Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические задания и упражнения




1. Выделите в приведенных словах морфемы и определите их тип и значение: забор, ловля, объявление, прикалывать, преподаватель, переподготовка, памятный, поделиться, просвещение, большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой.

2. Определите словообразующие и формообразующие морфемы в следующих словах:

русск.: заколка, синеть, огорода, собрал, скошенный, кашпо, трава, роза, ожидание, грубо, поющий, пение, старейшие, собрание, читал, чтение, поддерживая;

англ.: return, yellow, edges, immovable, colour, legiblly, transparent, air, pyramid;

нем.: Morgen, Sicherheit, seltsam, Wirtschaften, Lehrer, zusammengebracht, Bedeutung, lesen, geschrieben.

3. Укажите, какие грамматические значения и какими средствами выражены:

русск.: стол – стола - столу; кот - коты; избегал - избежал; белый - белее - белейший; хорошо - лучше; разрезать - разрезать; иглы - иглы; иду - шел; говорю - говоришь - говорит; напишу - буду писать; поехал - поехал бы;

англ.: man – men; sing – sang; good – better – best; write – writes; spoke – had spoken; boy – boy’s; I – me; go – went; girl – girls.

нем.:der Mann – die Männer; schreibe – schreibst – schreibt; er – ihm – ihn; viel – mehr; das Kind – des Kindes – dem Kinde – die Kinder; lese – las; sagte – hatte gesagt; blau – blauer – blauest.

4. На основании общности какой или каких грамматических категорий мы относим к одной части речи следующие слова:

русск.: а) лошадь, погода, такси; б) рисовала, съешьте, печь; в) натощак, затемно, исподтишка; г) красен, бестолковый, теплейший; д) семьдесят, девятьсот, пять.

англ.: а) wind, driver, reason; б) cold, reasonable, easiest; в) have, had, drive.

нем.: а) gesehen, bestellt, zuruckgekehrt; б) und, deshalb, aber; в) der Sprecher, die Kraft, der Kranke.

5. Определите частеречную принадлежность выделенных слов в следующих контекстах. Имеют ли выделенные слова омонимические формы, относящиеся к другой части речи? Ответ мотивируйте.

Русск.: За лесом грянуло “ура”! Россия начала войну, будучи неподготовленной к ней. В данных обстоятельствах

Англ. We met at the Mall’s center. One should focus on his material. Feathers of a bird flock together.

Нем.Der Himmel ist blau. Die Studenten sind sehr fleissig. Die Kranke darf schon aufstehen.

6.Выделите продуктивные суффиксы в словах, создайте с каждым из них словообразовательный тип.

Русск.: мудрость, пустота, водитель, программист, работник, глинистый, высь, мудрец, журналистка, баловство, перечитать.

Англ.: teacher, freedom, friendship, darkness, attention, childhood, driving, happiness, slowly.

Нем.:Eigentum, Lehrer, Freiheit, Jungling, schreiben, Liebling, Schlosser, Freundschaft, Kleidung, Kindchen.

 

 

Практическое занятие № 4

ТЕМА: ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА. ВОПРОСЫ ОНОМАСИОЛОГИИ И ЭТИМОЛОГИИ.

Теоретические вопросы

 

  1. Слово как центральная единица языка. Проблема определения слова. Признаки слова. Отношение слова к предмету внеязыковой действительности. Отношение слова к чувствам и желаниям человека. Отношение слова к другим словам языковой системы.
  2. Семантическая структура слова. Понятие семы. Типы сем. Компонентный анализ.
  3. Развитие лексического значения слова. Полисемия. Способы образования переносных значений.
  4. Системные отношения в лексике (синонимия, антонимия, омонимия, паронимия, ЛСГ, ЛСП, тематические группы).

5. Слово как номинативная единица. Мотивировка слова (понятие внутренней формы слова, свойство идиоматичности слова). Этимологический анализ как способ выяснения утраченной мотивировки. Ложная (народная) этимология.

