво вместо какао, коклета вместо котлета, тубаретка вместо табуретка, юрунда вместо ерунда, кохта вместо кофта, нивалид вместо инвалид, кардон вместо картон, суприз вместо сюрприз, скорпиён вместо скорпион, фиялка вместо фиалка.

9. Благодаря каким фонетическим процессам видоизменились следующие слова:

верблюд < вельблюд, ладонь < долонь, лакать < алкать, ватрушка < творушка, трезвый < тверезый, перепел < пелепел, февраль < феврарь, восемь < осьмь, тарелка < Teller (нем.), футляр < Futteral (нем.), мольберт < Malbrett (нем.), пономарь < парамонарь (гр. para monarius – “церковный сторож”), конституция < constitutio (лат.), Индия < India, трагикокомедия > трагикомедия, дикообраз > дикобраз, корненосый > курносый.

10. Какими фонемами различаются следующие пары слов:

русск.:там – дам, род – рот, пирог – порог, морозит – моросит, кон – гон, прожевать – проживать, частота – чистота, зал – жал, рок – бок, ус – ас, род – рад;

англ.:tea – key, day – gay, goat – coat, bull – pull, tell – sell, boy – joy, thing – wing, out – at,, row – bow, clip – slip, bed – bad, piece – cheese;

нем.:Mutter – Butter, machen - lachen, ehren – Ohren, dein – sein, Wache – Rache, wollen – sollen, Zeit – weit, Sohne – Sonne, Buch – Tuch;

лат.:ganeo – caneo, tono – sono, malus – balux, ubi – ibi, ros – bos, ut – at, logus – rogus, qui – cui.

 

 

Практическое занятие № 3

ТЕМА: МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА

 

Теоретические вопросы

 

1. Понятие о морфеме как основной единице уровня. Межуровневые единицы.

2. Классификация морфем:

- корень и аффиксы (префикс, постфикс, инфикс, трансфикс, циркумфикс/конфикс, интерфикс);

- словообразовательные (деривационные) и словоизменительные (референциальные и реляционные) аффиксы.

3. Грамматический функциональный уровень языка. Морфология как наука. Основные понятия морфологии (грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическое средство, грамматический способ, грамматическая парадигма, грамматическая категория).

4. Словообразовательный функциональный уровень языка. Словообразование как наука. Основные понятия (производящая/производная основа, производное слово, деривационное (словообразовательное) значение, словообразовательная модель, способ словообразования).

 

Литература

1. Березин Ф.М. Общее языкознание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература» / Ф.М. Березин, Б.Н. Головин. — М.: Просвещение, 1979. — 416 с.

2. Кодухов В.И. Общее языкознание: Учебник для студентов филол. специальностей. — М.: Высшая школа, 1974. — 303 с.

3. Кочерган М. П. Загальне мовознавство / М. П. Кочерган. – К.: Академія, 2006.‑ 400 с.

4. Попова З.Д. Общее языкознание: Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT: Восток - Запад, 2007. — 408 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...