Тема 7. Занятие 1. Слова, обозначающие признаки предметов.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Цель: 1. знакомство со словами, обозначающими признаки предметов, формирование практических навыков подбора признаков, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Овощи»; 2. развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики; 3. формирование внимания к языковым явлениям. Дидактические средства: предметные картинки «Овощи», мяч, тетради, схемы предложений. Ход занятия 1. Организационно-подготовительная часть занятия. Упражнение «Мыши». Вышли мыши как-то раз (Дети маршируют.) Посмотреть, который час (Руки на пояс, поворот вправо-влево.) Раз, два, три, четыре - (Хлопки в ладоши.) Мыши дернули за гири, (Имитация дергания за веревку.) Вдруг раздался страшный звон (Ладони к щекам, покачивание головой.) Побежали мыши вон. (Бег на месте.) Мыши, замрите! Кто зашевелился после команды «Замри!», того съела кошка. 2. Основная часть занятия. • Слова, обозначающие признаки предметов. — Логопед: Однажды пошли мыши на огород, а на огороде растут разные... А какие овощи вы знаете? Догадайтесь, о чем я говорю: круглый, красный, сочный. (Ребенок, отгадавший овощ по описанию, получает картинку и отвечает на вопрос: помидор — какой?| Аналогично описываются другие овощи.) - Логопед: Сегодня мы будем знакомиться со словами, обозначающими признаки предметов и отвечающими на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Собирали мышки овощи, да, видно, ушки им землей запорошило, стали они плохо слышать и все время переспрашивают. Я говорю «зеленый», а они переспрашивают: «Какой?» Поиграем в глуховатых мышек? • Постановка вопросов к словам, обозначающим признак предмета. Логопед называет прилагательное, соответствующее изображенному на картинке овощу, а ребенок переспрашивает: «Какой? (-ая, - ое)». После уточнения картинка выставляется на наборное полотно.
• Динамическая пауза. — Подул ветерок, прочистил мышкам ушки, и они снова хорошо слышат. Можно и поиграть! Логопед бросает ребенку мяч и задает вопрос: Какой? (Какая?, Какое?) Ученик возвращает мяч, называя соответствующее прилагательное. • Распространение предложения определением. — Мышки немножко учились в мышиной школе. Они составили предложение об овоще. Попробуйте угадать, что это за предложение. На наборном полотне — карточка с двумя полосками и предметная картинка с изображением овоща. Дети составляют предложения типа: «Растет помидор», говорят, сколько слов в предложении. — А можно сделать так, чтобы в предложении было 3 слова? К слову, обозначающему предмет, подберем слово, обозначающее признак: «Растет красный (круглый, сочный) помидор». Что означают слова «красный», «круглый», «сочный»? Слова-признаки добрые, веселые, и обозначать их будем вот такой волнистой линией (демонстрация карточки с волнистой линией). (Аналогично, по схемам на наборном полотне и картинкам, дети доставляют предложения о других овощах.) • Развитие мелкой моторики. Штриховка. Детям раздаются трафареты огурца, помидора, морковки и дается задание обвести овощи, заштриховать огурец вертикальными линиями, морковь горизонтальными, а помидор — по спирали. • Составление предложения по схеме. — Дети, посмотрите, какое длинное предложение! Посчитай, сколько в нем слов. Давайте составим такое об огурце (помидоре, моркови). На наборном полотне схема предложения из четырех слов: сказуемое, два определения, подлежащее. Дети составляют предложения и чертят схемы в тетради. 3. Заключительная часть занятия. • Смысловая рефлексия занятия (что учились делать, с какими словами познакомились, что обозначают эти слова, какие вопросы отвечают?)
• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось?). • Пароль на выход: придумать по одному слову-признаку.
Тема 8. Занятие 1. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе. Цели: 1. формирование практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Одежда»; 2. развитие фонематического восприятия; 3. формирование внимания к языковым явлениям, речевой произвольности, коммуникативных навыков. Зрительный ряд: предметные картинки «Одежда», две куклы из картона и бумажная одежда к ним, наборное полотно, фишки. Звуковой ряд: музыка для релаксации. Ход занятия 1. Организационно-подготовительная часть занятия. • Релаксация под музыку «Волшебный сон». • Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка. 2. Основная часть занятия. 1. Подбор прилагательных к существительным. 1.1. Логопед: «Сегодня к нам в гости пришли два брата, Саша и Дима. Они очень похожи, но различить их можно (демонстрация кукол из картона). У Саши волосы светлые, а у Димы какие? (темные). У Саши глаза карие, а у Димы какие? (голубые). У Саши шорты синие, а у Димы какие? (серые). Повторим еще раз. Волосы (глаза, шорты) какие? Давайте вспомним стихи, которые мы учили. Если вдруг вопрос: «Какие?», Говорим мы: «-ые, - ие»: Голубые, синие, Серые, красивые, Если же вопрос «Какая?» Говорим мы: «-ая, - яя»: Светлая, весенняя, Темная, осенняя. Если вдруг вопрос: «Какой?», Говорим мы: «-ий, - ый, - ой»:... Синий, зеленый, большой, Маленький, теплый, смешной. 1.2. Логопед: «Однажды стали братья наводить порядок в платяном шкафу. Там было много одежды. Догадайтесь, какая одежда была в шкафу?» Дети называют предметы одежды, а логопед выставляет на наборное полотно картинки: рубашки, брюки, свитера, майки, куртки различных цветов. 1.3. Логопед: «Разложим одежду на две полки: для Саши и для Димы. У Саши рубашка розовая». Ребенок выходит к доске, ставит соответствующую картинку и говорит: «рубашка какая? - розовая», четко выделяя окончания вопроса и прилагательного. Аналогично проводится работа с остальными картинками.
2. Динамическая пауза. Стихи с движениями. Горка высокая поднять руки вверх, Река глубокая подняться, руки вверх Звезда далекая потянуться присесть И одинокая движения рук вправо-влево Далее логопед говорит только существительное, а дети должны подобрать прилагательное и выполнить действие: Горка..., река..., звезда..., Горы..., реки..., звезды..., Беседа об одежде: Логопед выясняет у детей, какая бывает одежда (по сезонам, по принадлежности), какую одежду носят зимой (летом, весной осенью). 4. Игра «Магазин». На наборном полотне картинки с изображениями одежды. Ребенок должен сказать, какая одежда ему нужна, указав цвет, например «Мне нужна розовая рубашка». Если ребенок правильно согласовал прилагательное с существительным, он получает фишку и продолжает быть покупателем. Если он ошибается, покупателем становится другой. Выигрывает тот, кто успеет больше купить (у кого больше фишек). 3. Заключительная часть занятия. • Смысловая рефлексия занятия (что учились делать). • Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось). • Пароль на выход: логопед называет существительное, ребенок подбирает прилагательное и наоборот.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|