 

Литература

1. Березин Ф.М. Общее языкознание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература» / Ф.М. Березин, Б.Н. Головин. — М.: Просвещение, 1979. — 416 с.

2. Кодухов В.И. Общее языкознание: Учебник для студентов филол. специальностей. — М.: Высшая школа, 1974. — 303 с.

3. Кочерган М. П. Загальне мовознавство / М. П. Кочерган. – К.: Академія, 2006.‑ 400 с.

4. Попова З.Д. Общее языкознание: Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT: Восток - Запад, 2007. — 408 с.

 

Практические задания

1. Укажите, какие слова в данных предложениях имеют денотативное, а какие сигнификативное значение.

Этот юноша – студент. Луна – спутник Земли. В комнату вошла молодая хозяйка. Ирина вышла замуж, теперь она – молодая хозяйка. Книга лежит на письменном столе. Мой письменный стол – это подоконник. Анна Петровна любит оперу.

2. Ниже приводятся ряды русских слов. Определите, какими семантическими компонентами (содержательными и/или коннотативными) отличается в каждом ряду значение каждого слова.

Дом, изба, здание, халупа, очаг, домишко, апартаменты.

Уговаривать, просить, умолять, канючить, выпрашивать, клянчить.

3. Определите способы переноса значений:

блюдо (посуда - кушанье), зерно (семя - небольшой предмет - зерно истины), серебро (металл - посуда), яблоко (фрукт - глаз), дом (здание - учреждение - семья), круг (геометрическая фигура – спасательный - друзей), удар (толчок - звук - причина эмоциональной реакции), труд (физический - печатный); англ. paper (бумага - газета), cold (холодный - простуда), record (запись - пластинка), нем. Abschied (прощание - отставка), Decke (одеяло - потолок), Kugel (шар - пуля), Schirm (зонт - козырек - экран); фр. tableau (доска - картина - таблица), pied (нога - след - основание), maison (дом - семья - фирма), journal (дневник - журнал).

4. Используя словари, подберите синонимы и антонимы к каждому значению следующих многозначных слов.

Русск.: старый, большой, сухой, твердый, горячий.

Англ.: small, easy, start, new, weak.

Нем.: lange, schwer, voll, schrecklich.

Франц.: danger, méchant, ombre, grand.

5. Приведите примеры омофонов, омоформ и омографов в русском языке.

6. Распределите слова на группы с точки зрения ясности/неясности их внутренней формы: восток, будильник, переплетчик, масло, видеть, кольцо, покрывало, порошок, говядина, колючка, свёкор, зверинец, зеркало, тягач, окно, равнина, перстень, едок, челка, вешалка, неделя.

7. Сравните приведенные ниже номинации, установите по внутренней форме слов, какой признак обозначаемых ими предметов положен в основу номинации.

Зарплата – получка – жалованье; рукавица – перчатка; платок – косынка – накидка; ограда – плетень – частокол; гладить – утюжить.

10. Определите, как создается ЯИ в демотиваторах.

 


 

 

Практическое занятие № 5

Тема: Синтаксический уровень языка.

Теоретические вопросы

  1. Понятие о синтаксическом уровне языка. Синтаксический уровень в ряду других языковых уровней.
  2. Единицы синтаксического уровня. Предложение и высказывание как единицы языка и речи.
  3. Аспекты изучения синтаксиса:

1) Структурный аспект предложения. Понятие структурной схемы как грамматического образца предложения. Базовые и производные предложения.

2) Семантический аспект предложения (понятие модусной и диктумной семантики).

3) Коммуникативный аспект предложения. Актуальное членение предложения.

 

Литература

1. Березин Ф.М. Общее языкознание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература» / Ф.М. Березин, Б.Н. Головин. — М.: Просвещение, 1979. — 416 с.

2. Кодухов В.И. Общее языкознание: Учебник для студентов филол. специальностей. — М.: Высшая школа, 1974. — 303 с.

