Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к составлению психологической характеристики личности ученика




Требования к характеристике

Характеристика должна быть ПОДРОБНОЙ, НЕ ФОРМАЛЬНОЙ, АВТОРСКОЙ.

Главные требования – наличие глубокого анализа материала наблюдений и данных, полученных при проведении методик, и не формальный характер отчета (чтобы видно было своеобразие ученика! За идентичные работы автоматически снижается оценка). С целью изучения ученика следует использовать 3 методики. Результаты проведенных методик должны быть органично включены в характеристику со ссылками на методики! Сами тесты с обработкой и результатами должны быть представлены отдельно. К характеристике обязательно прилагаются в отдельном файле материалы, получен­ные через анкеты, тесты, беседы и т.п. Без приложений этих материалов характеристики не принимаются, практика не засчитывается.

Методики представлены ниже.

Требования к аналитическому отчету

Основная задача аналитического отчета – рефлексия профессиональной деятельности практикантом, самоанализ и самооценка своего стиля деятельности, компетентности, определение стратегий профессионального развития.

Аналитический отчет включает:

- общее впечатление и особенности данной практики;

- уровни реализации целей и задач практики;

- самоанализ себя как педагога;

- положительные и отрицательные моменты в подготовке студентов к психологической работе, выявленные в процессе практики (иллюстрация примерами);

- рекомендации по дальнейшему улучшению преподавания психологических дисциплин;

- конкретные рекомендации по улучшению руководства практикой студентов по психологии.

 

Главные требования – не формальный характер и конкретные, а не расплывчатые выводы.

 

Методические указания

К оформлению отчета по психологической практике

1. Отчет помещать в папку с файлами с мягкой пластиковой обложкой зеленого цвета. В оформлении отчета использовать листы формата А4. Отчет обязательно заверяется печатью учебного заведения.

2. Структура отчета: титульный лист (образец см. ниже), введение, характеристика ученика, (см. схему ниже), аналитический отчет (см. требования выше), приложения (детские работы, обработка).

3. Во введении кратко указать цели психологической практики, методы исследования, место и время прохождения практики.

4. Использовать в характеристике такие речевые обороты, как: «Согласно данным методики…», «Результаты проективного теста показали, что …», «По отзывам учеников…», «(см. Приложение …)» и т.п.

5. В отдельном файле к характеристике обязательно приложить следующие материалы: заполненные бланки тестов, анкет, вопросы и ответы проведенных бесед, а также интерпретацию и анализ результатов исследования. Без приложений характеристики не принимаются и практика не засчитывается!

Отчеты предоставляются на кафедру психологии лаборанту Ирине Николаевне (ул. Чернышевского, д. 25 А, 5 корпус, 219 кабинет) с 10.00 до 16.00 в первый день учебы после завершения практики.

Отчеты должны быть в печатном виде (в мягкой зеленой папке с файлами внутри). Объем не менее 12 страниц печатного текста на формате А4 (Шрифт 14, интервал 1, поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.). В начале – титульный лист по приведенному образцу (см. ниже). В отдельном файле внутри папки должны быть представлены тесты с обработкой и результатами, а также детские работы.

В случае необходимости обращайтесь за консультациями. Мой телефон 8-917-452-91-42. Пришлите на мой электронный адрес [email protected]

расписание уроков по школам с вашими номерами телефонов, тема письма должна быть «Студент. Практика. Расписание».

Удачи!

Ирина Идиятовна Ахтамьянова


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

Им. М.Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)

 

 

Институт педагогики

Педагогическое образование

Профиль: Музыкальное образование

(МКТ)

3 курс

Отделение очное

 

 

Кафедра психологии

 

 

ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТОВО

 

Отчет по психологии

 

 

Руководитель педагогической

практики по психологии:

доцент Ахтамьянова И.И.

 

Уфа 2015


Психологическая характеристика личности ученика

Методические рекомендации к составлению психологической характеристики личности ученика

 

Основная цель психологической практики - выработать у студентов умения и навыки решать задачи, требующие применения психологических знаний.

Эта цель может достигаться несколькими путями, но наиболее эффективный путь - изучение личности школьника и составление его характеристики с целью выработки рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ученика.

Поэтому студенты получают следующее задание - изучить личность школьника и составить его психологическую характеристику с использованием научно-психологических методов, включая наблюдение, описание и анализ педагогических ситуаций (кейсов), диагностические методики выявления психологических особенностей личности, ее места и роли в коллективе, уровня притязаний, познавательной деятельности и др.

Работа над характеристикой требует от студентов знаний теоретических положений психологии человека, психологии развития, педагогической и социальной психологии.

Схема характеристики включает в себя различные пункты, раскрытие каждого из которых предполагает осуществление работы по психологической диагностике определенных структурных элементов личности учащегося. Это достигается путем изучения личности с использованием психодиагностических методов.

Каждый пункт характеристики снабжен указанием на конкретные методы, которые необходимо использовать. Основные методы: 1) наблюдение, 2) тесты, 3) опросы (анкеты), 4) кейсы (анализ ситуаций).

Важным методом изучения личности школьника является наблюдение. Наблюдение следует проводить в разных ситуациях: на уроках, во время перемен, внеклассных мероприятий. Наблюдению подлежат различные движения, высказывания ученика, манера общения со сверстниками и взрослыми, поведение вне школы и т.д. Во внешних проявлениях ученика студенту-практиканту надлежит увидеть психологический смысл, психологическую сторону действия, поведения, т.е. обнаружить мотивы, цели поведения, особенности характера, воли, чувств, особенности внимания, памяти и т.д. В общем, наблюдаемый акт поведения следует анализировать и оценивать в единстве его внутреннего (психологического) и внешнего (моторного) проявления.

В ходе наблюдения за личностью ребенка практикант формулирует свои исследовательские гипотезы относительно мотивов, психологических причин поведения школьника. Для проверки гипотезы, он выборочно может исследовать отдельные стороны личности школьника.

Кроме наблюдения, следует использовать методики (опрос и тесты). (СМ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ФАЙЛ К ПИСЬМУ с заданием)

Выбор методик осуществляется как при непосредственном участии и рекомендациях преподавателя психологии, так и самостоятельно. Студент должен использовать не менее 3 методик, направленных на изучение разных сторон личности ученика (например, 1 методика исследования познавательной сферы личности, 1 методика исследования эмоционально-волевой сферы личности, 1 методика исследования мотивационной сферы и направленности личности). Результаты анализа полученных данных должны быть органично включены в характеристику со ссылками на проведенные методики.

После получения необходимых данных, полученных с помощью наблюдения, психодиагностики, анализа кейсов, студент-практикант составляет целостную картину о личности школьника, описывая ее в психологической характеристике. Характеристика должна быть авторской, конкретной, ясной, не формальной, доказательной, обоснованной, раскрывающей личность ученика во всех ее проявлениях (учебная деятельность, взаимоотношения и т.д.).

При написании характеристики студент должен использовать психологически грамотный язык, правильно употреблять термины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...