Считаете ли Вы смирение добродетелью?
Считаете ли Вы смирение добродетелью? Для некоторых выпускников смирение оказалось синонимом пассивности, жизненной вялости. Самоубийство актера – пример, «который показывает, что смирение не является добродетелью» «Я не считаю смирение добродетелью», - пишет выпускница, объясняя это тем, что от него «опускаются руки» и приводя в пример Гринева и Машу Миронову как людей, не смирившихся с ситуацией и сумевших её переломить и добиться успеха. Смирение трактуется как слабость: человек «опускает руки, смирившись с тем, что что-то не получается с первого раза». В противовес выдвигается не смирившийся герой: «Я уверена, что смирение с тем, что всему племени предстоит умереть в лесу, не казалось Данко добродетелью». Выпускники чувствуют, что в самом понятии заключена сложность, определяющая возможность двоякой трактовки этого качества. Поэтому авторы некоторых работ строят их на сопоставлении «негативного» и «позитивного» примеров. Смирение Самсона Вырина – отрицательный пример, так как он не смог защитить свои честь и достоинство, а Соня Мармеладова – позитивный, так как смирилась ради блага близких. Но не нужно путать смирение со слабостью, всегда надо находить «золотую середину», чтобы понимать, где нужно смириться для душевного покоя, а где нужно бороться наперекор судьбе. Вообще даже небольшая подборка сочинений по данной теме показывает, что обучающиеся испытывают огромные трудности в осмыслении понятий из области духовной жизни, освоение которых требует знакомства с религиозными категориями, понимания основ православной культуры. Слабое представление об этих категориях проявляется у некоторых выпускников в парадоксальных суждениях. Так автор одного из сочинений сам не может определиться, приводит он Андрея Дубровского в пример смирения или гордыни. В одной из работ примером пагубного смирения выступает горьковский Ларра. По мнению автора работы, он напрасно смирился с судьбой гордеца-изгнанника. А если бы извинился за убийство девушки и попытался вернуться к людям, результат был бы другой. Наивность этих рассуждений весьма огорчительна.
Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека? Размышления на данную тему тоже не обошлись без шаблонных отсылок к смыслу ключевых понятий: «Поле битвы добра и зла сердце человека? Для начала разберемся с понятием значения добра и зла». Причем в рамках этой темы попытки «разобраться» (то есть дать определения) выглядят особенно неуклюжими – слишком всеобъемлющие категории приходится описывать. Но выпускников это не смущает, они нанизывают синонимы: что-то хорошее, светлое, приятное – неприятное, несущее вред и т. д. Иногда стараются украсить эти рассуждения цветистыми оборотами: - «Зло – обратная сторона добра, покрытая грязью и плесенью». - «Противостояние добра и зла в сердце человека имеет судьбоносный характер». - «Добро и зло взаимосвязаны, являясь сторонами одной медали». - «Каждое мгновение в человеке происходит борьба. С рождения и до смерти. А может и до рождения. А может и после смерти» Подчеркивая вечный характер конфликта между добром и злом, авторы сочинений преимущественно понимают его как борьбу добрых и злых чувств в душе человека, его нравственные сомнения и выбор. История Родиона Раскольникова в большом числе работ становится удобным материалом для таких рассуждений. - «Таким образом, читатель понимает, что люди постоянно делают выбор между добром и злом. Даже человек, совершающий милосердные поступки, может оступиться».
Некоторые из выпускников обращают внимание и на то, что акцент сделан на сердце. И стараясь объяснить это, дают свои трактовки. Иногда довольно наивные: - «…в сердце зарождается характер человека, то каким он будет». - «В сердце сосредоточенна душа человека. Именно душой человек решает, как ему поступить». А иногда вполне зрелые: - «Иногда никакие общественные нормы не могут заставить отречься от зова собственного сердца» - «Умом можно объяснить все что угодно. Сердце же абсолютно нелогично… Ведь сердце говорит на языке чувств. А понять чувства очень непросто. » При этом выпускники приходят к выводу, что итог зависит только от самого человека. - Исход этой борьбы зависит… как от самой ситуации, так и от духовного опыта человека - «В сердце, а то есть в глубине души человек определяет, на какую сторону ему встать: на сторону добра… или же на сторону зла» - «Таким образом, мы видим, что в противостоянии добра и зла победу определяет сам человек. Примет в сердце добро – сделает мир добрее, сделает хорошо себе и окружающим. Примет зло, и скорее всего, его судьба будет тяжелой. Путь добра всегда более сложен, но нужно уметь делать правильный выбор».
Таким образом, наиболее типичными недостатками сочинений, выявляемых при их оценке по критерию 1 являются следующие: - неумение анализировать формулировку темы и определять ракурс ее раскрытия; - непонимании смысла философских, нравственно-этических, социально-психологических понятий, в том числе использованных в формулировке темы; - неумение формулировать главную мысль сочинения, содержащую в свернутом виде ответ на вопрос темы; - подмена главной мысли общими утверждения, не проясняющими суть проблемного вопроса; - повторение (почти дословное) в первой части сочинения комментария к открытым тематическим направлениям; - использование заготовленных фраз, заранее оправдывающих отсутствие в сочинении конкретного ответа на вопрос темы; - создание иллюзии ответа на вопрос темы с помощью слов «потому что», «ведь», в то время как ход дальнейших рассуждений воспроизводит домашнюю заготовку, не связанную по смыслу с вопросом темы;
- неоправданное расширение темы до уровня тематического направления (в нескольких работах выпускники даже указали тематическое направление вместо темы); - использование домашней заготовки по тематическому направлению без всякой ее корректировки с учетом ракурса, заданного конкретной темой; - неудачные попытки приспособить заранее сделанные заготовки к предложенной теме; - неумение последовательно доказывать главную мысль на протяжении сочинения; - неразвитость умения создавать подлинный текст, имеющий авторский замысел и нацеленный на выражение своей позиции по поставленному в теме вопросу; его подмена псевдотекстом, сконструированным на основе формально связанных клишированных элементов; - излишняя категоричность, необоснованная прямолинейность суждений; - необоснованное использование стереотипных тезисов, содержательно обедняющих рассуждение; - отсутствие культуры авторства по отношению к чужим идеям и текстам; - наличие фактических ошибок разных типов, связанных с плохим знанием художественных произведений, узким кругозором и непониманием эпохи, о которой пишет выпускник; - неумение осмысливать проблему многоаспектно; - неспособность рассуждать по предложенной проблеме; - неумение подтверждать тезисы доказательствами; - отсутствие индивидуального подхода к раскрытию темы; - подмена рассуждения демагогическими рассуждениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|