3. Кочерган М. П. Загальне мовознавство / М. П. Кочерган. – К.: Академія, 2006.‑ 400 с.

4. Попова З.Д. Общее языкознание: Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT: Восток - Запад, 2007. — 408 с.

Практические задания

1. Данные словосочетания разбейте на три группы в зависимости от вида синтаксических отношений между компонентами: а) согласование; б) управление; в) примыкание. Укажите, какими средствами осуществляются в них эти связи. Какие выводы можно сделать, сравнивая результаты разбивки словосочетаний в русском и изучаемом языках?

Русск.: упасть навзничь; совет отца; вчера утром; девочка из легенды; вернуться домой; дело чести; горные вершины; построить дом; прийти на праздник; вечерний звон; мчаться стремглав; любить человека; достояние народа; лелеять мечту; безмерно счастливый.

Англ.: depends on you; come here; Mary's brother; look at me; these books; go away; black table; a book cover; his answer; read a letter; nice of you; a running boy; bad manners; speak loudly.

Нем.: Klavier zu spielen; langsam gehen; die Befreiung des Volkes; schreiben den Artikel; die dunklen Tannen; sehr schwierig; roter Apfel; ein Fest geben; in der Hutte stehen; dein Gesicht; bleiben auf dem Bahnhof; neues Kleid; heute Abend; der Gipfel des Berges.

2. В приведенных ниже предложениях найдите все возможные словосочетания и определите в них тип синтаксической связи:

Возле складов тускло мерцали огни ночных фонарей. В сумерках маленькие облака сползли с гор, оказались сырыми серыми тучами, плотно заволокли узкую долину. Старик говорил долго и с большой охотой. Нас радушно встретил сухощавый охотник, оказавшийся настоящим отшельником. Однажды поздно вечером Митя вышел на заднее крыльцо. В купе вагона мой сосед, маленький и нервный человек, очень тихо рассказал мне страшную историю.

3. Охарактеризуйте следующие предложения с точки зрения структуры. Составьте структурную схему предложений.

1. Люблю небо, траву, лошадей, а всего больше – море. 2. Полдень знойный: на небе ни облачка. 3. Она поехала на лошадях, и он провожал ее. Ехали долго. 4. Иду сосняком. По болотам туман. 5. Осень. Лист поблек, наполовину облетел. 6. Веселые огоньки зажглись в светлых, бесстрашных глазах Лопахина. 7. В походке, в движениях, в звуке голоса его была решительность и твердость, каких жена никогда не видела в нем. 8. Другие мысли и представления касались той жизни, которою он желал жить теперь. 9. Ничего не видно: ни массива, ни скал, ни лесов. 10. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. 11. Молнии освещали лес огнем и мгновенно исчезали.

4. Определите в предложениях диктумное и модусное содержание. Определите характер модусных смыслов.

1. Ей казалось, что она не имеет права заставить его высказаться. 2. И вот, наконец, вокзал – маленький, всегда безлюдный. 3. Это, бесспорно, один из важных периодов моей жизни. 4. За дождем не видно было ни моря, ни неба. 5. «Снег, видно, к оттепели», - сказала Тамара. 6. Я, казалось, не мог найти выхода из создавшегося положения. 7. Правда на вашей стороне. 8. Однако и то правда, что это лето стало как все лета. 9.Долго не находил я никакой дичи; наконец из широкого дубового куста полетел коростель. 10. Я считаю, что она обязательно придет.

5. Проанализируйте приведенные ниже предложения с точки зрения тема-рематической организации.

1. Летние вечера хороши! 2. Хороши летние вечера! 3. Но это продолжалось лишь несколько секунд. 4. Не нравилось ему только изобилие собак и кошек. 5. Моя сестра любит природу. 6. Послышались шаги и веселый говор. 7. Погода испортилась внезапно. 8. Донесение о результатах ночной разведки капитан Рюмин отправил в штаб полка в пять часов. В нем запрашивались ближайшая задача роты, связь и подкрепление соседями. 9. Встать Шурка никак не решался.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...