Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Курсовая работа на тему: Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития Выполнила: Студентка 5 курса дневного отделения Наталья Владимировна.
Красноярск 2005 Оглавление Введение Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 1.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 1.2 Симптоматика и механизмы нарушения фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития 1.3 Анализ методик, направленных на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Глава II. Констатирующий эксперимент2.1 Организация, методы и методики исследования фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития 2.2 Изучение особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития2.3 Анализ констатирующего эксперимента Глава III. Методические рекомендации по оптимизации процесса развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ЗПРЗаключение Список используемой литературы
Введение
Актуальность исследования. Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А. Власова (1984), М.С. Певзнер (1971), К.С. Лебединская (1987), В.И. Лубовский (1978), У.В. Ульенкова (1990), Н.А. Цыпина (1984), В.В. Лебединский (1985) и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.
У данной категории детей, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. На это указывают исследования таких авторов как Е. В. Мальцева (1990), С.Г. Шевченко (1987), В. А. Ковшиков (1967), Ю.Г. Демьянов (1970), Р.И. Лалаева (1992) и др. Нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Так, у дошкольников с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонематической стороны речи. Задержка в формировании фонематического восприятия у дошкольников с такой аномалией развития к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, приводит к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению. Объектом исследования является особенности фонематической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.Предмет исследования. Особенности нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития.Гипотеза исследования. В ходе обследования мы предположили, что изучение особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития позволит нам составить методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития фонематического восприятия.Цель исследования. Выявить особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития, теоретически обосновать и составить методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития фонематического восприятия.Задачи исследования:
1. Выявить степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе. 2. Отобрать методики для выявления уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития. 3. Провести экспериментальное исследование. 4. Составить методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях развития фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития. Практическая значимость исследования находит отражение в подборе различных вариантов методик для изучения уровня развития фонематического восприятия, предлагаемых для работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития. Методы исследования определялись в соответствии с целью и гипотезой работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ теоретической литературы по проблеме исследования, ко вторым – изучение психолого-педагогической документации, работы логопеда, наблюдение за детьми, эксперимент, статистические методы обработки материалов.
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|